Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов (Капниссос - по-гречески). Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизия Мачениги.
Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине, и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на "Капнист", прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками.
За боевые заслуги царица Елизавета “высочайше пожаловала” Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родилось шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом. Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими известными фамилиями.
Среди них есть род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В 17 веке турки и татары называли его “урус-шайтаном”. Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. Спустя три столетия в Петербурге обвенчались граф Ростислав Ростиславович Капнист и прапраправнучка Ивана Сирко Анастасия Дмитриевна Байдак. 22 марта 1914 года родилась у них дочка Маша.
Жила семья в шикарном доме на Английской набережной. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Фёдор Шаляпин, безумно влюблённый в Анастасию Дмитриевну. Она была очень красивой женщиной, знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и певец не отходил от своей дамы, целовал ей руки и осыпал комплиментами. Обратил внимание Шаляпин и на юную Марию. Он давал ей уроки вокала и хвалил её первую сценическую работу в домашнем спектакле.
В 1917 году от революционных бурь семейство Капнистов бежит в тихий Крым – там, в Судаке, богатое имение, особняк на 70 комнат, сытая и спокойная господская жизнь. Да – но до 1921 года. Кровавые палачи Бела Кун и Розалия Землячка свое дело знали. И расстреляли большевики поигравшегося в их игры графа Ростислава Ростиславовича без малейшего сожаления.
Лиза, старшая сестра Марии, смерти отца не пережила – скончалась от разрыва сердца. Анастасия Дмитриевна с другими детьми пряталась по оврагам, особняк был разграблен и разрушен. Но потом вроде наступила какая-то передышка…
В школе учительница велела детям найти рифму к слову «коммунист», и Маша Капнист выпалила: «Никогда коммунистом не будет Капнист!» И в итоге в 1929 году мать и дочь вынуждены будут спасаться из Крыма. Им помогут местные татары: дадут национальные костюмы, представят как своих…
В Ленинграде повезло. На Анастасию Дмитриевну Капнист обратил благосклонное внимание сам Сергей Миронович Киров – неукротимый сердцеед, если не высказаться резче. Мать получает работу, дочь – возможность учиться. Так Мария Ростиславовна Капнист оказывается в театральной студии. В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, – инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман…
Декабрь 1934 года все обрывает выстрелами в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми, потом еще куда-то…
Марию Капнист арестовали 27 августа 1941 года, почти год длилось следствие, и только 6 июня 1942 года Особое совещание вынесло свой приговор – восемь лет пребывания в исправительно-трудовом лагере. Мария осуждена по статье 58-1-а, ее признали шпионкой в пользу иностранных разведок в годы войны.
Капнист этапировали в Карлаг, где она отбывала свое первое заключение. Именно там Мария встретила Анну Тимиреву, они подружились, и сумели пронести эту дружбу долгие годы, пока была жива Анна. В 1950-м Капнист перевели в Степлаг, и судьба свела ее там с актрисой Татьяной Окуневской.
Как позже напишет в своих воспоминаниях сама актриса, их пригнали ночью в один из лагерей в Караганде. Это место было основано спецпереселенцами и обживалось такими же лагерниками, как она. У нее всегда были красивые косы, но теперь от них осталось одно воспоминание, их просто отрезали. Она уже знала, чем заканчиваются ночные допросы, когда заключенного ослепляют светом яркой лампы или окунают в ледяную ванну. Знала, чем заканчивается пристальный интерес к заключенной со стороны начальства. Женские лагеря жили по своим законам, может быть, даже более ужасным, чем мужские. Именно в Карлаге Мария встретила Анну Тимиреву, невысокую красивую женщину, потомка терских казаков. Они подружились, и только потом Анна призналась Марии, что ее муж – Колчак.
Подруги ставили ночью спектакли в том же бараке, где проживали. А днем их выгоняли на работу, они занимались изготовлением саманных кирпичей. Вначале ничего не получалось, а потом так приловчились, что в течение дня изготавливали до 180 штук. Они выполняли эту изнурительную работу в немыслимой жаре, воды давали сущий мизер, ночью в бараке нечем было дышать. А тут еще и начальник лагеря Шалва Джапаридзе не давал проходу красивым женщинам, каждую ночь присылал в барак «сваху», такую же заключенную, как и остальные, и она приводила к нему тех, кого он выбрал. Однажды такая сваха пришла и сказала, что начальник умирает, и просит Марию, чтобы она написала письмо его дочери. Капнист пришла, и вместо письма, начальник начал к ней приставать. Когда он начал ее хватать, Мария ударила его, от ненависти и собственного бессилия. Шалва ей отомстил, приказал конвойным бросить женщину к уголовникам в мужском лагере. Она испугалась, притаилась, ждала. Когда к ней вразвалку подошел их старший, Мария в отчаянии начала кричать. Она говорила о войне, и о том, что были бы у нее пули, она бы им всем показала. Один из заключенных предложил убить ее, но их главный остановил всех, приказал не трогать женщину. Зеки сцепились между собой, и конвоирам ничего не оставалось делать, как забрать Марию обратно. Оказавшись в своем бараке, Мария Капнист с отчаянием подумала, что не выживет.
После освобождения Капнист отправлена на поселение в Казачинский район Красноярского края.
Второй раз актрису арестовали 11 октября 1951 года, и в декабре того же года Красноярский районный суд обвинил ее в антисоветской агитации. Марии Капнист дали десять лет лагерей. Следствие проходило под таким давлением, что бедная женщина оговорила себя. Она сказала, что зовут ее не Мариэтта, а Мария, и в постановлении суда ее записали, как Марию Капнист.
В заключении Мария встретила Валентину Базавлук, срок отсидки которой подходил к концу. Валентина сумела добиться аудиенции у Анастаса Микояна, и благодаря ее усилиям, Мария вышла из тюрьмы в 1956-м. Если бы не ее участие, то свободу Капнист получила бы только в 1963-м.
Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Суд отменил все приговоры в отношении ее, так как не нашел в ее действиях состава преступления.
Получив свободу, Мария Капнист вернулась в Киев. У нее не было ни работы, ни жилья, женщина едва смога устроиться дворником, потом массажистом. Ночевала, где попало – на вокзале, в сквере и даже в телефонной будке.
Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. Однажды Капнист стояла возле кассы кинотеатра, в привычном своем наряде – фуфайке. К ней подошел молодой человек, и спросил, в какой картине она снимается. Это был Юрий Лысенко, начинающий режиссер. Он буквально силой затащил женщину на съемочную площадку, предложил ей роль игуменьи в фильме «Таврия».
После этого режиссеры студии им.Довженко наперебой предлагали Капнист роли в своих картинах. В 1972-м Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте «Руслан и Людмила». Ей доверили образ Наины. В процессе съемок случился инцидент, который доставил актрисе немало переживаний. В сценарии ленты в кадре появляется волк, но режиссер Александр Птушко заменил его на другого хищника – тигра. Мария, естественно, об этом не знала. Когда она вошла в павильон, зверь зарычал, женщина оглянулась, и увидела, что животное готовится прыгнуть на нее. Капнист так смотрела на хищника, что он быстро ретировался в клетку, а камера успела заснять взгляд актрисы. Кода режиссер сказал Марии, что она молодец, женщина обозвала его подлецом, и в сценическом наряде умчалась в гостиницу «Москва», где находился ее номер. Капнист потеряла сознание прямо у себя на этаже, и в течение нескольких дней не могла подняться с постели.
Марии всегда доверяли играть характерных персонажей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки. В приключенческой ленте «Бронзовая птица» актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине «Новые приключения янки при дворе короля Артура» Марии досталось одновременно три образа – рыцарь, Фатум, игуменья.
Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль – великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины «Шанс», режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести «Марсианское зелье» Кира Булычева, которая вошла в цикл под названием «Великий Гусляр». События разворачиваются в середине 17-го века, когда одному казаку – Алмазу Битому, пришлось спасать от смерти инопланетянина. Благодарный пришелец дал землянину эликсир молодости. Постоянное употребление эликсира помогло Алмазу и его подруге Милице дожить до 20-го века. Нужно было принимать очередную дозу, и Алмаз вернулся в город под названием Великий Гусляр, туда, где он все это время хранил волшебное зелье. Но оказалось, что их тайну раскрыли, и несколько жителей города уже опробовали на себе его действие.
Мария часто выступала с благотворительными концертами. Ей удалось вернуть имя своему славному предку – писателю Василию Капнисту. Приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы.
Мария прожила трудную жизнь. Один за одним ушли ее близкие люди, кто умер сам, кого расстреляли или отправили в эмиграцию.
В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу (Раду). Отец дочери - польский инженер Ян Волконский, он позже был расстрелян. Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае. Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, - но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: "Как ты выжила? Это же вообще невозможно!" Потом мать попала "под сапоги" одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть». После второго ареста матери дочь скиталась по детдомам.
Позже Валентина Ивановна Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила. Когда в 1958-м Марию освободили, воссоединиться с дочерью у Капнист не получилось - она не могла забрать Радиславу из детдома, потому что не имела постоянной работы, а годы заключения сильно подорвали её здоровье. Сама Радислава не смогла признать мать в силу своего возраста, так как успела привязаться к Базавлук. В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию (когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист). Отношения матери и дочери стали налаживаться только когда Радислава была подростком.
На протяжении всей жизни у Марии Капнист был верный друг - Георгий Евгеньевич Холодовский (Юл - так она его называла). Он знал Марию с семи лет. Георгий был влюблен в ее старшую сестру. Когда же сестры не стало, то его связь с Капнистами прервалась. Но спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Между ними вспыхнуло чувство. Однако вскоре Марию репрессировали. Пока она сидела, он отправлял в лагеря посылки. Дочь Марии Капнист рассказывала: «Он единственный, кто помогал ей, рискуя, можно сказать, жизнью. Когда узнал о том, что родилась я, очень болезненно переживал, но все равно продолжал посылать передачи. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу.
Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей... Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. И лишь когда все пассажиры разошлись, вручил букет со словами: "Вас не встретили, и я не встретил того, кого ждал". Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован». Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца жизни. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их.
В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза.
Умерла Мария Ростиславовна от последствий простуды 25 октября 1993 года в Киеве, где проживала с 1956-го. А простудилась она, закаленная лагерными бараками, в больнице, куда попала сбитой автомобилем. Как рассказывала актриса Раиса Недашковская, незадолго до смерти Капнист "успела попрощаться с дорогими ей местами". "Пришла в Дом кино. Сотрудница вспоминала, что, уходя, она несколько раз порывалась зайти в Красный зал. Когда на третий раз та напомнила актрисе, что зал закрыт, ей показалось, что Капнист немного не в себе, — рассказывала Недашковская. — После этого Мария Ростиславовна поехала на киностудию имени Довженко, обошла все павильоны, собрала охапку осенних листьев и, переходя дорогу с четырехполосным движением, попала под автомобиль… Она еще в "скорой" шептала: "Водитель не виноват…".
Мария Капнист похоронена в селе Большая Обуховка, в Миргородском Районе, в окрестностях Больших Сорочинцев и Диканьки. Большая Обуховка - родовое имение поэта Владимира Капниста. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище.
"В огне непоколебимые"- написано на гербе Капнистов. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков.
#мариякапнист #гулаг #история #графиня #оксанашанель