Внимательные зрители ежегодного Парада Победы на Красной площади наверняка замечали, что российские ОБТ в лице всевозможных модификаций Т-72, Т-80 и Т-90 участвуют в торжественном мероприятии со слегка повернутой направо башней.
Нередко в таких случаях шутят (а кто-то говорит всерьез), что машины, подобно пешим колоннам, выполняют команду "Равнение направо", которую дает командующий парадом перед его началом.
Исключением из этого правила в случае с танками является перспективный Т-14 на гусеничной платформе "Армата". Лишь новинка "Уралвагонзавода" пересекает Красную площадь с ориентированным строго вперед орудием.
Варианта два: либо танк до сих пор не обучен выполнять равнение направо вопреки воле командующего парадом, за что так и не пошел в серийное производство, либо есть иная причина, объясняющая положение башен.
На самом деле ответ, как оно чаще всего и бывает, лежит на поверхности. Достаточно рассмотреть особенности классической компоновки Т-72, Т-80 и Т-90, а затем сравнить их с особенностями обновленной компоновки Т-14.
Дело в том, что место механика-водителя в ОБТ, стоящих на вооружении ВС России, расположено по центру корпуса танка за ВЛД. Следовательно, люк мехвода также расположен в центре. Одновременно, следуя канонам советской школы танкостроения, машины имеют минимально возможную высоту и заброневой объем.
Как итог: при ориентированной вперед башне мехвод не будет иметь возможности вести машину, высунувшись из люка. Ему попросту помешает ствол.
Выход прост - немного повернуть башню и позволить мехводу вести машину не через триплекс. Важно заметить, что этот прием необходим не только для парада. Танки поворачивают башни и на марше - по тем же причинам, да и чтобы впереди идущую машину стволом не пугать.
А почему вправо, а не влево?
Думаю, мехводу и дела нет, с какой стороны от него будет располагаться орудие. Можно было бы повернуть и влево, но если на одной дороге окажутся две встречные танковые колонны, которые обратили свои пушки влево, в лучшем случае начнется фехтование на шпагах, а в худшем - машины и их экипаж получат повреждения.
Поэтому и вправо.
А что же "Армата"?
Т-14 отличается от предшественников своей компоновкой, которая подразумевает расположение всех членов экипажа в бронекапсуле корпуса, тогда как боевой модуль является необитаемым.
Вряд ли троих человек следовало снабжать лишь одним люком, подумали танкостроители и оснастили "Армату" двумя люками, расположенными по обе стороны от пушки. Теперь орудие не мешало мехводу дышать свежим воздухом, и его решили ориентировать вперед.
Спасибо за просмотр!
Больше фотографий и заметок публикую в своем Telegram-канале. Буду рад новым визитам и там!