Найти тему

Переубедить эпилептоида, или Ошибки Чацкого. Часть 3

Сцена из спектакля "Горе от ума" (Государственный Академический Малый театр СССР, 1977). Чацкий - Виталий Соломин, Фамусов - Михаил Царев
Сцена из спектакля "Горе от ума" (Государственный Академический Малый театр СССР, 1977). Чацкий - Виталий Соломин, Фамусов - Михаил Царев
Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянии...
С.А. Есенин

Итак, почему же Чацкий не видит очевидного - что Фамусов и большинство членов его общества, включая, к сожалению, и Софью - вовсе не те люди, с кем его просветительские беседы будут эффективны?

Какие факты мы имеем? Чацкий, будучи еще молодым, но уже не юношей, три года прожил за границей, впитывая истинные европейские традиции и законы. Живя до этого на Родине, он может быть не видел, насколько Россия отстала от Запада, в том числе в умении использовать здравый смысл. Но он уехал - и вдруг Родина предстала перед ним на расстоянии в том карикатурном обличье, против которого Чацкий стал бороться. А вернулся домой - и увидел подтверждения всем своим опасениям насчет России: Европа идет вперед - а дома праздность и глупость (несмотря ни на какие "проевропейские" лозунги правителей) по-прежнему берут верх над наукой и прогрессом.

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Как совершенно верно отметила в комментариях к предыдущим сериям Елена, Чацкий молод и импульсивен. Вот именно импульсивность и загнала его в тупик - вкупе с... нарциссической защитой.

Нарциссические защиты в поведении Чацкого могли начать проявляться следующим образом. Живя за рубежом и чувствуя разительный контраст с "дымом Отечества", Чацкий испытывает первое чувство: "О Боже, какой ужас, в каком ужасном месте я родился и до сих пор жил!". Гнев, страх, разочарование. Какая мысль приходит Чацкому на ум практически одновременно с этими ощущениями? "О нет, я часть России, значит, и я такой же, и я частично виноват в том, что Родина так уродлива?". И дальше действие: нет, я не такой, я гораздо лучше! Вот как быстро я впитал и принял западные убеждения! Вот как здОрово я сам умею пользоваться здравым смыслом и логикой, в отличие от загнивающего "фамусовского" общества! Вот я вернусь и им покажу! Я спасу Отечество от Фамусовых и им подобных!

И начал показывать. Всем подряд, начиная от Софьи и заканчивая людьми, с которыми на вечернем приеме у Фамусова он встречается впервые. Показывать, подталкиваемый не логикой, а чувствами и эмоциями, а также в общем неверными представлениями о собственном даже не просто превосходстве, а праве остальных учить, не стесняясь в выражениях.

Снова верно заметили уважаемые комментаторы: кому будет приятно, если оскорбляют твоих знакомых и родственников, какими бы недалекими они на самом деле ни были? А Софья - ну да, она реагирует не так прямо и искренне, как западные барышни, она не говорит многого напрямик, а использует девичьи ужимки - ну так она и никогда не жила за границей, она иначе воспитана (несмотря на гувернантку-француженку, все же первую скрипку в воспитании Софьи играли нравы Москвы). Есть ли у Чацкого право Софью за это упрекать?

Но Чацкий поглощен эмоциями и неверными убеждениями, одновременно эти эмоции вызвавшими и на этих эмоциях основанными. Он никак не смог вовремя включить разум.

Меж тем, на мой взгляд, даже в "фамусовском обществе" можно было бы найти тех, на кого можно опереться в пропаганде прогресса. Кто это - конечно, не сам Фамусов ("не слушаю! под суд!") и не Молчалин, личность которого мы разобрали еще раньше в статье об инвертированном нарциссе. Почему это не Софья - и кого из присутствовавших на вечеринке можно было бы привлечь в союзники Чацкого - поговорим в следующей серии.