233 подписчика

Как снять негатив при общении с родителями

Случались ситуации, когда родители предъявляли претензии к качеству моей работы, если их родительские ожидания не совпали с полученным результатом. К счастью, ситуаций таких было мало.

Случались ситуации, когда родители предъявляли претензии к качеству моей работы, если их родительские ожидания не совпали с полученным результатом. К счастью, ситуаций таких было мало. Но от коллег часто слышу о недовольстве родителей результатом их работы как репетиторов.

При возникновении первой подобной ситуации в моей практике, честно говоря, растерялась. Хотя и была в то время уже опытным преподавателем, репетиторскую деятельность только начала, и её особенности постепенно раскрывались передо мной во всей своей красе. Было непонятно как ко мне, отдающейся работе на 1000%, переживающей за ученика, часто работающей сверхурочно без повышения стоимости занятия, можно высказать претензию, сказать что-то неприятное. Но что вышло, то вышло. Так как из любой ситуации нужно делать выводы, я пересмотрела отношения с родителями учеников, сформировав ряд правил, которыми пользуюсь по сей день. Правила эти позже расширила, когда сама начала приглашать репетиров для ребёнка и посмотрела на ситуацию со стороны родителя, а не только со стороны репетитора.

Список правил.

1. Первое и самое важное – это обратная связь. Какими бы блестящими или не очень, успешными или проблемными были ученики, для родителей обратная связь важна. Отчёт отправляю после каждого занятия. Пишу, как прошёл урок, какое было настроение у ребёнка, что получается, что не получается. О каких-то детях пишу главное в паре строк, а о ком-то приходится писать много и подробно.

Честно говоря, родители не всегда отвечают на такие сообщения. Но я вижу пометку о прочтении и понимаю, что родители теперь в курсе того, что происходило на занятии. Чем больше у родителя информации, тем меньше у него домыслов, завышенных ожиданий и отрицательных эмоций.

2. Обязательное присутствие родителя, отвечающего в семье за обучение, на пробном занятии.

Считаю это важным, так как

1) смотрю на взаимодействие пары родитель-ребёнок, отвечая на вопрос, будет ли родитель помогать ребёнку и поддерживать его;

2) изучаю как построено общение в семье: подавляет ли кто-то кого-то, манипулирует ли кто-то кем-то, или отношения уважительные и ровные;

3) выбираю модель взаимодействия с родителем, чтобы помочь ребёнку достичь результата в кротчайшие сроки.

3. На пробном занятии обязательное обсуждение с родителем плана будущих занятий, расстановка приоритетов, целей. Эти цели и приоритеты потом записываю в журнал ученика, который веду. В работе помогает не сбиться с курса, особенно с ребятами, которые занимаются продолжительный период. А родителям напоминает, о чём договаривались с репетитором.

4. Правило двух невыполненных домашних заданий. Если ученик не выполняет подряд два домашних задания, которые задаю, то с таким учеником прощаюсь. Грустно, больно, но необходим результат, а без закрепления материала результат не получить. О качестве выполнения домашнего задания регулярно сообщаю родителям.

5. Искренний интерес к ребёнку и его успехам. Помимо работы над улучшением показателей по математическим дисциплинам, всегда интересуюсь, чем ещё увлекаются ученики. Такой подход помогает быстрее найти то, что будет мотивировать ребёнка в обучении. И для родителей важно, чтобы ребёнка репетитор воспринимал как личность, а не только как источник получения дохода.

6. Регулярный вопрос к родителям: «Есть ли у вас вопросы к моей деятельности, пожелания по организации занятий?» Задаю как на пробном занятии, так и в конце каждого значимого периода (четверть). Обычно вопросы и пожелания от родителей не поступают, но случается, что возникают конструктивные предложения, которые с удовольствием встраиваю в работу и проведение уроков.

Если вдруг родительский негатив всё-таки настиг, не оправдываюсь, а предлагаю решения проблемы, которая озвучена. А если проблема не озвучена или решения не найти, то лучше расстаться с учеником. Иногда связка родитель-ученик-репетитор так и не начинает работать. Но это редкость.

Всем математики)