Учимся различать шаги/повороты на примере дорожки шагов из "Фриды" Саши Трусовой.

2,8K прочитали
Очередной мой материал из серии не для всех, но постараюсь сделать его интересным и максимально простым для понимания.

Очередной мой материал из серии не для всех, но постараюсь сделать его интересным и максимально простым для понимания. В своих статьях я часто говорил и будут говорить о шагах/поворотах в фигурном катании - это очень важные базовые связующие элементы, без правильного исполнения которых мы просто не сможем получать высокие баллы за свои программы. Впрочем, ИСУ с этим всячески "борется" :

  • 30 лет назад в угоду телевидению окончательно упразднили обязательные фигуры ("школу")
  • 12 лет назад сократили количество дорожек шагов в произвольной программе с двух (по прямой и по кругу) до одной
  • Затем постепенно повысили уровень лояльности при оценивании качества исполнения шагов, когда дорожку шагов 4 уровня часто получают фигуристы даже с очень слабым владением коньком
  • Наконец, с сезона 22/23 просто взяли и убрали дорожку шагов из произвольной программы юниоров...

К счастью, на наших внутренних турнирах дорожки все еще оцениваются достаточно строго, на Первенствах по младшему возрасту сохранился элемент "школы" в виде длинной дорожки из 30 простых/сложных шагов, а вот проведение в этом сезоне российских юниорских стартов по правилам ИСУ без дорожки шагов считаю категорически неверным.

Попробую максимально понятно, "на пальцах", показать в чем различие одного шага от другого. Примером нам послужит замечательная дорожка шагов Саши Трусовой из ее не менее замечательной короткой программы "Фрида". Начнем с одиночных шагов и постепенно перейдем к блоку, т.е. к непрерывной комбинации, при которой один шаг переходит в другой и где дуга выезда из первого шага является дугой въезда во второй шаг и т.д..

Показывать я буду только сложные шаги, которые, как понятно из названия, являются наиболее сложными для исполнения из всех существующих видов шагов и кроме этого учитываются судьями при выставлении уровня в дорожке шагов. Всего сложных шагов ровно 6.

Почему Дорожка шагов, а не Последовательность поворотов?

Здесь я сделаю небольшое отступление и отвечу внимательному читателю на вопрос - почему иногда я говорю шаги, а иногда повороты? Дело в том, что шаг исполняется на двух ногах, а вот поворот на одной. Из 6 шагов, которые обозначены в правилах, как сложные (крюк, выкрюк, скобка, твиззл, петля и чоктау) только Чоктау является шагом, лишь при исполнении этого элемента мы меняем ногу с левой на правую или наоборот. Тем не менее, несмотря на то, что из 6 сложных шагов 5 на самом деле являются поворотами, в правилах "прижилось" определение Последовательность шагов, а не Последовательность поворотов, Step Sequence, а не Turn Sequence. В русском языке вместо длинного слова Последовательность "прижилось" более емкое Дорожка. Вот так и получается, что вместо более логичного словосочетания Последовательность поворотов мы тут и там слышим Дорожка шагов, а я в свою очередь в своих обзорах комбинирую разные варианты..

Чоктау (Choctaw turn)

Итак, переходим к основной части и смотрим в исполнении Саши как раз на тот самый единственный сложный шаг под названием Чоктау :

Чоктау с правой ноги на левую
Чоктау с правой ноги на левую

Мы видим, что Саша изначально скользит на правой ноге по дуге назад/внутрь, после чего делает шаг, меняет ногу на левую и начинает скользить по дуге вперед/наружу. Таким образом :

Чоктау - это шаг со сменой ноги, направления движения и ребра

Я часто буду говорить про дугу, поэтому вот очень простое и понятное определение :

Дугой называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре

Т.е. когда говорят дуга вперед/наружу, то первое слово означает направление движения (вперед или назад), а второе наклон ребра твоего конька (внутрь или наружу). Кто-то может спросить : а что значит наклон наружу/внутрь? Поставьте правую стопу на пол и наклоните ее к левой ноге или поставьте левую стопу на пол и наклоните ее к правой ноге - это внутренний наклон. Соответственно если мы наклоняем стопу в сторону от другой ноги - это наружный наклон.

Еще один пример Чоктау из дорожки шагов Саши :

Чоктау с правой ноги на левую
Чоктау с правой ноги на левую

Немного другая вариация чоктау по направлению, где дуга на правой ноге вперед/внутрь меняется дугой на левой ноге назад/наружу. Смотрим на определение чоктау чуть выше и проверяем : 1) Смена ноги Есть (с правой ноги на левую) 2) Смена направления движения Есть (вперед на назад) 3) Смена ребра Есть (внутреннее на наружное). Ничего сложного !

Твиззл (Twizzle turn)

Переходим теперь к 5 сложным поворотам и начинаем с поворота, который проще всего "вычислить" в программе : Твиззл

Твиззлы на правой ноге по часовой
Твиззлы на правой ноге по часовой
Твиззл - это поворот на одной ноге вокруг своей оси (на 360 градусов), который обязательно выполняется на плоском ребре

В данном случае мы видим серию из двух твиззлов, которые выполняются на правой ноге по часовой стрелке. Ребро конька остается плоским и соответственно Саша скользит по прямой. От вращения твиззл отличается тем, что фигурист не остается в одной точке, а двигается по льду. Зафиксирую здесь важный момент, что в поворотах не допускается касание льда второй, свободной ногой (в данном случае - это левая нога) !

Петля (Loop turn)

Следующий поворот, который также легко различим : Петля

Петля вперед/наружу
Петля вперед/наружу
Петля - это поворот на одной ноге вокруг своей оси (на 360 градусов) без смены направления движения и ребра

Основная особенность петли : дуга въезда совпадает с дугой выезда, что приводит к характерному появлению следа на льду в виде петли. Вы уже знаете, что такое дуга (если нет, то обязательно прочитайте мои пояснения чуть выше), а значит без проблем поймете, посмотрев на гифку, почему эта петля на левой ноге именно вперед/наружу. Еще раз для усвоения материала : Саша движется на левой ноге носком (зубцом) вперед, а наклон ребра ее левой ноги наружный.

Скобка (Bracket turn)

Это было просто, теперь переходим к более сложному повороту : Скобка

Скобка вперед/внутрь - назад/наружу
Скобка вперед/внутрь - назад/наружу
Скобка - это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения, в результате чего на льду остается след в виде скобки

На видео Саша рисует для нас скобочку на левой ноге. Скобка при этом состоит как-бы из двух частей, из двух дуг : вперед/внутрь + назад/наружу. Для понимания расшифрую : в первой фазе (дуга въезда) Саша скользит вперед с внутренним наклоном ребра своего левого конька, а во второй фазе (дуга выезда), после резкой смены направления, начинает скользить назад уже с внешним наклоном ребра левого конька. К скобке мы еще вернемся чуть ниже при разборе блока шагов и когда будем знать, что такое выкрюк.

Крюк (Rocker turn)

Идем дальше и переходим к следующему сложному повороту : Крюк

Крюк назад/внутрь - вперед/внутрь
Крюк назад/внутрь - вперед/внутрь
Крюк - это поворот на одной ноге со сменой направления движения и без смены ребра. При этом разворот на 180 градусов происходит по направлению движения, внутрь круга.

Опять же разложим этот поворот на две фазы. В первой фазе Саша движется на правой ноге по дуге назад/внутрь (дуга въезда), затем следует разворот за счет работы корпуса/ног/рук и начинается вторая фаза, а именно движение по дуге вперед/внутрь (дуга выезда). Важный момент, который отличает этот поворот от выкрюка - это направление движения при развороте между двумя фазами ! Мы видим, что разворот происходит естественным образом, как-бы по ходу движения или внутрь круга.

Выкрюк (Counter turn)

Раз мы изучили крюк, то самое время сравнить его с Выкрюком :

Выкрюк назад/внутрь - вперед/внутрь
Выкрюк назад/внутрь - вперед/внутрь
Выкрюк - это поворот на одной ноге со сменой направления движения и без смены ребра. При этом разворот на 180 градусов происходит против направления движения, наружу круга.

Мы видим выкрюк с абсолютно идентичными двумя фазами, как и у крюка выше, а именно сначала Саша движется по дуге назад/внутрь (дуга въезда), а затем, после разворота, по дуге вперед/внутрь (дуга выезда). Так в чем же разница, почему здесь выкрюк, а чуть выше крюк? Все дело в направлении разворота на 180 градусов. Здесь мы видим разворот как-бы против хода движения, наружу круга, который мы рисуем дугой в первой фазе. Если совсем просто, то в крюке чуть выше у нас носочек следует за пяточкой, а здесь в выкрюке у нас носочек устраивает "бунт" и объявляет уже главным себя, резко меняя направление движения естественного разворота, которое ему указывала пяточка.

Блок шагов

На этом собственно список сложных шагов/поворотов заканчивается. В заключении давайте посмотрим на блок шагов в программе Саши :

Выкрюк назад/внутрь - вперед/внутрь + Скобка вперед/внутрь - назад/наружу +      Выкрюк назад/наружу -  вперед/наружу + Петля вперед/наружу
Выкрюк назад/внутрь - вперед/внутрь + Скобка вперед/внутрь - назад/наружу + Выкрюк назад/наружу - вперед/наружу + Петля вперед/наружу

Заранее предупреждаю, что здесь уже будет немного сложнее...

Это один из двух обязательных в программе фигуристов блоков шагов, который в данном случае выполняется на правой ноге и состоит сразу из четырех поворотов, хотя по правилам достаточно трех. Все начинается с того самого Выкрюка, который мы уже подробно рассматривали чуть выше. Выезд из выкрюка происходит по дуге вперед/внутрь и эта же дуга является первой фазой (дугой въезда) следующего поворота скобка.

Далее мы видим Скобку, которая по своему развороту очень похожа на выкрюк (в данном случае "бунт" устраивает уже пяточка, которая не хочет идти в естественный разворот следом за носочком), а отличие от выкрюка здесь в том, что после разворота происходит смена ребра с внутреннего на наружнее и сама собой на льду рисуется скобочка.

Выезд из скобки происходит уже по дуге назад/наружу, которая, как и положено в блоке шагов, является дугой въезда в следующий поворот - это еще один Выкрюк. Мы видим уже изученный нами "бунт" от носочка - конек движется назад, т.е. пяточка определяет дугу, но носочек отказывается идти следом за пяточкой в естественный разворот по направлению дуги назад/наружу (в данном случае против часовой) и резко меняет направление движения естественного разворота в противоположную сторону (в данном случае идет разворот по часовой).

Выезд из выкрюка происходит по дуге вперед/наружу, которая в свою очередь является дугой въезда в четвертый поворот этого блока шагов Петля, которая получается сама собой благодаря не меняющейся все той же дуге въезда/выезда вперед/наружу.

Надеюсь, вы смогли отличить один поворот от другого в блоке шагов. Если да, то моя статья не была напрасной и вы чуть больше узнали о том, чем один сложный шаг/поворот отличается от другого. Конечно, без замедленного просмотра вы не сможете в прокате фигуриста сразу отличить один поворот от другого (ведь есть и другие более простые шаги, которые очень похожи на сложные : например тройка, моухок), для этого требуется практика (лучше на льду !), когда со временем вы начинаете неосознанно "просто понимать" какой элемент выполняет фигурист. Возможно, для кого-то моя статья будет первым шагом к этому пониманию...

Всего доброго и до новых встреч на моем канале !

.