Алексей Иванов становится писателем, которого стыдно не знать. Немалую роль в его популярности сыграли фильмы, поставленные по произведениям автора. При том, что как экранизации они не очень удачны. Книги лучше. Несмотря на то, что кино с Хабенским в главной роли получило широкий резонанс, оно существенно отличается от романа, который теперь уже можно рассматривать как относящийся к раннему периоду в творчестве автора. Талант писателя с тех пор получил огранку. Но «Географ…» убеждает в том, что талант Алексея Иванова изначально был недюжинным.
Здравствуйте!
Так получилось, что именно фильм Александра Велединского сделал «Географа» общеизвестным. До сих пор кино часто упоминается, на него ссылаются и обсуждают. Но, на мой взгляд, фильм требует комментариев на основе романа. Как и роман требует пояснений – для некоторых читателей.
Роман
Виктор Служкин, человек, далёкий от педагогики, волей случая устраивается в очень среднюю школу преподавателем географии. В подарок от судьбы он получает три девятых класса – каждый по-своему проблемный. Сам Служкин тоже тянет за собой тревоги и комплексы школьного возраста, и никак не может вписаться во взрослую жизнь. У него сложные отношения со всем миром – с женой, с друзьями, с коллегами. От этих сложностей герой спасается проверенным способом: с помощью крепких напитков, разливаемых и распиваемых при любом подходящем случае.
Как можно догадаться, нерадивые девятиклассники сахара в эту жизнь не добавляют. Но кое-какие ниточки между учителем и учениками протягиваются.
Например, учитель географии не убеждает школьников в том, что его предмет важен. Единственное, что связывает заурядного жителя Перми с мировым пространством – река, которую он любит искренне и осмысленно. Но любовь эту, как обнажённую душу, приходится прятать под хохмами и скептицизмом.
- Эх, Витус, — протянул Будкин, — утратил ты дух романтики. А вот так выйти бы из нашего затона, и дальше — Кама, Волга, Каспий, а потом Турция, Босфор, Афины, Трапезунд, Мальта, Гибралтар, потом — Атлантика, Америка, Мексика... — Будкин, зажмурившись, сладострастно прошептал: — Индийский океан...
Служкин согнулся, подбрасывая в костер палку.
— Нету этого ничего, — сказал он, глядя в огонь. — Как географ, заявляю тебе со всем авторитетом. Все это выдумки большевиков. А на самом деле Земля плоская и очень маленькая. И всем её хватает. А мы живем в её центре.
Мир, в котором вращается Служкин, поразительно узок – социальные связи тянутся за ним со школы. И запутанные отношения лишь отчасти объясняются, когда автор погружает читателей в прошлое. Всё те же люди, те же отношения, всё тот же Витя Служкин.
Единственный способ вырваться из неудачливой повседневности – отправиться в путешествие по реке. Холодной, суровой, таёжной. Не на мощном катере, а на самодельном катамаране. Чтоб уйти в такой поход, надо быть романтиком, отчаянным и безмозглым. Поэтому компанию Географу составляют четырнадцатилетние девятиклассники.
А вот здесь требуется пояснение. Такая ситуация сейчас представляется нереальной – кто бы отпустил детей в опасное путешествие с молодым учителем, любителем крепких напитков? Но Алексей Иванов обозначил время действия точно: 1995. Это дети, которые перескочили из третьего класса в пятый, а в 14 лет закончат неполное среднее образование. Это дети, которых крепкими напитками не удивишь. Дети, до которых нет дела ни родителям, ни учителям.
Людей из них может сделать только жизнь. В виде сурового речного порога.
Алексей Иванов, не надеясь на читательскую прозорливость, подсказывает, насколько важны в романе сцены похода. Если о Служкине–обычном он пишет в третьем лице, то, посадив героя в компании школьников на пригородную электричку, даёт ему слово
Мы плывем. Я так долго ждал, когда же смогу вложить реальное содержание в эти простые слова: мы плывем. Запястьями, висками, кончиками ушей я ощущаю влажную свежесть воздуха. От каждого гребка на жёлтой воде закручиваются две воронки, и узор их напоминает рельеф ионической капители. Когти тоски, что целый год ржавели в моей душе, потихоньку разжимаются. Мне кажется, что впервые за долгое время я двигаюсь по дороге, которая приведёт меня к радости.
Фильм
Режиссёр не стал цепляться за прошлое, а переместил героев в 2013. Но этого ему было мало – и вместо 28-летнего книжного Служкина на экран вышел потрёпанный жизнью сорокалетний неудачник. А разница есть. В 28 человек, скажем так, ещё не безнадёжен. Есть время и здоровье вернуться к здоровой жизни. В 40 уже труднее. И Константин Хабенский играет человека, который перестал за себя бороться.
Соответственно, и друзья киношного Служкина стали людьми пожившими. И Будкин, бессемейный в таких годах, уже выглядит успешным мужчиной, мечтой каждой женщины.
Кстати, о Будкине. Александра Робака на эту роль режиссёр выбрал, очевидно, не читая книгу. По фамилии. Робак – он же с вооот такой бу...В общем, Будкин. Хотя актёр похож, скорее на Колесникова, образ которого в фильме сократили до минимума.
Но наиболее сильно пришлось изменить школьников. То, что им по 17, а не 14 – это понятно. Режиссёр не стал рисковать, учитывая любовную линию. Тем более, что в такого Служкина 14-летняя девочка вряд ли бы влюбилась. Да и 17-летняя – сомнительно. Несмотря на все чары Хабенского.
Старшеклассники двадцать первого века благополучнее и увереннее, чем школьники девяностых. Они учатся в оборудованных кабинетах, и пропажа глобуса не станет фатальной. Им нет нужды сбегать из дома, они могут позволить себе специальную походную одежду и снаряжение.
А ещё у них есть мобильные телефоны.
С помощью телефонов и прочих цифровых технологий, освоенных новым поколением, режиссёр и вырулил фильм к финалу. Благополучные дети уходят в своё светлое будущее, оставляя Географа на обочине жизни.
А в книге финал намного сильней и интереснее. И Долгановский порог – далеко не последний сюрприз.
Сюжет из девяностых, втиснутый в десятые, отдаёт чернухой. А в контексте – просто жизнь. Со своими порогами.
Роман – рекомендую. Особенно тем, кто помнит Леонида Ильича!
#книжный клуб ямадама #киноклуб ямадама
#киноклубямадама #книжныйклубямадама #алексейиванов #географглобуспропил #константинхабенский #александрробак