370 подписчиков

ЭДВАРД МУНК: «БЕЗ ТРЕВОГИ Я, КАК КОРАБЛЬ БЕЗ РУЛЯ»

История похищений картин самого дорогого художника мира

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...

Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-2

ДЕРЗКОЕ ОГРАБЛЕНИЕ В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Февральским утром 1994 года в Национальной галерее Осло вместо картины «Крик» служители обнаружили пустое место и записку. Накануне ночью двое неизвестных вскарабкались по лестнице, выбили окно, сняли со стены полотно стоимостью 75 миллионов долларов и беспрепятственно скрылись. На все им понадобилось меньше одной минуты.

Особенно удивлял тот факт, что после срабатывания сигнализации злоумышленники не убежали, а спокойно отключили ее, да еще перед тем, как покинуть музей, черкнули на листочке благодарность за плохую охрану.
Дерзкое ограбление, обескуражившее всю Норвегию, быстро получило международную огласку - именно в этот день, 12 февраля, открывались зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере. Скандал набирал обороты: украден один из самых ценных шедевров мировой живописи! По просьбе норвежской полиции к розыску картины подключился британский Скотленд-Ярд.

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-3

ИДЕЯ "КРИКА"

Первый вариант «Крика» Мунк написал осенью 1893-го в Ницце - довольно далеко от места, где возник ставший впоследствии культовым образ.
О том, как возникла идея «Крика», Мунк поведал сам.

Одну из версий своего шедевра (всего их 4) он поместил в простую раму и прибил над ней табличку с надписью: «...Солнце садилось - небо неожиданно стало кроваво-красным. Я почувствовал прикосновение меланхолии, стоял неподвижно смертельно усталый и смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом... Я стоял, дрожа от страха, ощущая бесконечный крик в природе».

Художник шел по мосту через фьорд недалеко от холма в Экеберге.
Местечко было малоприятным: рядом - городская скотобойня, по соседству с ней - приют для душевнобольных. Вой животных, вопли безумцев и кровавый закат потрясли Эдварда. Охвативший его ужас он попытался выразить, запечатлев странное бесполое существо с размытым от страха лицом - то ли издающее пронзительный крик, то ли, наоборот, закрывающееся от криков вокруг.

Исполненная отчаяния фигура изображена на фоне красного неба, но это не фантазия художника. За десять лет до создания картины произошло катастрофическое извержение вулкана Кракатау в Индонезии, и затем еще в течение долгого времени в разных уголках Земли наблюдались странные свечения и оптические явления: восходы и закаты окрашивались в тревожные кровавые тона, луна становилась порой ярко-зеленой, а солнце казалось синим. Мунк записал тогда в дневнике: «Облака как кровь и пламя зависли над голубовато-черным фьордом и городом».

Впрочем, по мнению скептиков, вулкан здесь ни при чем, все гораздо прозаичнее: Мунк наблюдал редкое явление, именуемое «перламутровыми облаками». Случается, кристаллы льда на большой высоте преломляют свет зашедшего за горизонт солнца и окрашивают облака в красные и желтые оттенки.

Как бы там ни было, но и в наши дни на склоне холма Экеберг толпы туристов с камерами пытаются поймать подобные закаты.

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-4

"ТОЛЬКО СУМАСШЕДШИЙ"

В верхнем левом углу «Крика» есть едва различимая карандашная надпись: «Такое мог нарисовать только сумасшедший». В течение долгого времени арт-критики спорили, каким образом она могла появиться. Некоторые считали, что ее сделал сам Мунк, в течение жизни испытывавший проблемы с психическим здоровьем, другие предполагали, что это дело рук неизвестного посетителя выставки, недовольного содержанием полотна.

Специалисты Национальной галереи Норвегии изучили картину при помощи инфракрасного сканирования и пришли к выводу, что автором надписи был сам Мунк. Для этого они сличили почерк, которым она сделана, с письмами и дневниками художника. Надпись, которую сделал Мунк, видна на инфракрасном скане картины.

Май Бритт Гуленг, куратор Национальной галереи Норвегии, где хранится полотно, объясняет, что художник написал несколько слов на своей картине после встречи с посетителями выставки, на которой один из зрителей, студент-медик, сказал ему, что это произведение, вероятно создано человеком, страдающим расстройством психики.

Мунк воспринял это очень серьезно и почувствовал себя обиженным, потому что в его семье были больные люди, и он очень этого опасался. Художник неоднократно возвращался к этому инциденту в своих письмах, его очень заботила проблема здоровья после того, как его сестра умерла в детстве от туберкулеза, а позже эта же болезнь унесла жизнь его матери. Отец и старшая сестра Мунка страдали от депрессий, а другая его сестра попала в больницу с биполярным расстройством.

Для художника было очень важно взять под контроль то, как он сам понимал себя, и как его понимали окружающие. Вероятно, надпись стала способом продемонстрировать такой контроль, потому что другие назвали его безумцем, но этим он как бы говорит: «Я могу по этому поводу пошутить».

«Крик» был впервые выставлен в Осло (который тогда назывался Христиания) в 1893 году. Картина стала одним из самых ярких воплощений тревоги в мировом искусстве. Полотно повлияло на множество художественных произведений и стало частью поп-культуры.

Однако после первой демонстрации перед публикой картина вызвала резкую критику - и множество рассуждений о психическом здоровье самого Мунка. Судя по дневникам художника, такая реакция его очень обижала.

- Сколько себя помню, я страдал от глубокого чувства тревоги, которое я попытался отразить в своем искусстве. Без этой тревоги и без болезни я был бы, как корабль без руля, - говорил Э. Мунк.

По мнению экспертов, у произведения есть «явные параллели с сегодняшним миром». Именно поэтому «Крик» сохраняет свою силу, это отражение наших современных боязней. Разве все мы точно так же не кричим внутри?»

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-5

НАШЛАСЬ ПРОПАЖА!

Украсть картину - только полдела, ее надо еще сбыть. А дела у похитителей, несмотря на удачное начало, явно не задались: то ли заказчик отказался, то ли они заранее не продумали, что с добычей делать дальше.
Во всяком случае, совсем скоро воры дали о себе знать, потребовав у властей миллион долларов за возврат полотна. Те платить отказались.

Мошенникам ничего не оставалось, как искать потенциальных покупателей. Через три месяца желающие нашлись. Договорившись о продаже за довольно скромную сумму в 410 тысяч долларов и о встрече в отеле маленького приморского городка Осгордстранда, парочка не подозревала, что попалась на удочку. Под видом скупщиков краденого на сделку явились британские детективы и арестовали воров в номере отеля. Там же обнаружили и полотно Мунка 1893 года.

Странное совпадение - картину нашли в том самом курортном городке, где художник обычно проводил летние месяцы. В это идиллическое местечко Эдвард приезжал более двадцати лет и даже приобрел там скромный домик с видом на море. Здесь его мятущаяся душа обретала покой, а работы- яркие краски и свободные мазки. Столичную знаменитость жители уважали, хотя и считали чудаком.

В этом крошечном городке с его белыми домиками и лодками у пирсов, по словам Эдварда, «нельзя и шагу сделать, чтобы не захотеть работать». Его вдохновляли сумрачные скалы и зеленоватая вода фьорда, пустынные молы, серые валуны, кусты красного шиповника. И Мунк жадно писал все, что попадалось на глаза.
- Гулять по Осгордстранду - будто гулять среди моих картин, - говорил он друзьям.

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-6

ПОХИЩЕНИЕ 21 ВЕКА

Спустя 10 лет тихая Норвегия вновь напоминала растревоженный улей. Кража из Музея Мунка, случившаяся в 2004 году, вполне может претендовать на «похищение века».

Ограбление проходило по всем канонам голливудского боевика. Налетчики действовали хладнокровно и даже вызывающе. В воскресенье двадцать второго августа в музее было полно народу. Неожиданно в зал ворвались два человека в балаклавах и угрожая пистолетами, уложили на пол охранника и смотрителей. Затем на глазах у нескольких десятков перепуганных посетителей сорвали со стены два полотна Мунка - «Крик» 1910 года и «Мадонну», выскочили из здания и скрылись на автомобиле, поджидавшем у входа.

Страну охватил шок. Была вновь похищена не только очередная версия самой известной картины - можно сказать национальное достояние, - но и впервые в истории королевства это произошло с применением огнестрельного оружия! К тому же свидетели рассказали, что, когда воры убегали, «Крик» уронили. Сотрудники музея пришли в отчаяние - картина ветхая и любые резкие перемещения, тем более падение, нанесут ей невосполнимый ущерб.

Задержать преступников по горячим следам не удалось. На одной из улиц Осло обнаружили лишь брошенный черный «ауди», а в мусорных баках рядом с галереей- рамы от украденных картин. Оставалось ждать, когда грабители потребуют выкуп.

Тянулись месяцы тревожных ожиданий и рутинной работы, в ходе которой прослушали более 70 тысяч телефонных разговоров и провели десятки допросов свидетелей. Время от времени появлялись слухи о том, что, отчаявшись продать слишком известные полотна, преступники их сожгли.

На сей раз к расследованию подключилось ФБР, муниципалитет Осло обещал вознаграждение в два миллиона крон за помощь в обнаружении пропавших шедевров, но два года совместных усилий результатов не дали.

На след грабителей полиция напала почти случайно. В апреле 2005 года в испанской Малаге арестовали двадцатидевятилетнего норвежца Дэвида Александра Тоску, занимавшегося контрабандой наркотиков и кражами со взломом. На сей раз его обвиняли в ограблении филиала Национального банка Норвегии в городке Ставангере: там был убит полицейский и похищены семь миллионов евро. Тоска получил 19 лет тюрьмы. И тут случилось неожиданное: бандит признался, что располагает информацией о похищенных картинах и если ему скостят срок, готов поделиться ею с полицией.

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-7

31 августа 2006 года Норвегия ликовала. Возвращение шедевров превратилось в национальный праздник: на улицах обнимались незнакомые люди, полицейских чествовали как героев, старейшая городская галерея, в которой Эдвард Мунк выставлялся при жизни, угощала всех желающих шампанским.

Обретенные картины предстали без рам, с ободранными краями, потертостями, царапинами и следами влаги. Оказалось, преступники хранили их в ржавом автобусе на ферме под Осло. На реставрацию ушло два года.

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-8

КРАЖИ МУНКА ПРОДОЛЖАЮТСЯ...

После громкого ограбления Музей Мунка закрыли почти на год, в других местах, где хранились работы знаменитого норвежца, усилили охрану. Но его полотна продолжали манить воров - теперь их целью стали частные коллекции.

В марте 2005 года из ресторана отеля «Рефне Годс» в городке Мосс, что в 50-ти километрах от Осло, пропали три картины Мунка: акварель «Голубое платье» и две литографии - автопортрет и портрет шведского драматурга Августа Стриндберга. Их, к счастью, нашли на следующий день.

Полицейские лишь посмеялись над незадачливыми ворами, которые не знали, что хозяева отеля давно заменили оригиналы фотокопиями.
Не исключено - похитителей привлекает тот факт, что Мунк сегодня один из самых дорогих художников в мире. Картина «Вампир» в 2008 году ушла с молотка за 38 миллионов долларов, знаменитые «Девушки на мосту» в 2016-м - более чем за 54,5 миллиона.

Продан на аукционе и один из «Криков». Долгие годы картина украшала собрание норвежского миллионера Петтера Олсена. Его отец - крупный судовладелец Томас Олсен - был когда-то соседом, другом и покровителем Мунка. Он начал собирать его работы в конце 1920-х и этот холст приобрел у самого художника.

Шумиха вокруг продажи «иконы ХХ века» поднялась неимоверная. Sotheby’s развернул широкую рекламную кампанию в прессе, устраивал приемы и закрытые показы для коллекционеров по всему миру. В качестве потенциальных покупателей назывались музеи в Абу-Даби и Лос-Анджелесе, шейхи Катара, ценители живописи из США и Швейцарии, российский предприниматель Роман Абрамович, греческий судовладелец Филипп Ниархос.

Вечером 2 мая 2012 года лот под № 20 выставили на аукцион. Начальная цена «Крика» была 80 миллионов долларов. За право им обладать через своих посредников боролись пять человек. Страсти накалялись, зал бурлил, и через десять минут удар молотка обозначил сумму в 119 922 500 долларов! Счастливый обладатель картины пожелал остаться неизвестным.

Позднее выяснилось, что Мунка купил нью-йоркский финансист Леон Блэк. По оценкам журнала «Форбс», его капитал составляет 6,8 миллиарда долларов, а коллекция живописи включает работы Рафаэля, Тёрнера, Пикассо и Ван Гога.

ПЕЧАЛЬНЫЙ ТИТУЛ

Сегодня меры по охране шедевров норвежского экспрессиониста приняты самые серьезные, однако ограбления, связанные с Мунком, продолжаются. В декабре 2018-го стало известно об еще одном странном исчезновении, теперь из Музея Стенерсена. Но когда пропали работы, не знает никто. Как ни парадоксально, этого попросту долго не замечали...

В 1936 году биржевой маклер и любитель живописи Рольф Стенерсен подарил свою коллекцию из 900 произведений искусства норвежской столице. Среди экспонатов было 34 картины Мунка.

Стенерсен близко знал художника и оставил о нем воспоминания. По словам Рольфа, современники считали живописца самым красивым мужчиной Христиании: Эдвард был высоким, стройным, с тонкими чертами лица, белокурыми волнистыми волосами, выразительными серо-голубыми глазами и аристократическими манерами. У него было множество романов, но ни одну женщину Мунк не вспоминал с удовольствием и благодарностью. Болезненно-замкнутый, он воспринимал жизнь трагически.

Бесценной коллекции Стенерсена муниципалитет долго не мог подобрать достойное здание, поэтому часть картин в 1952 году развесили в столовой, залах, коридорах и комнатах студенческого городка Согн университета Осло. Кому пришла в голову «гениальная» идея разместить бесценные произведения искусства в общежитии - сказать сложно.

Первый звоночек прозвучал в 1973 году - из студгородка пропала «История» Мунка. В ночь на31 октября злоумышленник проник в столовую, аккуратно вырезал картину из рамы и скрылся. Полиция начала расследование, однако похитителя не поймали. А вот картина, к счастью, нашлась в одном из парков Осло. В мусорном пакете...

В 1994 году был наконец открыт Музей Стенерсена. Он расположился по соседству с Музеем Мунка и щедро делился с ним экспонатами. Пропажа шести картин художника - «Оге Кристиан Гирлефф», «Омега плачет», «Портрет фрау Р.», «Плачущая девушка у кровати», «Смерть Марата» и «Тиргартен-Берлин» - обнаружилась случайно в ходе банальной музейной сверки. До этого сотрудники были абсолютно уверены, что полотна в запасниках.

История похищений картин самого дорогого художника мира Полотна великого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (12 декабря 1863 - 23 января 1944) воруют в Норвегии с завидным постоянством...-9

Увы, как ни печально, но Эдварду Мунку, вне всякого сомнения, можно вручить не только титул одного из самых дорогих художников в мире, но и мастера, картины которого воруют чаще остальных...

ЛИТЕРАТУРА:
1. Белова Н. Эдвард Мунк. Как украсть миллион/Нина Белова//Караван историй. -2019.- №7
2. Нэсс А. Эдвард Мунк. Биография художника/Атле Нэсс.- М.: «Весь МирЦ», 2007. - 584 с. - (Серия «Магия имени»).
3. Сельц Ж. Эдвард Мунк/Жан Сельц.-М.: «СЛОВО/SLOVO, 1995. - 96 с. - (Серия «Картинная галерея»).
4. Хёйфёдт Ф. Эдвард Мунк: творчество, картина «Крик» и другие// Третьяковская галерея : журнал. - 2013. - № 2 (39).

12.09.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», руководитель ее литературного клуба «Прикосновение»; e-mail:
rossinskiye@gmail.com; 30-78-00