Как работают символы и чем грозит незнание этого

6,4K прочитали

90-е возращаются?

90-е возращаются? Вы застали распад СССР и 90-е гг. прошлого века? 

Старые советские символы тогда перестали работать, а внятных новых символов никто не предложил.

Вы застали распад СССР и 90-е гг. прошлого века?

Старые советские символы тогда перестали работать, а внятных новых символов никто не предложил.

В результате тревога и тоска, ощущение незащищенности, уязвленность и зависть стали доминирующими общественными настроениями.

Как это связано с тем, что происходит сейчас?

Напрямую. Сейчас тоже не за горами очередная смена символов. «Эпоха перемен», как говорят в Китае. А значит, и тревога, и тоска, и все остальные состояния могут вернуться.

И это обязательно произойдет, если в общественной жизни мы совершим такие же ошибки, какие совершили в 90-е. Поэтому стоит с символами разобраться как следует.

Человек всегда среди символов

Именно символы делают каждого из нас уверенным в завтрашнем дне и довольным собой. Независимо от эпохи: и в прошлом, и в настоящем.

Они повсюду. Встречают нас утром, когда мы проснулись, сопровождают на улице, на работе, во время отдыха. Действуют, когда мы ложимся спать. И даже снятся.

Вот почему отказ от символических систем обходится так дорого, приводя к социальной апатии и депрессии.

Но как конкретно символы защищают и вдохновляют? И можно ли обретать уверенность, покой и комфорт без них? Давайте выясним.

Видишь символ? И я не вижу. А он есть.
Видишь символ? И я не вижу. А он есть.

Приведу немного длинный, но важный пример

Представьте себе утро очередного понедельника. Вы встаете, скажем, в шесть утра, чистите зубы, пьете кофе, одеваетесь, завязываете шнурки, выходите из дома, торопитесь на работу.

Вы действуете машинально, не задумываясь. И повторяете эти операции каждое утро…

Где здесь символы? Сейчас объясню.

Их нельзя заметить, если не задуматься, не заняться самоанализом. Пробегите мысленно всю цепочку повседневных утренних действий еще раз.

Только постарайтесь остаться в рамках чистой последовательности, механики действий: 1, 2, 3, 4… Пусть смыслы, ваши цели и задачи на день побудут немного в сторонке.

Вообразите, что вы просто так, ни зачем выполняете эти действия каждый день. На протяжении десятилетий. Без цели, без мотива. Так паук инстинктивно плетет паутину, пчелы инстинктивно приносят пыльцу в улей, солдаты-среднесрочники рефлекторно «тянут лямку».

Неуютно, правда? По-моему, просто жуть.

И, конечно, так не бывает. Чаще всего мы осознаем собственные цели и смыслы. Цепочка «ранний подъем — чистка зубов — кофе — шнурки — дверь» — это на самом деле часть самопрезентации для других людей.

«Я держу слово — я аккуратен — я держу все под контролем — у меня есть вкус— я творческая личность — я вас уважаю». Вот что я на самом деле, помимо чистой функциональности, сообщаю всем, когда выполняю элементарные утренние действия.

Механические действия — это манифестации личностных смыслов. И только ради этого подтекста каждое утро мы и заставляем себя выполнять неприятные обязанности.

Символы предоставляют психологическую гарантию и защищенность. Это чистая правда

Не просто действия, но знаки идеализации и безопасности, предназначенные для убеждения других… и себя
Не просто действия, но знаки идеализации и безопасности, предназначенные для убеждения других… и себя

Усилия по соверешенстованию и безопасности присутствуют в любом нашем поступке. Даже когда я смотрю на себя в зеркало, я хочу казаться себе красивым и смелым. И поворачиваюсь к зеркалу выгодным ракурсом.

Одежда, косметика, аксессуары, мебель, пространство… Всё ради того, чтобы нравиться и «не париться».

Попробуйте заставить людей отказаться от подобного «улучшайзинга» себя, и вы получите сбитого с толку человека, который, скорее всего, не сможет ничего сделать. Будет скован по рукам и ногам.

Спокойному уверенному человеку необходимы позитивные оценки себя, частые напоминания о том, что все хорошо.

Символ – это знак, который обладает идеализирующей и/или защитной функцией

Представьте, вы проснулись утром и оказались в мире, в котором отсутствуют ВСЕ привычки. Вы не знаете, как действовать, — рефлекторных действий, навыков больше нет.

Как вы себя будете чувствовать? Не в своей тарелке. Буквально шагу не сможете ступить без напряжения. Жизнь превратится в минное поле.

Не менее властно символы управляют общественной деятельностью

То, что в примере с утренним подъемом в личном контексте было привычками, в сфере социальной практики становится традициями.

И здесь действуют абсолютно те же принципы. Говоря сильно упрощенно, традиция — это и есть коллективная привычка.

Люди в группе (маленькой, большой, или громадной) сознательно или неосознанно регулярно выполняют те или иные действия, в которых, кроме практического, всегда присутствует символическое наполнение.

90-е возращаются? Вы застали распад СССР и 90-е гг. прошлого века? 

Старые советские символы тогда перестали работать, а внятных новых символов никто не предложил.-4

В связи с этим традиционные общественные институты — вроде церкви или государственных форм управления обрастают всевозможными символами и симоволическими действиями, как днище корабля ракушками.

Ну, с улучшением понятно. А защита от кого?

Каждый раз, когда я заговариваю о том, что символы обладают защитной функцией и поэтому нуждаются в сохранении и уважении, в ответ я слышу упрек в авторитарности сознания.

«О какой защите вы говорите?» — спрашивают меня уважаемые критики. — «Мы же не на поле боя! От кого или от чего защищаться человеку с зубной щеткой в руках? А пешеходу, когда он идет по улице родного города?

Зачем вы все время придумываете врагов? Чего бояться цивилизованному человеку в 2022 году?»

Задающий эти каверзные вопросы или плохо слышит сам себя, или не понимает, о чем спрашивает

В цивилизованном городе (или цивилизованной деревне) человеку бояться действительно нечего.

Но почему? Потому что он уже надежно защищен не только городскими стенами и полицией, но как раз теми самыми символами.

90-е возращаются? Вы застали распад СССР и 90-е гг. прошлого века? 

Старые советские символы тогда перестали работать, а внятных новых символов никто не предложил.-5

Попробуйте выйти из города в глухой лес или заплыть за буйки далеко в море. Смартфон, фонарик и гарпун оставьте дома.

Ну как? Для вас по-прежнему не актуален вопрос — кого бояться? Да мало ли, кого! Хищников, акул, злодеев… Уровень тревоги сам собой повышается.

В конце концов, нашего биологического сходства с млекопитающими никто не отменял. В незнакомой, «неприрученной» с помощью символов среде большинство млекопитающих испытывает тревогу.

Задумайтесь:

✔ Почему человек, заходя в даже знакомое помещение, редко идет сразу в центр зала, а чаще движется вдоль стены? При чем скорее всего вдоль правой стены?

✔ Почему абсолютно любому из нас трудно выступать публично без привычки, особенно в незнакомой компании?

✔ Почему сложно играть в гляделки?

✔ Почему даже смелые люди иногда вздрагивают, когда кто-то неожиданно и громко окликает или свистит им вслед?

Чего люди опасаются во всех этих случаях? Помните, это же вы меня спрашивали? Все ответы связаны с символами и их действием.

Такова природа человека — для психологической уверенности нам нужно окружить пространство символическими содержаниями

Всё, что взрывает символическую понятность и цельность, доставляет нам тревогу и боль.

«Стена символов» в Древнем Египте. А какие символы сработают сейчас?
«Стена символов» в Древнем Египте. А какие символы сработают сейчас?

С помощью символов люди и обращаются к защите сил (не обязательно потусторонних, но, возможно, социальных), которые смогут обеспечить оборону.

И в традиционных обществах, и в наши дни этот закон действует одинаково. Если устранить символы города или страны, или подорвать к ним доверие, население чувствует себя тревожно, скованно, подобно тому, кто вдруг забыл, как завязывать шнурки.

Не случайно К.Г. Юнг писал о защитной стене символов.

И остальные специалисты по психологии коммуникаций, более приземленные научные авторитеты в вопросах функций символизма не так уж сильно разнятся в оценке этого вопроса (чего не скажешь, к сожалению, об определении того, что такое символ).

Живые примеры

90-е возращаются? Вы застали распад СССР и 90-е гг. прошлого века? 

Старые советские символы тогда перестали работать, а внятных новых символов никто не предложил.-7

Давайте рассмотрим, как работают символы на примере любого большого города. О, как много в нём символических пространств! Но самым главным средоточием символов, как правило, являются центральная площадь и исторические места.

В центре города находятся памятники основателям города, резиденция властей, памятные монументы, доски и культовые сооружения, которые имели значение для жителей прошлого и связаны с преемственностью поколений.

Проанализируйте это на примере своего города.

90-е возращаются? Вы застали распад СССР и 90-е гг. прошлого века? 

Старые советские символы тогда перестали работать, а внятных новых символов никто не предложил.-8

Снова прибегну к сослагательному наклонению. Представьте, в центре завтра исчезли памятники, здания, мемориальные доски, скульптура, привычные деревья? С ограды мостика через реку сняли все замки влюбленных.

Музеи разрушили. Дни города и побед больше не празднуют… И вроде бы ничего и не изменилось… Но представьте тщательнее, представьте.

Ходить по центру города станет неприятно, каждый ваш приход туда будет связан с воспоминаниями, которые фактического подтверждения больше не найдут. И станет боязно. Станет тревожно, как в 90-е.

Вывод

Любой социальный конфликт, протест, волнение, война никогда не обходится без участия символов. Если не верите, проанализируйте: вспомните любые актуальные для вас конфликты в настоящем или прошлом и посчитайте, сколько символов в них вовлечено.

Примеры приводить специально не буду, чтобы не превращать культурологический пост в общественно-политический. Итак уже хожу по краю.

Хотя один пример все-таки приведу. Авторы фильмов ужасов, для того, чтобы создать реальность всепоглощающей угрозы и безысходности, начинают с того, что отказываются от бытовой защитной функции символов. А авторы художественной «чернухи» отказываются от эстетической, идеалообразующей роли символов. И получается в первом случае страшный, а во втором — унылый мир.
Хотя один пример все-таки приведу. Авторы фильмов ужасов, для того, чтобы создать реальность всепоглощающей угрозы и безысходности, начинают с того, что отказываются от бытовой защитной функции символов. А авторы художественной «чернухи» отказываются от эстетической, идеалообразующей роли символов. И получается в первом случае страшный, а во втором — унылый мир.

А вы?

Согласны ли вы с тем, что любому человеку стоит научиться разбираться с тем, какие именно символы действуют вокруг него? И уж тем более важно учитывать это властям предержащим и предпринимателям, чтобы не оказаться случайно втянутым в социальный конфликт.

А незнание своих символов или неуважение к ним грозит тем, что кто-то другой незаметно подменит вашу безопасность и совершенство на своё.

Это было профессиональное мнение культуролога-практика.

PS

Напишите в комментариях ваше мнение, удастся ли нам сейчас сохранить и обновить систему символов без потерь? Или 90-е повторятся? Считаете ли вы вопрос грамотной смены символов важным? Что вообще думаете?

И да, подпишитесь на канал «Культуролог Георгий Цеплаков»

Здесь мы разбираем актуальные культурологические вопросы.

Как видите, они имеют непосредственное отношение к практической жизни.