Кому вообще может прийти в голову мысль поехать в монастырь трудником?
1.тому, кто вынашивает мысль о монашестве . Ну это логично. В полной мере "примерить" на себя монашество можно только пожив и потрудившись в монастыре наравне с монашествующими сколько-нибудь продолжительное время.
Кому ещё?
2.тому, кто хочет увезти с собой из монастыря вагон и малую тележку благодати - именно так бывает, когда работаешь для монастыря безвозмездно во славу Божию, да ещё и молишься в режиме нон-стоп.
Ещё кому?
3.тому, у кого почему-то сильно болит душа. Монастырь - это госпиталь для израненных душ. Это не я сказала, кстати. Кто-то из оптинских старцев.
Ну и ещё
4.тем, кто хочет оказаться (без преувеличения) в "параллельной реальности" - настолько всë происходящее там не укладывается в обычное мироощущение.
Вот и я поехала на 10 дней в Шамординский монастырь потому что...Эээ...одна из вышеперечисленных причин, в общем.
История этого монастыря очень тесно связана с Оптиной пустынью и старцами. Он был основан по благословению преп. Амвросия Оптинского. Там, кстати, батюшка Амвросий и почил.
Мне приходилось и раньше бывать в женских монастырях, но в статусе трудницы я оказалась впервые.
Итак, я знала, что перво-наперво мне нужно найти благочинную.
Найти не удалось, но первая встреченная на пути монахиня отправила меня сразу по маршруту: гостиница (оставить вещи) > трапезная (поесть) > послушания.
Для непосвящённых объясню - термин "послушание" в монастыре означает любую работу, которую ты выполняешь по благословению. Моим послушанием на все 10 дней стала трапезная.
Мытьё посуды, полов, заготовка овощей, чистка рыбы, грибов - вот примерно точный перечень того, что мне приходилось делать.
Хотели отправить меня на поле вместе с другими трудницами - как раз был сезон сбора капусты - но сжалились, так как я (по глупости) не взяла с собой подходящей теплой одежды и постоянно сильно мëрзла.
Сейчас вот я понимаю, что рассказ получится длинным... Ну ничего, значит будет две части. Вдруг кому-то пригодится мой опыт)
Скажу сразу, для неподготовленного человека монастырский уклад - это испытание. Я - о,наивная! - считала себя вполне подкованной и никаких серьезных прям испытаний-потрясений для себя вот вообще не ожидала (о,трижды наивная самоуверенность!!!).
Ну и дальше началась история из разряда ОЖИДАНИЕ/РЕАЛЬНОСТЬ.
Самыми сложными, но и самыми продуктивными в плане приобретения трезвого взгляда на саму себя были, конечно, первые три дня.
Открытие номер раз!
Я полагала, что ничего сложного в послушании и отсечении своей воли для меня нет. Ну подумаешь - просто выполняй беспрекословно всё что тебе говорят и ты молодец.
Но! Я-то привыкла, что в миру любые поручения сопровождаются чем? Правильно, любезностями...
-сделай, пожалуйста
-не могла бы помочь
-спасибо за помощь....
и прочим, что так привычно уху и как будто даже не замечается.
Вот-вот. Ключевое слово здесь "как будто")
А когда тебе молодая послушница говорит приказным тоном что-то вроде:
- так, сейчас вот здесь пол помой, потом вон ту гору посуды, а после сразу же...
...ты пытаешься робко вклиниться, мол, полчаса до обеда осталось и я хотела сбегать в гостиницу умыться
- ....всё успеешь. За послушание.
И возмущение и ропот появляются, как будто исподволь. И где же моё смирение? А послушание где? Ау?!?
Прощай самообман)
Открытие номер два
Тут я, пожалуй, прервусь, чтоб никого не утомлять.Продолжу свой рассказ в следующий раз.
Всех с Праздником Успения Пресвятой Богородицы!