Беседы о литературе прекрасны. Особенно если разговор ведется с умным и знающим человеком. Я стал одним из участников очень информативной беседы с Евгением Жариновым. Пусть и как наблюдатель через платформу YouTube.
Евгению задавали самые интересные вопросы о литературе, а он давал на них очень хорошие ответы. Сколько сейчас читают? Чем отличается хорошая литература от плохой? Как помочь ребёнку полюбить книгу? Я вытянул из всех умозаключений Евгения ответы на эти и другие вопросы и буду рад ими с вами поделиться.
Сколько сейчас читают книг?
По словам Евгения сейчас считается много, если человек прочитал 3 книги в год. Это 60% людей в нашей стране! Остальные же не читают вовсе.
Когда Евгений Викторович учился на филфаке, им нужно было за пол года прочитать более 100 книг. Сейчас же, когда Евгений сам стал преподавателем, он удивляется, как мало стал читать студент-филолог. Всё дело в кризисе образования. Классическое и академическое образование заменяется утилитарным.
Цитата: "То есть то, что в советское время называлось подготовка ПТУ. Профессионально-технические навыки, человек их осваивает, а потом, как белка в колесе всю жизнь работает с этими профессионально-техническими навыками, пока у социума есть к этому потребность."
А академическое образование бесполезно, в отличие от утилитарного. Но никто не знает, что такое польза.
"Мир сейчас устроен таким образом, что счастье - синоним наслаждения, а наслаждение всегда физическое. Чтобы получить физическое наслаждение у тебя должно быть много денег."
Получается такая формула: счастье = деньги.
Что читать?
Евгений считает, что читать можно всё. Любое чтение развивает! Даже если вы читаете ерунду. Чтение необходимо также, как нужно ходить, дышать и путешествовать. Если человек ничего не читает, то это страшно.
Как графоман становится писателем?
"Любой великий писатель начинает с графомании! Графоман - это тот, у которого есть мания, страсть к букве. Если ты не любишь писать, если ты не любишь марать бумагу, то какой ты писатель?"
Графомания является необходимым условием для писателя. Никто не знает, где эта грань. Графоман порождает мертвый текст, а писатель начинает ощущать себя писателем тогда, когда рукопись вступает с ним в диалог.
Евгений приводит отличный пример. Стивен Кинг рассказывал, как он перестал быть графоманом. Он писал и писал, но вдруг понял, что его текст ожил. Стивен сравнил это со старым трактором, в котором ты дергаешь за все рычаги, хватаешь за нужный, и трактор заводится. Без всякого критика он понял, что стал писателем, потому что его текст ожил, поехал.
Чем отличается хорошая литература от плохой?
"Хорошую литературу вообще очень трудно читать. Она не лезет в глаза. Она требует от читателя труда, серьёзной духовной работы. В противном случае, если эта литература лезет сама вам в глаза, то здесь есть какой-то фокус."
Сейчас полно курсов, где людей учат писать прозу. Как выстроить рассказ, что такое композиция и так далее. Всё это фокусы. На таких курсах учат именно ремеслу писателя, ведь писательство и есть ремесло. Ему можно научиться, но этого недостаточно. Плохая литература строится только по ремеслу.
У любого талантливого писателя (не ремесленника) текст - это всегда акт творения.
"В этом тексте он (талантливый писатель) придумывает своё пространство и своё время, а пространство и время - это два критерия вселенной."
Евгений говорит о том, что наше пространство и время существуют по законам Бога, что именно он создал эти два критерия вселенной. Так вот творцы спорят с Богом, они создают своё пространство и время.
"Если вы читаете рассказ, и вы чувствуете, что с первой фразы, с первого слова вас сразу вводят в созданный мир, которого нет в реальности, но он дан вам как абсолютно реальный, то вот хорошая литература."
Мат в литературе
Евгения Викторовича спросили "Как Вы относитесь к данному приёму в произведениях?", и он дал следующий ответ.
"Всё определяется художественной целесообразностью. Если это художественно целесообразно, то это не вызывает никаких нареканий. Если это делается, потому что автор никакой другой лексикой не владеет, то это никому не нужно. Даже самому автору. Ругаться надо тоже уметь."
Тут Евгений вспоминает о матерных стихах наших великих поэтов, о которых мало кто знает. Всё из-за того, что литературу нам в школе преподают кастрировано, выборочно.
"Литература классическая не знает цензуры. Её писали не завучи и не министры просвещения."
Также звучит следующий вопрос "Как так получается, что именно таких людей, которые мало понимают в литературе, как она пишется, как она сделана, выносит наверх волна?", и Евгений даёт свой ответ:
"А что у нас на поверхности обычно плавает? Это почти закон физики. Наверх всплывает то, что легче."
Как помочь ребёнку полюбить книгу?
"Любая тема, которая кажется запретной, если вы со своим ребёнком её обсуждаете наедине, и вы с ним её читаете, она сразу теряет всю опасную свою остроту."
Нужно просто с ребёнком читать и попробовать убедить в величии литературы. Ходите с ним по музеям, в кино, развивайте во всех направлениях и развивайтесь сами.
Итог
Рука не поднялась портить всё своим мнением. Я лишь постарался познакомить вас с некоторыми вещами, которые были затронуты в этой беседе и стали для меня значимыми. Для большей пользы и информативности рекомендую самим посмотреть данный видеоролик, ведь я многое оставил за бортом. Оно того стоит!
#книги #интервью #чточитать #интересныевопросы #литература #евгенийжаринов