Помните, в фильме «Брат» был момент с засадой на квартире? Где Данила с двумя бандитами ждет клиента, а потом уходит на верхний этаж в гости к музыкантам? Помните. Так вот, именно про таких двух бандитов и снят фильм «Жмурки».
Все то, что в «Брате» было серьезным, в "Жмурках" – смешно. Ну, как смешно? Смешно сейчас, да и в год выхода фильма было смешно. А в годы, в фильме описываемые, это было практически нормой, пусть тут и весьма гипертрофировано показанной.
Сюжет о двух бестолковых, не очень удачливых, но лишенных тормозов бандитах и окружающей их действительности выписана скупыми мазками, где нет не сюжетных сцен. Единственная сцена, не имеющая отношения к основному сюжету и то вводит дополнительного персонажа и добавляет характеристик главным. А в остальном фильм – фестиваль черного юмора с диким количеством отличных актеров, занятых иногда даже в сценах без слов (как Баширов) или с одной (как Краско) фразой, и таким же диким количеством крови.
Актеры в фильме все играют совершенно потрясающе, поскольку в кадре нет практически молодых или не очень талантливых – только зубры и прям совсем уже мастодонты, как Михалков и Маковецкий.
Да, многие скажут, что в фильме чувствуется явное влияние Гая Ричи и Квентина Тарантино, но согласитесь - прямых цитирований нет. Конечно, и до, и после работ Гая и Квентина были фильмы, где все ниточки сюжета в итоге свиваются в одном месте, но сейчас такие ходы неотрывно связаны с указанными режиссерами. Так что, пусть какие-то аналогии и можно провести, это никак не умаляет режиссерский талант Алексея Балабанова.
Так что если вам не поперек кровавые комедии и вы не строите иллюзий о «святых 90-х» (как хвалебных, так и ругательных), то фильм вам понравится. Но и использовать фильм как иллюстрацию к эпохе тоже не стоит – это все-таки комедия, причем черная, а значит, как уже было сказано выше, гипертрофированная – лучше посмотрите первые сезоны «Улиц разбитых фонарей».