2,6K подписчиков

«Дорогами Петра» на Mitsubishi Pajero: как это было

179 прочитали

16 июля в Москве финишировала уникальная и самая масштабная гонка в мире ралли-рейдов – «Шелковый путь-2022».

Ралли-марафон общей протяженностью 4474 километра, из которых 2800 километров представляли собой скоростные участки, стартовал 7 июля в Астрахани. 80 экипажей из 20 стран приняли участие в соревновании, маршрут которого пролегал через Калмыкию, Волгоградскую, Тульскую и Липецкую области, а также, впервые в этом году, через Республику Дагестан и Чеченскую Республику.

16 июля в Москве финишировала уникальная и самая масштабная гонка в мире ралли-рейдов – «Шелковый путь-2022».

В ралли 2022 года, помимо опытных гонщиков, приняли участие любители и новички автоспорта, которые преодолели тот же маршрут по идущей параллельно сервисной дороге на собственных внедорожниках в рамках специальной категории «Дорогами Петра» – в честь 350-летия со Дня рождения Петра I. 19 любительских экипажей проехали вместе с гонщиками по всем этапам ралли, выполняя специальные тематические задания, связанные с эпохой великого императора, соблюдая при этом определенную скорость и отмечаясь на контрольных пунктах.

Среди участников специальной категории были пилот Олег Заикин и штурман Павел Агапов из Мордовии, стартовавшие под номером 509 на внедорожнике Mitsubishi Pajero. Спустя 10 дней и почти 4500 километров пути они финишировали в спортивном комплексе «Лужники» в Москве, завоевав 6 место из 19.

16 июля в Москве финишировала уникальная и самая масштабная гонка в мире ралли-рейдов – «Шелковый путь-2022».-2

Мы пообщались с пилотом Олегом Заикиным, чтобы из первых уст услышать, как это было.

Почему решили принять участие в ралли?

– Начиналось все как хобби, с трофи-рейдов: мы строили свой автомобиль, участвовали в соревнованиях, в основном, в областных чемпионатах. Затем стали наблюдать и за другими дисциплинами, а со временем стали не просто участниками, но и организаторами, например, мы почти каждую зиму организовывали синхронные спринты на открытом льду. В то же время мы организовывали трофейные гонки, включая Чемпионат Республики Мордовия по трофи-рейдам, сами были и меценатами, и спонсорами, и участниками – полностью погрузились в эту дисциплину. Дальше – больше. Помимо ледовых и трофейных гонок, естественно, тянуло к раллийным гонкам.

Однажды мы попали в качестве зрителей на один из этапов ралли-рейда «Шелковый путь», нам тогда повезло – мы смогли увидеть гонщиков мировой известности, и решили, что в следующий раз мы либо посмотрим больше участков «Шелкового пути», либо будем уже рассматривать вариант участия.

В 2020 году мы попали на этап «Золото Кагана» в Астрахани. Тогда там можно было зарегистрироваться только в качестве представителя прессы, что мы и сделали. На «Золото Кагана» мы поехали на автомобиле Mitsubishi Pajero, на котором впоследствии участвовали в специальном зачете «Шелкового пути» в этом году. В итоге мы смогли сделать эксклюзивный кадр, на котором запечатлен Камаз с оторванным передним колесом, и наш кадр даже попал в пресс-релиз «Золота Кагана», потому что мы были последними из корреспондентов, кто проехал по спецучастку, где оставались уже только сломанные автомобили. Кстати, тогда же мы попали под проливной дождь. Моментально затопило все колеи, вода была, может быть, выше ступицы, по фары, и мы на нашем Mitsubishi Pajero 1994 года при видимости в 1 метр, по разбитому тяжелыми грузовиками бездорожью выехали все-таки на асфальт и не застряли.

Естественно, теперь нашим желанием было уже попасть каким-то образом в зачет. И вот в 2022 году нам это удалось. Мы собрались и поехали. Было несколько вариантов участия: снова в зачете «пресса», спортивный зачет, но для участия в нем необходим каркасный автомобиль, и еще два зачета – «Легенда» и «Гранд тур». В зачете «Легенда», опять же, автомобилю требовался каркас, который в этом году мы еще не подготовили, поэтому мы остановили свой выбор на зачете «Гранд тур». Этот зачет позволяет принимать участие в гонке на любом стоковом автомобиле, дает возможность заехать на спецучасток после всех гонщиков, и в то же время он достаточно безопасный. Также большой плюс – это возможность жить вместе с гонщиками, общаться с ними, фотографироваться, полностью погрузиться в жизнь ралли-рейда «Шелковый путь», что мы и сделали.

16 июля в Москве финишировала уникальная и самая масштабная гонка в мире ралли-рейдов – «Шелковый путь-2022».-3

А почему именно на автомобиле Mitsubishi?

– Это автомобиль моего товарища Олега Федякина, он его купил изначально для своей семьи, для поездок в путешествия, в том числе дальние. Наверное, изначально он не планировал участвовать на нем в ралли-рейдах. Автомобиль 1994 года с 3,5-литровым атмосферным двигателем. Олег говорит, что автомобиль стоковый, ничего в нем не меняли. На «Шелковом пути» большим преимуществом является наличие круиз-контроля, потому что на лиазонах* между спецучастками нужно удерживать скорость в соответствии с ПДД, и чем ближе к разрешенной скорости ты движешься, тем быстрее, соответственно, доберешься. А у нас круиз-контроль на тот момент не работал. Еще у нас была резервная история на случай, если не получится ехать на нашем автомобиле – мы планировали брать тестовый автомобиль у спонсоров. Но, как мы понимаем по итогу пройденного пути, все-таки у Pajero было больше зрителей и фанатов, чем могло бы быть у автомобиля, который предоставил бы нам один из дилеров в нашем регионе. Мы видели, какое внимание привлекал Pajero. Люди проходили, смотрели и говорили, что Pajero – это настоящая легенда, история ралли-рейдов.

Чем зачет «Гранд Тур» отличался от основного зачета?

– Основной зачет – это зачет спортсменов, которые имеют лицензию, автомобили, построенные по всем правилам ралли-рейдов, с омологированными каркасом и бензобаком, экипировкой. Если что-то не соответствует регламенту, то спортсмен не проходит административную и техническую инспекцию. В нашем случае, в «Гранд Туре», допускались стоковые автомобили с клиренсом не менее 20 см, без каркаса и экипировки. По регламенту необходимо только иметь огнетушитель, буксировочный трос длиной не меньше 5 метров, аптечку, знак аварийной остановки, спортивные знаки OK и SOS. То есть у спортсменов жесткий регламент, ограничения по моторам, по турбинам, по рестрикторам, в нашем случае – это сток, нужно иметь только необходимый минимум.

Но самое главное отличие заключается в том, что мы все-таки ездили параллельными со спортивным зачетом дорогами. В спортивном зачете бездорожье составляет, условно, 90% маршрута, а мы 10–20% пути едем по бездорожью, а в остальном – по дорогам общего пользования. У каждого экипажа была контрольная карта, в которой указывалось точное время выезда на спецучасток и давалось определенное время, чтобы прибыть в следующий пункт, на следующем пункте отмечалось время приезда и давалось ограничение по времени, предположим, проехать 300 км за 4 часа. А по пути нужно выполнять творческие задания: нам давался список из 4–5 вопросов, которые нужно было разгадать, посетить определенные точки, сфотографировать и при этом проложить маршрут по этим точкам с минимальным расстоянием: кто проехал меньшее расстояние от въезда до финиша, тот и победил. По скорости ограничений не было, но нужно было приехать в свое время – за опоздания начислялись штрафы. Чтобы проехать минимальное расстояние приходилось ехать по идеальной траектории и все левые и правые повороты проходить по идеальной траектории, потому что каждый поворот, где ты взял на полметра или даже на 10 см шире, дает тебе к финишу плюс 100 метров, а это расстояние может быть разницей между 1-м и 2-м или 5-м и 6-м местами. Кроме того, к финишу в Москву нужно было приехать к 16:00. Те, кто приехал в 16:01 или даже опоздал на 1 секунду, не имел права заехать на подиум и терял все, что он заработал в ходе гонки.

То есть суть всего зачета – проехать наименьшее расстояние за определенное время. А у спортсменов, естественно, зачет стандартный: у них есть ограничения по скорости, но нет ограничений по приезду, то есть кто быстрее прибыл к финишу, без поломок и без штрафов, тот и победил. В нашем случае победителем становится тот, кто проехал меньшее расстояние и набрал меньше всего штрафов.

16 июля в Москве финишировала уникальная и самая масштабная гонка в мире ралли-рейдов – «Шелковый путь-2022».-4

Что было самым сложным на маршруте?

– Сложным было, наверное, ожидание результатов каждого дня, мы получали их раз в 3–4 дня. Хотя хотелось бы узнавать результаты как можно быстрее, чтобы понимать, как нам идти следующий участок и знать, где мы ошиблись, чтобы скорректировать свою тактику. Томительное ожидание результатов было, скорее всего, самым сложным. Сказать, что сама гонка была сложной… Да, она сложная – это международная гонка, одна из лучших на планете, но мы за этим и ехали, потому что сложности закаляют. В легких гонках смысла нет. Сложности делают спортсмена спортсменом.

Было бы сложно не доехать до финиша или задержаться на одну секунду. Проехать всю гонку и не подняться на подиум – вот это было бы сложно, а все остальное – это просто ерунда.

А что самым интересным? Что запомнилось больше всего?

– В Чечне маршрут пролегал по двум серпантинам, один из них – до высокогорного озера Кезенойам, по асфальту. Ограничение скорости на серпантине – 50 км/ч, по нашему регламенту мы должны были ехать со скоростью 49 км/ч или 50 км/ч – не больше. Машина не подводила и было прекрасно, конечно, 20–30 км проехать по серпантину, по идеальному асфальту. Дорога обратно по этому же серпантину была интереснее, потому что нас быстро нагнали наши оппоненты на двух Камазах под бортовыми номерами 511 и 512. Сначала мы их пропустили, потому что, если идущий сзади автомобиль нагнал, нужно пропускать – это гоночный стандарт. Так вот интересно было наблюдать, как Камаз пытается уйти в пределах скоростных режимов, так как на серпантине особо не разгонишься, иначе вылетишь и даже не успеешь отреагировать. Но все же гонка по серпантину мне и моему штурману Павлу Агапову понравилась, потому что мы ни на секунду не отставали от Камаза, держались где-то в 2–6 метрах от него, дышали ему в спину. Ехали мы до тех пор, пока Камаз не устал убегать от нас. На одном из поворотов на серпантине он моргнул правым поворотником, но мы поняли, что сейчас нет смысла его обгонять, потому что позже он снова нас нагонит, проще, конечно, держаться за лидером, это все знают.

На следующий день мы ехали по гравийному серпантину и было интересно, как Pajero поведет себя в гравийной белой доломитовой пыли на расстоянии больше десятка километров в условиях очень плохой видимости. Автомобиль ни разу нас не подвел, мы ехали только по цвету габаритов, потому что видимость была почти нулевая, облако пыли поднималось и висело на расстоянии сотни, может быть, двухсот метров. Ехать на сложных спецучастках, на пределе автомобиля и на своем пределе – вот это самое интересное для участников, для пилотов, штурманов и для машин. Интересно чувствовать ту тонкую грань, когда дальше уже нельзя – либо ты представляешь опасность для себя, либо для экипажей своих оппонентов, либо и для тех, и для других. Вот это было самым интересным.

16 июля в Москве финишировала уникальная и самая масштабная гонка в мире ралли-рейдов – «Шелковый путь-2022».-6

Mitsubishi Pajero ни разу не подвел вас?

– На протяжении всей гонки мы ехали, даже не задумываясь, что у нас будут или были какие-то проблемы. Наша задача была доехать до финиша, подняться на подиум в Лужниках, в Москве, мы это сделали, и Mitsubishi Pajero нас не подвел. Один раз при прохождении ям и кочек открутилась защита, но это не стоковая защита, мы ее ставили сами, и это нормально. Единственное, как я уже говорил, не хватало круиз-контроля. Если бы он был, гонка могла бы сложиться совсем по-другому. Поэтому мы даже рады, что круиз-контроль не работал – мы почувствовали гонку иначе, чем все остальные, кто мог позволить себе ехать на круизе. Такой опыт, может быть, не у всех есть и этим он и хорош.

Планируете участие в гонке в следующем году и в каком формате?

– Да, планируем участие в следующем году, останавливаться нельзя, это только начало. Есть множество вариантов участия: либо в туристическом зачете на одной машине, либо в том же зачете на двух машинах. Есть вариант участия сразу в двух зачетах – и в туристическом, и в спортивном зачете «Легенда». Для зачета «Легенды» мы хотели бы выбрать Mitsubishi Pajero Evolution – это как раз самый легендарный Дакаровский автомобиль. Хотелось бы увидеть минимум два экипажа от своей команды, возможно, это будут чисто женские экипажи, от 4 до 7 женщин в каждом. А вообще, нам бы хотелось видеть два автомобиля: Mitsubishi Pajero в туристическом зачете, возможно, семиместную версию, и пикап L200. И наше самое большое желание – выехать на 4 машинах: 2 машины в туристическом зачете и 2 машины в зачете «Легенда». В зачете «Легенда» 4 участника, в каждом автомобиле мужчины, а в туристическом – от 8 до 14 женщин. Есть желание сделать то, что еще никто не делал. В мире, по нашим данным, ни разу никто не проехал двумя женскими экипажами по 4 человека гонку расстоянием от 5 тыс. до 10 тыс. километров. Это был бы уникальный опыт и для производителей автомобилей, и для организаторов гонки, и для команды.

* Часть маршрута с установленной нормой времени между последовательными пунктами контроля

Все фотографии предоставлены участниками гонки.