Найти тему
Чернокнижник

"Какъ я провелъ это лѣто?" Вспоминаем советское образование и размышляем о дореволюционном

Начало сентября - хороший повод вспомнить об образовании. И если советским практикам в данной сфере посвящены многие статьи, а нынешнему курсу РФ с такими нововведениями, как ЕГЭ, и того больше, то с сожалением приходиться констатировать: опыт прежней России забыт и мало кому интересен.

Данное обстоятельство - корень многих проблем, т. к. нет кажется области более важной в общественной жизни. У нас же диалог о том, каким должно быть образование, не выходит за рамки «всё отменить и сделать так, как было». Причём это самое «так, как было» ограничено скромными семьюдесятью годами, в пределах которых, безусловно, есть многое, что заслуживает внимания, но сколь много того, что не прошло проверки временем, что разрушило некогда сплочённое, кажущаяся единым, общество.

Можно ли вообще говорить о дискуссии в данном вопросе? Возможно, из тех, кто хочет «оставить всё, как есть», и тех, кто хочет сделать «так, как было», не правы оба?

Чтобы картина происходящего стала чуточку яснее, стоит обратиться - пусть и сперва в самом малом аспекте - к тому наследию, что некогда оказалось поругано и мифологизировано.

Из воспоминаний о школьных годах, должно быть, многие сохранили типичную (как раз для сентября) тему для сочинений: «Как я провёл это лето?» Наверняка на выбор предлагались и другие темы, но кто сейчас сможет их припомнить, кто предпочитал их этой - самой типичной и распространённой.

-2

Вариантам «для галочки», для того, чтобы «просто были», некогда предлагались такие, которые могут многое поведать об устройстве, внутреннем мире, увлечениях и интересах учащегося гимназиста.

Соразмерно накопленному жизненному опыту, пониманию того, какими должны быть жизненные ориентиры порядочного человека, для учащихся старших классов предлагались темы, которые и для уже сформированного, взрослого, могут показаться непростыми, требующими особого внимания, больших духовных сил.

-3

Не это ли участие в размышлениях на столь сложные темы с самого раннего возраста и послужило той самой почвой, на которой вырос, например, Ф. М. Достоевский? Не эти ли семена, брошенные когда-то во время обучения, проросли и создали писателя?

Ведь существуют темы, о которых должен думать и стар и млад, и прекрасно, когда к их осмыслению приглашают детей, не давая им готовых ответов. Кто знает: возможно, и среди теперешних школьников есть новый Достоевский, вынужденный расписывать своё - «как я провел это лето».