Отзыв: Галина Щербакова «Вам и не снилось»

Между девятиклассниками Романом и Юлей возникает нежное чувство. Мать юноши, не желающая понять влюбленных, обманом разлучает их. Несмотря на все препятствия, Рома и Юля стремятся быть вместе. Нежелание взрослых понять их чувства в результате приводит к трагедии…
Между девятиклассниками Романом и Юлей возникает нежное чувство. Мать юноши, не желающая понять влюбленных, обманом разлучает их. Несмотря на все препятствия, Рома и Юля стремятся быть вместе.

Ой, многабуков будет.

Конечно, все вы знаете замечательный фильм «Вам и не снилось».
А на днях я узнала две вещи. Первая - это экранизация (да, как-то я разминулась с этим фактом). Вторая - снимают новую версию фильма. И не просто переснимают. Новый фильм будет назваться «Вера», и это будет история глазами главного антагониста влюбленных подростков - матери Ромки.

Это меня удивило. Вера мне казалась максимально простой и понятной. Что показывать ее глазами целый фильм? Повесть Щербаковой я и без того прочитала бы, но это недоумение заставило отложить все и прочитать немедленно.

Что тут скажешь. Повесть (в ней меньше 150 страниц, прочитала за несколько часов) не просто великолепна. Она гениальна! Давно не читала книгу, от которой в буквальном смысле мурашки по коже.

В ней все потрясающе: язык, образы, психологичность, сама история. Но главное, если фильм - это история о первой любви, то книга - это история о матерях и о том, как легко и из лучших побуждений мать может поломать судьбу своего же ребенка. И я сейчас не о Вере. Точнее, не только о Вере.

У меня сейчас невольно получится новый выпуск «О чем писал автор». :)

Да, это современная интерпретация «Ромео и Джульетты». Не просто так все начинается с «Вестсайдской истории». В первый момент я подумала почему она, а не оригинал. Потом дошло. Щербакова сделала ровно то же, что авторы «Вестсайдской истории» - перенесла Ромео и Джульетту в современные реалии - СССР конца 1970х - сохранив всю фабулу Шекспира. В фильме это не так очевидно как в книге. Тут и имена (Рома и Юлька - в фильме ее переименовали в Катю), и враждующие семейства, и тайная свадьба, и изгнание Ромео, и трагический финал (в первоначальной версии Ромка погибал на руках у Юли, и понятно, что Юля, которая уже в середине истории твердит, что без Ромки ей не жить, просто незачем, уйдет следом). Даже повесть изначально называлась в лоб - «Роман и Юлька», название и финал изменили ради публикации в журнале «Юность». Единственное чего нет - «убийства Тибальта». Советские школьники - не веронская знать и не Нью-Йоркские банды. Но Щербакова нашла вариант с аналогичным эффектом. В книге Рома и Юля переспали, и Ромка, не будь дурак, сообщил об этом матери. Ромео и Джульетта сделали это при других обстоятельствах, по сути они консумировали брак, это другое.

Но я бы не говорила, что повесть гениальна, если бы все было так просто.
Я всегда недоумевала, зачем в фильме такая сильная линия учительницы Тани. Учит любви, а сама одна? Ну такое.
Теперь поняла, она унаследовалась из первоисточника. Только смысл потерялся.

В книге мама Тани умерла, но они постоянно ведут беседы. И это не просто воспоминания. Мама буквально является в ночи, садится на край кровати и обсуждает события в жизни дочери. И этот факт меняет все, весь смысл истории.

Если подумать, в Ромео и Джульетте первопричина проблем тоже в семье. Просто это далеко не на первом плане.

В «Вам и не снилось» мы имеем трех матерей.

Мать Тани

Ее уже нет, но она успела наворотить того, из-за чего Таня не может построить личную жизнь. Тут и зацикленность матери на работе, и редкое общение с дочерью, и пренебрежение к первой ее влюбленности - Таня упрекнет ее потом. Это есть в фильме, только смысл потерялся. Помните, она вспоминает мальчика, который катал ее на велосипеде, и как мать высмеивала это ее чувство и фамилию Рыженький: «Нельзя выйти замуж за человека с такой фамилией!» Как легко, как небрежно, походя, можно убить что-то в душе и оставить человека на всю жизнь неспособным к отношениям. И вот Таня, ей 30, и у нее какой-то непонятный идеал мужчины, которому никто не может соответствовать, но она не может отказаться от него, потому что «Нельзя выйти замуж за человека, который...» В каком-то роде она - будущее Ромки и Юли.

Но проблема не только в этом. Мать Тани как бы и не мать. Она признает, что работа для нее всегда была на первом месте. Спохватывается только перед смертью, начинает говорить с дочерью, и эти разговоры будут продолжаться даже после ее смерти. Да, она оставила дочери шикарную квартиру, такую, в какой должна жить большая семья. Но она не научила дочь любить. Таня просто не в состоянии создать эту семью. Может, поэтому так цепляется за идею поменять обычный вводный урок по литературе на «мы целый год будем говорить о любви» - сама хочет научиться?

Вера

В фильме она кажется просто ревнивой женой, которая боится впустить в семью ту, из-за которой муж, позабыв о радикулите, прыгает козлом по клумбам. Вера простая, «тривиальная, как табуретка» - так о ней говорит Ромка. И на первый взгляд так и есть. Но недолго.

В книге Вера не особо переживает за мужа. Да, в первый момент она пугается, но быстро понимает, что никуда муж не денется. Что Людмиле он не нужен, не будет она с ним возиться - слишком много хлопот с вечно больным Костиком. Она легко оставляет его одного и едет с сыном в отпуск на 2 недели, и ей хорошо при этом, она упивается свободой. Она смотрит на мужа со снисхождением: больной, кривой, никому не нужен. И дальше, во всех размышлениях, соперница будет вспоминаться в последний момент. Да, на словах это «самое главное», но как она объясняет проблему своей матери:

«Мама, Роман влюбился». — «Ну и что!» «Хочет жениться». — «Глупости. В десятом-то?» — «А сейчас сидит в универмаге с ней. Никого не видит. Я была от него за три метра». — «А кто она? Она кто?» — «Ах, вот это самое главное. Она дочь Костиной возлюбленной. Той самой, за которой, позови она его сейчас, и он уйдет. Даже выздоровеет, если она этого захочет».

Самое главное? Только вспоминается, когда напомнят. А на первом месте что? Сын хочет жениться и с 3 метров не замечает мать. В этом проблема. «Костина возлюбленная» - удобный повод. Такая причина, чтобы спасать сына.Ведь там развратница, такая семья, они погубят кровиночку!

Именно этим Вера и занимается. Спасает сына. А по факту что? По факту она не готова признать, что ребенок вырос и у него своя жизнь. Вера всю себя отдала Ромке - сильно потолстела после родов, здоровье сбойнуло, она отказалась от жизни. Как она расцветает от комплимента «богиня материнства»! Не красавица, не роскошная женщина - богиня материнства. И тут ребенок сам выбрал в кого влюбиться. А кто она без ребенка?

Очень показательны ее размышления, когда она решает перевести Ромку в другую школу:

«Думалось: через много лет она будет рассказывать Роману всю подноготную его перевода. Вот уж посмеются вместе. Очень хорошо это виделось — она рассказывает, а Роман качает головой и говорит: «Бедненькая ты моя, столько хлопот из-за пустяков». Так это хорошо представлялось, что Вера заранее переполнялась умилением. Пусть, пусть знает, как она мудра в своей материнской зоркости, и как ловка, и как сообразительна. Все, все оценит сын потом. Вера воспаряла… Она узнает, почувствует из всех девушек ту, единственную, которая… Верьте не верьте, почувствует! И может, даже скажет сыну: «Ромасик! Не прогляди! Это она!» Вера могла представлять и дальше: внуков, например… Возможные семейные неприятности у Романа, и как она, мать, тактично и внимательно во всем разберется, и поможет, и выручит… И еще дальше: видела правнуков… Видела, как она будет умирать в большой широкой постели против широкого окна. Нет, не умирать — отходить, и все вокруг будут плакать, а в ее душе будут звенеть бубенцы.»

Вера, которая по сути не жила сама, хочет жить жизнью сына. Конечно, ей необходимо вырвать его из гнусных лап той, ради которой сын не замечает и не слышит мать.

Людмила

Самый адекватный вариант, хотя не сразу. С драмой в прошлом. Ненавидит отца Ромки, хотя казалось бы, у тебя все хорошо, ты счастлива в браке, откуда такие чувства. Конечно, проецирует это на Ромку, считает его таким же пустышкой. Конечно, из лучших побуждений пытается уберечь дочь от ошибки.

Она просто не верит, что в таком возрасте может быть любовь. Ведь у нее было не так. Все меняет пластинка, которую Рома записал для Юльки. Та самая, где «Я люблю тебя — десятью десять! Я тебя целую всю, всю — от начала и до конца. Как хорошо, что ты маленькая, как жаль, что ты маленькая». В этот момент в Людмиле что-то перещелкивает - она видит чудо. Она, у которой так долго не складывалось, которая только теперь обрела счастье. И ее дочь, которой посчастливилось найти настоящую любовь вот так сразу, с первого раза. Вот она размышляет, идя на встречу с Верой:

«Господи, какое это счастье, скажет она, если сразу такая любовь! Сколько лет пропало у нее, невосполнимых, беспросветных, пока она, вся растерзанная бабьими неудачами, не нашла Володю… А тут… Она так и скажет Вере: «Им повезло сразу…»

Она как Матфей, что увидел Христа, уверовал, бросил сундучок с деньгами и пошел следом. Чудо! И за это чудо она готова бороться, поэтому бросается помогать дочери. И единственная, кто хочет говорить не только как мать, но и как женщина. Она смогла стать счастливой и способна увидеть чужое счастье.

И вот мы имеем мать-карьеристку, мать-эгоистку и мать-женщину. И кучу искалеченных морально детей.

Короче, я внезапно словила крупного мозгошмыга.
Очень крутая книга, всем молодым родителям давать читать в обязательном порядке.
Да всем нужно прочитать в обязательном порядке.

Как кто-то сказал, не важно какой ты родитель, твои дети будут ходить к психологу. Так вот надо стараться, чтобы им понадобилось поменьше сеансов.