<Меня зовут Татиана. И я могу помочь вам преодолеть трудности на пути воцерковления. Потому что сама пришла в храм не имея представления о православном богослужении и испытала всю прелесть общения с “добрыми” женщинами из числа служащих или постоянных прихожан. Неоднократно уходила со службы после очередного одергивания с мыслью “наверное это мне мое”. Но проходило время и душа снова просилась в собор. Необходимо отметить, что люди, конечно, встречались разные и я тоже не всегда вела себя корректно, доставляя неудобства верующим. Осознание этого пришло позже.
Больше всего поразила невозможность понять хоть что-то из услышанного. Казалось бы, церковнославянский и русский языки должны иметь много общего. Утренние и вечерние молитвы я читала - незнакомые слова встречались, но смысл казался понятным. (Прийти в храм я собиралась долго - года два, единомышленников среди родственников и знакомых не нашлось, а одной было страшно. Поэтому изучала книги, изданные в помощь новоначальным, и собиралась с духом).
Вторым неприятным моментом стало ощущение, что всем на тебя наплевать. Учитывая агрессивную политику разных сект, представители которых пристают к людям на улицах и ходят по квартирам, зазывая на собрания и навязывая литературу, казалось странным, что в православном храме замечают только когда делаешь то-то не так. От моих вопросов отмахивались, было непонятно почему никто не хочет объяснить. Обратиться за помощью к священнику не решалась.
Но теперь, через шесть лет после моего первого опыта, закончившегося не очень удачно, я знаю, что если регулярно посещать службы, читать молитвослов и Евангелие, постепенно начинаешь понимать услышанное. До сих пор помню чувство удивления и радости, охватившее в момент, когда я неожиданно разобрала слова притчи о блудном сыне из Евангелия от Луки, произносимые священником. Ранее уже стали понятными возгласы священника и молитвы, произносимые часто, например, “Отче наш”. Я полюбила церковнославянский язык и не перестаю восхищаться средствами художественной выразительности, используемыми гимнографами в богослужебных текстах.
А на мои вопросы не отвечали не потому, что не хотели. К сожалению, основная масса прихожан не понимает сути происходящего во время богослужения, даже те, кто ходит не один год и “добрые” бабушки тоже. А ведут они себя так, потому что им хочется находиться в доме Божием и быть полезными, но обрести смирение и любовь к ближнему нелегко, проще воспитывать и учить уму-разуму. Но зато они помогают обрести данные добродетели нам. И если мы сможем переступить через обиду, гнев, страх и снова придем в церковь - это станет маленькой победой в борьбе со страстями. Ведь в храм мы приходим не к бабушкам и другим прихожанам, и не к клирикам - мы приходим к Богу и Он ждет и всегда радуется нашему возвращению. А если очень страшно и некомфортно, можно начать с посещения будничных богослужений, когда меньше народу. Или в то время, когда нет службы и в храме тихо и немноголюдно, постоять (или посидеть) в уголочке. Поблагодарить Господа за то хорошее, что у нас есть. Или просто помолиться своими словами. Главное прийти.