7K подписчиков

Почему у фантастов не получается заработать на Автор.Тудей

436 прочитали

По поводу эпичного срача (https://vk.com/feed?w=wall184138485_11407) на странице у Корнева.

Сначала – краткая предыстория для ленивых и любопытных.

Фурункул зрел давно.

С расцветом АТ и других порталов коммерческого самиздата появилась серьезная напряженность между бумажными фантастами (литераторы) и цифровыми фантастами (сетераторы). Я немного знаю и тех, и других, поэтому осмелюсь высказать свое мнение.

Литераторы.

Сетераторы злят литераторов востребованностью, безграмотностью и, что греха таить, возможностью «жить с пера». Не, ну правда! Сетераторы, по мнению литераторов, пишут как из пулемета какое-то запредельное говно, зарабатывая при этом приличные деньги. Я такое могу гнать тоннами, а они еще и бабло на этом косят!

Проблема заключается в том, что даже когда литераторы решаются попробовать - накосить бабла обычно не получается. Попытки литераторов зарабатывать на тех же самых порталах теми же самыми фантастическими текстами редко заканчиваются успехом. Примеры успешной переквалификации литераторов-фантастов, активно издававшихся в бумаге, единичны, да и тем до топов АТ далеко.

Литераторов это нервирует, и они все чаще бурчат и ругаются. Недавно Дивов, например, даже зачем-то пообещал провести разбор текстов главных топов АТ на ближайшем конвенте, о чем те наверняка даже не узнают. Не спрашивайте, я не в курсе.

По поводу эпичного срача (https://vk.com/feed?w=wall184138485_11407) на странице у Корнева. Сначала – краткая предыстория для ленивых и любопытных. Фурункул зрел давно.

Сетераторы.

У этих другая беда – у них жесточайший кризис творческой легитимности. Или комплекс самозванчества – как хотите назовите.

Они все время сомневаются, что они настоящие писатели, несмотря на то, что часто это единственный их доход. Именно в силу этого комплекса они так болезненно реагируют на любую критику, банят за любой негатив о себе, и вообще в этой среде любые попытки публичной товарищеской критики считаются попыткой кражи читателей, непростительным нарушением профессиональной этики и наказываются остракизмом.

Их отношение к литераторам двойственно – с одной стороны, поскольку en masse это еще и разрыв поколений, сетераторы выросли на книгах литераторов. С другой - они видят, что у них-то читатели есть, а вот у литераторов – не густо, и пренебрежительное отношение их задевает. «Если ты такой умный – почему ты такой бедный?» - злятся сетераторы.

Недавно фурункул в очередной раз прорвало.

Павел Корнев – один из тех единичных литераторов, который смог переквалифицироваться (топ-60 АТ), заступился за сетераторов и написал у себя в ВК

«Люди с обострённым чувством прекрасного, которые зачем-то смотрят сетевые произведения и пишут а блогах «фи-фи-фи, как ужасно написано» мало чем отличаются от бабушек у подъезда с хрестоматийным «о, проститутка пошла, юбка трусы не прикрывает, а этот точно гомик - вон серьга в ухе».

В комментарии пришел Сергей Лукьяненко, топ-142 фантастов-сетераторов и топ-1 фантастов-литераторов и в разговоре подал реплику, от которой у сетераторов мгновенно пригорело:

«Павел, проблема в том, что многие топы сетевых публикаций мне не коллеги. :) Словопомол это словопомол. И видно это по первым абзацам. И да, это не вкусовщина, это истина. Я абсолютно уверен, что ты это понимаешь».

В комментариях быстро объявился Кирилл Клеванский, топ-1 сетераторов с криком "Вон из песочницы!":

«Сергей, ну так тогда и не выкладывайте свои произведения на сетевых ресурсах, с еженедельными апдейтами - все ведь просто. А то, получается, переобулись сетевым автором, но будто в стороне и вообще "фи". Что за страсть к двойным стандартам 😉».

Ну и понесся великий и могучий русский литературный срач на сто миллионов реплик с участием едва ли не всех топов-сетераторов и изрядного количества литераторов.

Вот, собственно, и вся история.

Что я хочу сказать по этому поводу?

Глобальная проблема заключается в непонимании одного простого факта.

Сетераторы и литераторы это разные, блин, профессии!!!

Да, это так.

Да, несмотря на то, что конечным итогом работы и тех, и других является набранный на компьютере текст объемом в 400-500 тыс. знаков с пробелами, представляющий собой остросюжетный роман в жанре фантастики.

Просто сетераторам приходится выпускать эту продукцию чаще.

Отсюда неизбежное падение качества.

Такое бывает.

Есть прекрасный пример из смежной области искусства – фильмы и сериалы.

Одни режиссеры снимают фильмы, другие снимают сериалы.

Их работа, по сути, идентична.

Но при этом это разные, блин, профессии!

Если режиссер отлично умеет снимать фильмы – не факт, что он хорошо снимет сериал. Особенно если он всю жизнь снимал фильмы, скорее всего – он не сможет снять сериал и его выпрут на мороз.

Потому что отличие, по сути, только одно.

Сериальный режиссер умеет снимать много за короткий промежуток времени. Режиссеру художественных фильмов это не требуется, и он этого, скорее всего, не умеет.

Я даже не буду вспоминать Алексея Германа-младшего, снимавшего фильмы годами, если не десятилетиями – это все-таки патология. Но, допустим, Тарковский снял за 25 лет семь фильмов - и "фильм в три год" это практически норма по тем временам. Но в сериалах с такой производительностью его бы выпнули, придав ускорение, после первой же попытки "устроить недельную репетицию, пока без камеры".

Это настолько разные сферы деятельности, что один известный российский режиссер уже раздвоился.

Условно «сериальную» работу профессионального режиссера он выполняет под своим настоящим именем Андрей Николаевич Першин. А фильмы – «Горько», например - снимает под псевдонимом Жора Крыжовников. И уверяет всех, что это разные люди, у них даже творческий почерк разный.

«Жора гораздо лучше, мне кажется. Потому что Жора снимает только то, что ему самому нравится. Андрей Першин много работал на телевидении, снимал развлекательные программы, новогодние «Огоньки» и прочее. Андрей Першин — это телевизионный ремесленник. А Жора — принципиальный человек, который пытается отвечать за то, что он делает. На самом деле это, в общем, игра. Мне нравится быть кем-то ещё. У Жоры своя история, своя фильмография».

Поэтому заканчивайте уже сраться.

Глупо орать на кота, что он не охранял квартиру, или обижаться на овчарку, что она не мурчит.

Литераторы и сетераторы – это разные профессии.

Похожие, даже смежные - но разные.

Совмещать теоретически можно, но практически проблемно – они требуют развивать разные навыки.

Литераторы, скорее всего, не пробегут сетераторский марафон. Сетераторы со своей необходимостью писать быстро и регулярно, почти со стопроцентной вероятностью убивают насмерть стиль.

Рано или поздно приходится выбирать – или проды и деньги, или "мое творчество" и шорт-листы.

P.S. Разумеется, все вышесказанное не абсолютно. Да, всегда есть исключения. Да, и на АТ тоже, я не спорю, я сам сейчас кимовский «Орден геноцида» читаю, который вполне себе полноценный «фильм», а не «сериал».

Но и две профессии тоже уже есть.

Сорян.