Внимание: возможны спойлеры
А я уже было подумал, что читать разучился, так как последний раз держал книгу в руках месяца три назад. Но, вроде бы, нет. Навык не успел отмереть за этот промежуток времени книжного перерыва, который образовался по неизвестной даже мне причине. И, конечно, после перерыва я не придумал ничего гениальнее, чем возобновить чтение с аналитической психологии Юнга. Скажем так, из того, что я у него читал, а это небольшой список, и в целом из того, что я о нём знаю, Юнг даже среди психоаналитиков очень сильно выделяется своим уходом в какие-то излишние абстракции и образы (его очень сильно склоняет к мифам и религии), которые неплохо описывают нашу психическую реальность (за счёт того, что придумываются ощутимые, но выразимые с трудом явления нашей психики), но в которые очень тяжело поверить и принять (какие-нибудь описания архетипов и коллективного бессознательного).
И чего-то подобного — слишком абстрактного — я ожидал от этой книги. Но ожидания не всегда оправдываются. И конкретно в этом случае я бы сказал, что данное произведение — это то, с чего лучше начинать знакомиться с работами Юнга, если его труды интересны. Книга очень легко и быстро читается, написано всё простым языком и все явления неплохо и на примерах объясняются (без лишних усложнений и ухода в неведомые дали, хотя не без этого местами), рассказанная информация хорошо структурирована, поэтому легко усваивается, и самое главное, что в этой книге Юнг не сильно уходит в объяснение всех бессознательных процессов (с акцентом на архетипах и тому подобному, что является основным направлением в изучениях автора), а больше повествует о структуре психической реальности человека и практической работы с ней.
Теперь же к содержанию произведения. Перед нами не полноценный труд автора с подробными объяснениями, а всего лишь курс лекций в количестве пяти штук (так называемые "Тавистокские лекции", прочитанные в Лондоне в 1935 году для сотрудников Тавистокской клиники). Поэтому книга легко и читается, так как подобный формат подразумевает под собой сжатое и структурированное изложение материала. И на самом деле, учитывая объём книги, информации здесь немного.
Мы получаем следующее. Помимо общих вопросов касающихся психологии и сознания, основное, что здесь описывается, — это структура и функции сознания. Юнг выделяет эктопсихические функции: ощущение, мышление, чувство и интуиция (по сути всё то, как мы получаем и обрабатываем информацию из внешнего мира; через ощущение мы получаем сигнал, что что-то есть, при помощи мышление мы понимает что именно и даём этому имя, вводим понятие этого, чувство говорит нам о ценности этого, а интуиция проливает свет на это, говоря откуда оно берётся и что с этим может случиться в дальнейшем).
А также эндопсихические функции (если там связь была с внешним миром, то теперь с внутренним): память (связь с подсознательными вещами), субъективные компоненты сознательных функций (где любое действие по отношению к объекту или ситуации сопровождается субъективной реакцией — мыслью об этом или чем-то подобным, обычно непроизвольно — вижу человека и сразу о нём какая-то мысль появляется, к примеру), аффекты (то есть эмоции, которые уже больше не подконтрольные воли функции, а высвобождаемые события) и инвазия или вторжение (такие состояния или эмоции, при которых сознательный контроль наименьший [Юнг не приводит конкретные примеры, поэтому как-то трудно предпоследнее отделить от последнего — даже не знаю для чего данное разделение необходимо, если по сути это одно и тоже, просто, видимо, характер произвольности отличается, так как в первом случае через силу над эмоциями можно взять контроль, а во втором эти состояния непреодолимы, хотя сам автор дальше, говоря об этих двух функциях, объединяет их в одно и говорит о единственном контроле над ними с помощью силы; шаткая структура]).
Как можно заметить из такого разделения, все эти функции идут в порядке произвольности действий (первые поддаются воли и совершаются осознано, а вторые уже в меньшей степени являются подконтрольным и могут осуществляться непроизвольно), тем самым подходя всё ближе и ближе к сфере бессознательного. Тут уже идёт разделение на личностное (элементы, которые могут быть осознаны) и коллективное бессознательное (сфера архетипического разума, который не может быть осознан). Там ещё, помимо всего прочего, немного говорится про ЭГО, типы и комплекс, но это я опущу.
И всё вышеизложенное — это лишь четверть всех лекций, то есть основное содержание не об этом ведётся. Упор же в них делается на практической работе психоаналитика — о том, как сковырнуть бессознательное у клиентов (пациентов). И тут Юнг показывает три способа. Первый из них — это тест словесных ассоциаций, когда тестируемому зачитывается перечень слов, а он говорит первое, что приходит в голову. Второй — это анализ сновидений (забавно, что до этой книги я никогда не вдавался в подробности анализа снов, и для меня стало удивительным, что в большинстве случаев продуманный анализ делается исходя из сотни снов, рассказанных клиентом, а не единичных). И третье — это лечение переноса. Все эти три способа (хотя тут есть небольшая странность по тексту, так как изначально третьим способом являет метод активного воображения, но о нём, вроде бы, вообще ничего не говорится в лекциях, если я, конечно, ничего не упустил, а то вдруг действительно читать разучился, поэтому лечение переноса — это скорее не способ, а разрешение конкретной проблемы) раскрываются на примерах и в подробностях. И говорить о них здесь что-либо ещё бессмысленно, так как необходимо именно на примеры смотреть, которые описываются.
Наверное, относительно всего этого важно отметить, что хоть звучат подобные представления о психической реальности крайне занятно, а использованные методы выглядят весьма аргументированными, но всё же подобное чтиво является скорее зарядкой для ума и смотреть на подобное нужно с точки зрения "а вот раньше было", чем принимать всё на веру. Безусловно здесь имеются и разумные вещи (про отношения психолога—клиента даже неожиданно было прочитать, так как крайне современно звучит), да и Юнг просто бесконечно эрудирован (чего только стоит пример, где он анализирует единичный сон), но, если бы мне, к примеру, в анализе снов, которые приводит автор, подсунули совершенно другие интерпретации, то я точно также мог бы посчитать их аргументированными, потому что проводить связи между образами можно как угодно, а если это ещё и хорошо подать, то можно без зазрений совести поверить во всё сказанное (тут даже есть забавный пример, где клиент сам в достаточной мере эрудированный и знающий не принял интерпретацию Юнга, а решил опираться в анализе сна на метод Фрейда).
По самой книге можно ещё сказать, что здесь есть краткая биография Юнга, но там нет ничего интересного, а также имеется глоссарий. И вот последний — это та ещё хрень. Я с дуру начал чтение именно с него, а этого явно не следовало делать. Потому что, во-первых, в самих лекциях многие понятия объясняются намного проще и с примерами, а во-вторых, глоссарий представляет из себя нагромождение непонятного и ненужного описания в виде вырванных цитат из работ Юнга, а не разъяснение относительно термина. Лучше бы его вообще не было.
В общем, небольшая и в целом очень понятная книжка по аналитической психологии Юнга. Быстро, просто и легко читается.