Педагогическая поэма до Макаренко: воспитание и образование в дореволюционной прессе

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и так далее. Каждый педагог может найти для себя подходящее издание, соответствующее его ожиданиям и компетенциям. Но так было не всегда.

Первые педагогические журналы увидели свет еще в начале XIXвека, например, «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (1803). До этого все вопросы и проблемы воспитания освещались в литературно-общественной периодике. Активное становление журналов о воспитании и образовании началось в России накануне реформ 1860-х годов: появляются «Русский педагогический вестник» (1857), «Воспитание» (1860) и другие. С середины XIX века число подобных изданий только растет, возникает и развивается педагогическая журналистика, поднимающая вопросы реформ образования, нравственного и умственного воспитания новых поколений, а также демонстрирующая методические приемы и новинки с опорой на зарубежный опыт и так далее.

Мы попытаемся в этом небольшом обзоре показать разнообразие и богатство материала, публикуемого на страницах педагогических дореволюционных журналов. Первым и старейшим в нашем фонде изданием является «Воспитание» – ежемесячный журнал для родителей и наставников, издававшийся с 1860 по 1865 г., сначала в Петербурге, с 1861 г. – в Москве.

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-2

Изначально он являлся либеральным изданием, с 1861 г. стал придерживаться правительственной точки зрения и консервативного направления. С 1864 г. – «Журнал для родителей и наставников» с выпуском 2 раза в месяц.

Существовало издание благодаря обязательной подписке казенных учебных заведений ряда учебных округов, которое к 1863 г. сократилось почти в 4 раза.

С «Воспитанием» сотрудничали краевед и историк Г. М. Веселовский, поэт и литературный критик Н. А. Добролюбов, писатель Н. Г. Помяловский, правовед и историк философии П. Г. Редкин, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский и другие.

В журнале печатались статьи иностранных (в основном немецких и французских) и русских педагогов по дидактике и педагогике, материалы по преподаванию истории, словесности, географии, физике и другим наукам. Публиковались очерки зарубежных коллег об опыте работы европейских и даже восточных учебных заведений. Конечно, печатались распоряжения правительства, годовые отчеты учебных округов, другие официальные и статистические документы. Все это хорошо отражено в структуре разделов –например, в т. XIII за 1863 г. (единственный том «Воспитания», хранящийся в нашем фонде). Так, в журнале существовали такие разделы, как: «Воспитание и обучение», «Критика», «Открытые вопросы и ответы», «Педагогическая летопись», которая делится на «Внутренние известия» и «Иностранные известия».

В этом томе «Воспитания» на протяжении всех 6 книг напечатан перевод романа «для народа» немецкого педагога Х. Г. Зальцмана «Конрад Кифер, или Наставление к разумному воспитанию детей» (1796). Автор был основателем знаменитой школы-интерната в Шнепфентале, которая стала своеобразным пионером в области образования. Зальцман в обучении воспитанников делал акцент на изучении языков, физические упражнения и практические работы. Школа имела поддержку правительства.

В кн. VI дана статья П. Д. Шестакова «Реальная школа доктора Ланге в Хамбурге» о частном учебном заведении, открытом 29 апреля 1857 г. немецким педагогом Ф. В. Ланге. Школа позиционировала себя как образовательное и воспитательное учреждение, стремилась развивать равномерно духовные силы и способности учащихся, помогать становлению «крепких характером людей». Учебный материал был не целью обучения, а «средством для развития ума и сердца». В заведении преподавались чтение, письмо, языки (немецкий, французский, английский, греческий, испанский, латинский), арифметика, алгебра, история, география, история, физика, начала химии, пение и рисование. На момент написания материала в школе обучалось 280 мальчиков, и все являлись приходящими.

В кн. V любопытна статья В. Книзе «О каникулах» (в ней ставится вопрос о необходимости оных) – это ответ на материал В. Н. Даля «Об учителях, инспекторах, директорах и каникулах» из кн. II.

Ряд статей посвящен выдаче стипендий родителям на обучение детей, о взимании платы за обучение, даны рекомендации по выбору учебных пособий и книг для чтения, поднимаются вопросы о репетициях выпускных экзаменов, печатаются правила получения аттестатов различных гимназий, академий и прочее.

«Дошкольное воспитание» – киевский «журнал для матерей и воспитательниц», издававшийся с 1911 по 1916 г. по 9 номеров в год. Это было издание Киевского общества народных детских садов, его основателем и редактором журнала выступала Н. Д. Лубенец – известный педагог, развивавшая идею эстетического развития ребенка.

Киевское общество народных детских садов своей задачей видело открытие именно народных учебных заведений и содержалось на пожертвования. Министерство народного образования финансировать общество отказалось. Но, в конце концов, было открыто три детских сада, приют и школа – все на пожертвования частных лиц. Занятия проводились по фребелевской системе (игры на свежем воздухе, гимнастика, пение, упражнения с различными материалами), имелось двухразовое питание.

В журнале печатались материалы зарубежного опыта дошкольного образования, съездов по семейному воспитанию, информация о детских журналах, новинках литературы о детях и для них, программы занятий в детских садах, статьи по занятиям ручным развивающим трудом (лепка, рисование, изготовление игрушек и другие), педагогическая хроника с новостями обществ детского образования и детских садов России и заграницы и многое другое.

Так, № 1 за 1913 г. открывается статьей П. Егунова «О сказках», в которой автор ставит вопрос, как рассказывать детям сказки? Они, писал автор, «закладывают в душе ребенка основы нравственности, научают отличать добро от зла, хорошее от дурного, насаждают любовь, альтруизм, развивают любовь к знанию».

Прежде чем рассказывать сказку, рассказчик должен хорошо с ней ознакомиться, проанализировать ее, отделить главное от второстепенного, в короткие сказки внести «придуманные им самим различные подробности», сохраняя при этом логичный ход событий. Рассказчику необходимо полюбить сказку, только после этого можно рассказывать ее другим.

Выбор сказки для ребенка зависит от его психологии и возраста. Егунов рекомендует тексты Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, греческую мифологию, библейские рассказы.

Рассказывать стоит с увлечением, драматизмом, передавать эмоции героев сказки:

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-3

Сказка должна приносить ребенку пользу, нужно, чтобы она запомнилась. Это достигается тремя способами – повторением детям прослушанной сказки, вырезанием силуэтов персонажей или разыгрыванием детьми сценок из прослушанной сказки.

Об иностранном опыте работы детских садов узнаем в статьях «По детским садам заграницы» Н. Каринцева и «Свободный детский сад в трущобах Манчестера» М. Парланда.

З. В. делится с читателями таким материалом, как «Изготовление игрушек детьми» – на нескольких страницах подробно описано, как можно изготовить мебель из еловых веточек, спичечных коробков:

В № 1 за 1914 г. поднимаются вопросы гигиены. В очерке Е. Иорданской «Всероссийская выставка по гигиене в Петербурге» дан небольшой обзор этого мероприятия. Выставку посещали врачи, учителя, приезжие и сами петербуржцы, публику в праздничные дни составляли «рабочие и простонародье».

Большим успехом пользовались экспонаты, касающиеся жизни каждого человека – модели здорового и больного мяса, пищевых изделий, образцы недоброкачественных продуктов, фальсифицированных различными вредными веществами.

Были представлены образцы больничных палат, модели больниц, родильных домов, детских отделений; также публике были показаны модели ночлежных домов Петербурга и Москвы, модели канализационной системы и водопровода этих крупнейших городов страны.

Множество экспонатов было посвящено медицинскому и школьному делу (модели и фотографии, таблицы, диаграммы, планы, карты). Также были показаны экспонаты парфюмерии, косметики, аптекарских и ветеринарных товаров.

М. Микаэлис пишет статью «Гигиена ребенка», говоря о том, что дети не являются взрослым человеком в миниатюре, сравнивает малышей с гусеницей, которая в процессе развития становится сначала куколкой, потом бабочкой. Воспитатели детских садов и родители не должны терять ребенка из виду, соблюдать режимы приема пищи и сна ребенка, содержать его и его окружение в должных гигиенических условиях и чистоте. «Ребенок страдает от двух зол: главным образом, от недостатка сна, а затем от плохого питания», – пишет Микаэлис. Дневной сон необходим детям, час-полтора в день не меньше – это главная детская потребность.

Также в этом номере знакомимся с новинками книг для детского чтения:

«Свободное воспитание» – ежемесячный московский иллюстрированный журнал для учителей и родителей. Издавался в период с 1907 по 1918 г., в последний год выхода был переименован в «Свободное воспитание и свободная школа».

Журнал был критически настроен против педагогики старой школы, выступал за реформы образования, свободу педагогического творчества. В издании освещался опыт западных школ, печатались материалы о новых течениях в педагогике, различные методические статьи, очерки по организации экскурсий, школьных музеев, также публиковались материалы о детском ручном труде, внешкольном образовании, детских библиотеках.

Идеал нового воспитания редакция журнала видела в развитии способностей и сил ребёнка, не основанное на ограничениях.

Так, о зарубежном опыте преподавания можно узнать из № 9 за 1907–1908 гг. в статье О. Кайдановой «Сиротский дом Прево и его создатель – Поль Робен».

Сиротский дом был основан во Франции в 1853 г. филантропом И. Г. Прево (реорганизован педагогом П. Робеном в 80-е года XIX века). В доме обучались искусству и наукам порядка 180 детей обоих полов от 4 до 16 лет.

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-6

Принципы воспитания, которых придерживался Робен, были следующими:

· воспитание должно быть всесторонним, развивать все стороны человеческой природы;

· в основу воспитания должен быть положен физический труд;

воспитание должно быть совместным – детям и подросткам обоих полов следует воспитываться вместе. Это помогает выработать дальнейшие товарищеские отношения между юношами и девушками.

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-7

В статье подробно описывается распорядок дня воспитанников: занятия, физические упражнения и работы на свежем воздухе, плавание (летом работал бассейн с водой, насыщенной солью – все дети умели плавать), прогулки. Иногда предпринимались путешествия на 2–3 недели на море или в другой город. Все воспитанники получали серьезное музыкальное образование.

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-8

В приюте имелись различные мастерские: сапожная, столярная, гончарная, слесарная, литейная, кузнечная, переплетная. Имелась своя типография, где два раза в год выпускался бюллетень «Интегральное воспитание». Земледельческая мастерская простиралась на 15 гектаров садов и полей, содержались коровы, лошади, свиньи, кролики, птичий двор.

Таким образом, приют содержался силами и трудом воспитанников, которые сами изготовляли все необходимое для жизни: от одежды и обуви до самовыротого бассейна. Дети выпускались из приюта «умственно развитыми людьми, эстетически-образованными рабочими-ремесленниками».

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-9

Также в номере любопытна статья К. Фортунатова «Пассивное обучение и научное образование в высших школах». В ней автор пишет о том, что постановка научных и образовательных занятий почти не разрабатывалась в отечественной литературе. За последние годы было проведено всего две реформы: вместо подчинения департаментам и попечителям введена автономия, а курсовую работу заменила предметная. Но эти реформы, по мнению Фортунатова, не дают положительных результатов и не влекут за собой никаких изменений. Основы, на которых строится образование, остались прежними: те же дипломы, льготы, курсы, те же лекции. Далее автор рассуждает об обязательных лекциях, пользе практических самостоятельных работ, о предметной системе образования. Необходимы коренные перемены, считает Фортунатов, а высшие школы должны прежде всего служить для научных и образовательных целей.

М. Станиславская в материале «Несколько слов об устройстве детских площадок и летних экскурсий» в ответ на письмо одной из читательниц пишет о том, что большинство детских площадок бесплатны, но на некоторых введена небольшая символическая плата (в Томске). Далее рассказывает, каким образом должна быть обустроена площадка:

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-10

Главное, чтобы дети участвовали в играх на свежем воздухе на защищенном от пыли и грязи месте – и советует целый перечень руководств к постановке таких игр. Подробный список пособий существует относительно прогулок и экскурсий.

В переводной статье «Из школьной практики» Е. Попов пишет о дешевом изготовлении стенных таблиц, рисунков и чертежей, то есть «продажные таблицы не всегда удовлетворяют всем потребностям преподавания». В качестве примера приводится опыт преподавателей школы Семпюи.

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-11

Интересная информация о ручном детском творчестве дана в № 12 за 1915–1916 гг. в переводной статье Э. Вальмели «Лепка для детей в возрасте от 4–8 лет». Автор дает методические рекомендации о занятиях для каждого возраста, например, детям четырех лет следует использовать глину и пластилин, в форме игры лепить персонажей сказки – заниматься «иллюстрацией рассказов». Пусть фигурки будут с малым количеством деталей, просто напоминать комки глины, сейчас главное не схожесть с персонажами или предметами – необходимо найти «связь с числением», то есть в процессе лепки знакомиться со счетом («Я сделаю два мячика») и т. д. Также можно проговаривать стишки, заучивая их в процессе работы. Лепить можно различные фигуры, вроде колеса, цепи, забора, исследуя возможности материала, с которым работает ребенок.

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-12

Детям постарше важно развивать привычку «внимательного наблюдения» – умение выхватывать идею из общего. Им полезно лепить с натуры (например, фрукты или овощи), воспитатель при этом должен обращать их внимание на различия и сходства предметов – из этого складывается фундамент будущей готовой работы ребенка.

В статье приводятся примеры типичного урока, множество советов преподавателям, множество иллюстративного материала в виде рисунков и фотографий. Предлагаем вам с ними ознакомиться:

«Воспитание и обучение» – санкт-петербургский ежемесячный педагогический журнал, издававшийся с 1866 по 1917 г. Издание было основано литературным критиком и писательницей М. К. Цебриковой. В журнале было напечатано огромное количество ее материала как под настоящим именем, псевдонимом (М. Артемьева), так и без подписи.

В «Воспитании и обучении» публиковались статьи по вопросам умственного и физического воспитания детей, дошкольного образования, печатались списки рекомендуемой литературы – для детского чтения и преподавательского, различные очерки педагогической критики.

Так в № 2 за 1887 г. А. Шалыгина пишет о «Воспитательном значении поэзии Пушкина» (продолжение статьи в № 4 за этот же год).

«Основное свойство в поэзии Пушкина, которое предает ей особую педагогическую ценность – это ее положительный, так сказать, гармонический характер» – пишет автор. Поэзия Александра Сергеевича постоянно утверждает читателю, что, несмотря на страдания, труды, разочарования и несовершенства, жить стоит, пусть даже с оттенком легкой грусти в душе. Как искренний поэт, Пушкин не всегда является перед читателем в образе высшего существа, погруженного в чарующие звуки своей лиры – зачастую он появляется, чтобы воспеть любовь к жизни, радость от этого.

Шалыгина с большим одобрением и восторгом отзывается о таких произведениях, как «Мороз и солнце, день чудесный», «Я вас любил», «Борис Годунов», «Дубровский», «Повести Белкина», «Моцарт и Сальери». Именно «маленькая трагедия» Пушкина является одним из величайших созданий поэта, считает Шалыгина. А главной идеей произведения называет «важную для жизни истину»: каждый человек живет не для того, чтобы сделаться первым музыкантом или великим ученым, а прежде всего для того, чтобы стать хорошим человеком. Человек действительно хороший может посмотреть в глаза первому гению и считать себя выше него, как человека, если его «дерзания не отличает высота характера». Именно эту «истину» и позабыл Сальери.

Так, главной воспитательной силой текстов Пушкина становится обилие нравственных нитей – это автор статьи подтверждает примерами произведений Александра Сергеевича и фактами из его жизни (отношения в лицее со сверстниками и преподавателями, привязанность Пушкина к няне).

Также в номере любопытны «Пособия для развлечения»:

В № 10 за 1892 г. мы узнаем о том, что такое «Притворные детские болезни». П. Каптерев пишет, что это нередкое явление, особенно у городских детей – те притворяются больными для достижения какой-то цели. Городская среда с ее условиями жизни более располагает к «комедиантским действиям» детей – зачастую этим грешат мальчики и девочки в возрасте от 11 до 15 лет, но встречаются случаи притворства и у детей 4-6 лет. Более склонны к такому поведению девочки.

Список притворных болезней обширен и разнообразен, делится на «чувствительные и двигательные» – первая группа болезней относительно невелика, когда как вторая невероятно разнообразна. Дети притворяются, что страдают головными болями, умственными расстройствами, потерей голоса, немотой, косоглазием, припадками столбняка, разными видами паралича, недержанием мочи, болезнями кожи и другие.

Степень искусства притворства у детей тоже различна – иногда они оказываются такими хорошими актерами, что способны обмануть целый консилиум врачей в больнице. Например, девочка восьми лет притворилась немой и не разговаривала пять месяцев, а один мальчик молчал целых девять.

Причинами притворных детских болезней Каптерев называет желание ребенка «доставить себе какое-либо удовольствие и избежать страдания или неудовольствия, неприятной работы». Притворяются дети, чтобы получить какую-то игрушку, освободиться от скучного урока и т. д.

В № 10 за 1897 г. интересен материал одной из создательниц российской дошкольной педагогики Е. Тихеевой «Как читают дети, и какой от этого происходит вред». Он представляет собой доклад, прочитанный в марте 1897 г. на заседании Отдела критики и библиографии детской литературы Педагогического музея военно-учебных заведений. Этот музей является первым педагогическим музеем России.

Тихеева пишет, что дети прошлых поколений росли в худших условиях, чем дети нынешнего – теперь выбор литературы для детского чтения куда более разнообразен, талантлив, издается большое количество хороших журналов. Однако, неправильная постановка детского чтения, предоставленная им свобода влекут за собой два отрицательных явления: книги часто уводят ребенка от развития истинного здорового художественного разума и отвлекают его от науки, природы и людей, поощряя лишь любовь к чтению.

Взрослея, дети отходят от сказочного литературного материала, постепенно в 12–15 лет приходя к приключенческим текстам (Верн, Рид, Купер и другие). Дети зачитываются подобной литературой, не принимая во внимание ни исторического, ни географического контекста происходящих в таких произведениях событий – то есть выхватывают лишь событийную канву сюжета, что, по мнению Тихеевой, является «бестолковым, носящим в себе болезные начала, чтением». Некоторые гимназисты с запасом нелепых хаотичных житейских и научных понятий в голове даже сбегают из дома в Америку, явившись жертвами подобного «дурно направленного чтения». Но не на всех детей так действует чтение о путешествиях – некоторые полюбят науку и природу, станут изучать их. Но чтобы это произошло, нужно знакомиться с природой и наукой на практике – «среди лесов, на охоте, в химической лаборатории, в общении со всем живущим и существующим».

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-15

Бесконтрольное детское чтение часто вредит ребенку, а школа практически ничего не делает для его литературного развития. Дети сами не в состоянии понять, какая литература является достойной, хватаясь за то, что легче, понятнее, больше действует на воображение и нервы – при этом игнорируя классику (Пушкина, Гоголя), народный эпос, античную литературу. Превратившись во взрослого читателя, ребенок сохранит те же литературные предпочтения, если не развивать его художественный вкус. Чтение должно быть «систематическим, серьезным и толковым», тогда оно станет могучим и благотворным фактором воспитания.

Еще коснемся небольших статей и заметок из разных номеров «Воспитания и обучения». Так № 1 за 1908 г. дает наставления родителям:

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-16

В № 6 за 1910 г. можно узнать о «Гигиене сна» от доктора медицинских наук Касселя. Он дает полезные сведения относительно того, сколько часов следует спать детям и какие меры следует принимать, чтобы охранить их сон:

На сегодняшний день существует множество педагогических журналов, на страницах которых учителя, воспитатели, научные работники могут рассказывать о своих достижениях, новациях, обмениваться опытом и-17

Иногда для сна ребенка нужны абсолютная тишина и мрак, присутствие близкого человека, песня, а вот укачивания – вредны, считает немецкий врач.

В № 7 за 1913 г. дается информация о «Гигиеническом нововведении», которое Франция по примеру Германии начала вводить у себя. Речь в заметке идет, по сути, о песочницах, знакомым нам всем с детства. Однако, в чем была новизна и необычность песочниц того времени?

Чтобы избавить детей от возни в грязных кучах песка и, следовательно, от заразы (например, желудочно-кишечных заболеваний) – в садах и скверах Берлина, Лейпцига и Дрездена были отведены специальные места, куда допускаются только дети. Каждое утро туда приносили кучи свежего, специального промытого песка, а вчерашний, грязный, уносили – получалось «впечатление поистине искусственного морского берега».

Во Франции прежде такой практики не было, однако теперь в Париже на нескольких территориях были созданы подобные площадки с чистым песком, который регулярно подлежит замене.

Этот небольшой обзор в рамках проекта «[НЕ]забытые журналы» мы посвятили дореволюционным периодическим изданиям о воспитании и образовании детей. Все представленные выше журналы будут экспонироваться в отделе основного книгохранения в течение сентября. Прикоснитесь к истории вместе с нами. И не забудьте заглянуть на портал ЧОУНБ, там много всего интересного: https://chelreglib.ru/ru/.

О. А. Недомовная, библиотекарь основного книгохранения