Найти тему
Flowwow для бизнеса

Антикризисное управление: опыт партнеров Flowwow

Оглавление

2022 год оказался очень непростым для всей российской экономики, в том числе и для цветочного бизнеса. У нас очень мало времени и не так много возможностей, чтобы быстро отреагировать на происходящее и укрепить свой бизнес — но это придется сделать.

Мы попросили трех наших партнеров на Flowwow дать советы, как они справляются с кризисом.

Наши герои:

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Откажитесь от долгосрочного планирования

Да, это неудобно: управлять бизнесом с прицелом не на годы, а на недели. Но это лучше, чем сталкиваться с постоянным нарушением плана. Лучшее, что можно сделать в условиях экономической турбулентности, — отказаться от больших планов и бросить все силы на решение краткосрочных задач.

Диана:

В апреле у нас начались перебои с поставками. Не скажу, что цветок совсем пропал, но планировать закупки стало очень сложно. Раньше мы закупали партию, которой хватало на неделю-две, и затем спонтанно докупали все, что нужно. Когда фуры с цветами стали задерживать на границе, мы оказались в ситуации, когда закупить качественный цветок было просто негде. Мы перестали работать в плановом режиме и начали предпринимать экстренные меры: скрывали на Flowwow наши постоянные букеты, делали композиции из того, что есть, и быстро-быстро выставляли на платформу.

Сейчас нам на руку играет упавший курс евро. Долгосрочное планирование все равно пока нам недоступно, потому что курс колеблется, но мы приноровились работать в моменте: поставка может прийти на пару дней позже, надо рассчитывать, собирать полезные контакты «экстренных» поставщиков.

Пересматривайте привычные процессы

Не зря говорят, что кризис — время возможностей. Выйдя из зоны комфорта, мы начинаем видеть новые способы решения текущих бизнес-задач. И иногда новые решения оказываются даже эффективнее, чем те, которыми мы пользуемся по инерции.

Юлия:

Обычно мы ведем дела так, как привыкли: общаемся с одними и теми же поставщиками, используем уже имеющиеся договоренности, и не всегда руки доходят до того, чтобы что-то пересмотреть, проработать, выйти на новую компанию или другой прайс. Кризис помог нам выйти в плюс! С момента перестройки логистики мы нашли новых поставщиков, нашли ряд слабых мест в процессах поставки — и в итоге на 15-18% снизили себестоимость входящего цветка! Это было бы невозможно, если бы мы и дальше работали на автопилоте.

В апреле неожиданно исчезли с рынка колумбийские гортензии. Никто из наших партнеров не мог довезти цветы для самых ходовых наших букетов! Мы начали искать у других поставщиков — и в итоге с трудом, но нашли нового, который еще и предложил цветок по более низкой цене.

Ася:

После 8 Марта, когда цены стали неуправляемы, мы приняли решение полностью перейти на краснодарский цветок. Наша сеть салонов расположена в Ростове-на-Дону, это юг, поэтому оказалось очень удобно работать со своими поставщиками. За лето набрали обороты, потому что краснодарский цветок не критически вырос в цене относительно прошлого года. А что касается клубники, то сейчас спокойно работаем на краснодарской клубнике — и осенью надеемся на стабильный импорт, как было и весной.

Диана:

Для нас сегодняшняя ситуация — повод пересмотреть ассортимент. От некоторых классных дополнительных товаров, которые слишком выросли в цене, нам придется совсем отказаться: они раньше хорошо продавались, а теперь просто не окупятся.

Мы стараемся диверсифицироваться: постепенно вводим в ассортимент клубнику в шоколаде. Посмотрим, что получится!

Добавьте описание
Добавьте описание

Смотрите на ситуацию в контексте всего бизнеса, а не только вашей компании

Положительный момент всего происходящего с российским бизнесом: мы переживаем этот сложный момент вместе. Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, не ваши личные, а всеобщие. Принимая любые решения, стоит иногда включать «панорамное видение» и смотреть в целом на отрасль, а не только на ваш бизнес.

Юлия:

Мне очень помогает мысль, что все происходящее — это не моя личная трагедия, а реалии для всей отрасли. Крайний дефицит, если и наступит, коснется всех цветочников. И тогда нам ничего не останется, как красиво упаковывать и продавать тот ассортимент, который будет нам доступен. Будет повод доказать всему миру, что я умею шикарно делать композиции из гвоздик!

Диана:

Накануне 8 Марта из-за всеобщей паники не было никакого дефицита цветка, а местами был даже переизбыток. На одной крупной оптовой базе — я сама видела — осталось космическое количество тюльпанов, которые флористический бизнес просто побоялся выкупать.

Давайте волю чувствам — но на время

Юлия:

Я даю себе время, чтобы переварить любые страшные новости. Несколько дней фрустрирую, а потом задаю себе вопрос: окей, куда дальше двигаться? Когда 24 февраля мир перевернулся, мы все оказались в ужасном инфопотоке. Тогда я, побыв немного в шоке, сказала себе: ну что ж, если теперь мы придем к флористике девяностых, я буду шикарно крутить гвоздики.

Запасайтесь впрок самыми ходовыми товарами

Сейчас дефицита нет, но он может наступить. Самое главное в такой ситуации — не поддаваться панике: тогда рискуете закупить не самое важное, а зачастую и ненужное. Стоит сразу определить, какие расходные материалы являются для вас ключевыми, и обеспечить себя ими на несколько месяцев вперед.

Юлия:

Мы делаем цветочные композиции в картонных коробках определенного размера. В апреле поставщик сообщил мне, что у него осталось всего 700 таких коробок, а следующая поставка ожидается не раньше сентября. Я тут же поехала и купила столько коробок, сколько нужно, чтобы продержаться до осени. Для меня это непривычно, пришлось налаживать хранение (в ход идут квартиры, дачи, гаражи и любое доступное помещение). Мне кажется, что многие коллеги из регионов вообще живут так постоянно. Логистика обязывает думать вперед, закупаться впрок и не расслабляться.

Ася:

У нас большой расход простой прозрачной пленки, так называемой слюды. Когда начались перебои с поставкой, я быстренько поехала на оптовую базу и закупила несколько больших пачек, про запас — но это было лишь немногим больше, чем обычно, без ажиотажа. Я просто сделала себе подушку безопасности — тем более, рано или поздно она все равно будет израсходована. Коробки, которые мне были нужны для работы, я всегда покупаю заранее, так что здесь даже и с хранением проблем не возникло.

Сокращайте энтропию в операционных процессах

Ведение бизнеса в кризисные моменты требует огромных ресурсов. Если при этом вы усложните себе операционную деятельность — рискуете не выстоять. Везде, где это возможно, лучше ложиться в дрейф и не совершать резких, хаотичных движений.

Юлия:

Я стараюсь сейчас следовать решениям, которые не заставят нас постоянно перепридумывать всю схему. Например, к решению закупать цветок из Краснодарского края я лично отношусь скептически — из-за невозможно прогнозировать матрицу. Работая с Краснодаром, нам приходится каждую неделю придумывать новые букеты. Мы и к такому варианту были готовы, но тогда нам пришлось бы пересматривать всю нашу стратегию на Flowwow: например, выкладывать в каталог “букеты недели”, а потом скрывать их. Выгоднее пока остаться на зарубежных поставках.

Ася:

Наше основное сырье — шоколад и клубника. Их продолжают поставлять без проблем из Италии, Бельгии, клубнику — из Греции. Весной шоколад подорожал вместе с долларом, но спустя три недели цены стали вернулись к привычным показателям. Мы не успели навести панику!

Не бойтесь нестандартных решений

Иногда решение приходит с той стороны, откуда вы его не ждали. И это отлично!

Диана:

Одним из антикризисных решений стало для нас небольшое фермерство. Мы смогли без предзаказа закупить рассаду голландских георгинов, вырастили их и сейчас прекрасно реализуем. Для нас это пилотный проект, раньше никогда сами не растили цветы. А сейчас оказалось, что много интересного цветка из рассады можно вырастить быстро: эустому, маттиолу, анемоны, ранункулюсы, георгины… Тут мы, конечно, тоже завязаны на голландских поставках: сырье идет оттуда, и все поставки рассады строго по предзаказам, но это все же надежнее, чем срезанные цветы, у которых более ограниченный срок годности. Будем растить сами понемногу!

Доверяйте клиентам

Если у вас действительно классный сервис и качественный товар, клиенты не бросят вас на фоне общего кризиса из-за того, что вам пришлось поднять ценник или изменить ассортимент. Вы, а не товар, являетесь ядром вашего бизнеса.

Ася:

Весной нам пришлось пару раз поднять цены. Я волновалась, что упадет спрос, но покупатели отреагировали на редкость адекватно — притом, что по сравнению с началом года цены у нас в магазине выросли на 40%. Даже средний чек не сильно упал! Удар был, но мы его выдержали. Значит, мой бизнес по-прежнему остается нужным и важным, и я продолжу вести его так же, как и раньше.

Диана:

Накануне 8 Марта мы всерьез задавались вопросом: а действительно ли люди будут брать цветы в такое время, да еще и по высоким ценам? Может, просто не закупать цветок? Но тогда можно запросто обанкротиться: 8 Марта — это день, которым покрываются налоги, появляется подушка безопасности. В ситуации неопределенности всего этого лишаться тоже не хочется. Мы рискнули, закупили достаточно много — и реализовали почти всю закупку. Отработали главный праздник на приличном уровне. Спасибо клиентам, что ценят нас!

Заключение

Иногда нас спрашивают: где вы черпаете вдохновение, чтобы развивать сервис прямо здесь и сейчас, в условиях полной неопределенности, экономической турбулентности и всеобщей депрессии? Наш ответ — в наших партнерах! Всего три продавца сумели подсказать нам столько полезных советов: а представляете, сколько энтузиазма во всех наших 7500 активных продавцах? Присоединяйтесь к ним, если вам нужен новый источник продаж — и вдохновения, чтобы вести бизнес в 2022 году!