Челнинская агломерация - порядка 2 миллионов человек. Казалось бы, на такой густонаселенной территории нехватки в работниках быть не должно. Но в условиях фактически отсутствующей безработицы крупные предприятия, в том числе КАМАЗ, испытывают острый дефицит кадров, рассказала на традиционной августовской конференции работников образования в Челнах заместитель генерального директора автогиганта по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению .
Почему вопрос нехватки технических специалистов подняли именно на встрече с педагогическим сообществом? Потому что для решения этой проблемы КАМАЗ пошел по наиболее затратному, но при этом эффективному пути: сделать из Челнов кузницу кадров. Для этой цели, например, в июле 2022 года была открыта передовая инженерная школа «Кибер Авто Тех», на развитие которой планируется выделить порядка восьми миллиардов рублей.
- В этой передовой инженерной школе будут готовить по трем основным специальностям. Это интеллектуальные автомобили, интеллектуальное производство и автомобили с низким углеродным следом. Три кита, три мировых направления развития мирового автопрома. Кроме программы подготовки в рамках передовой инженерной школы предполагается реализация трех аналогичных по названию научно-исследовательских проектов. Цель - создать не просто систему подготовки, а создать и научный центр на базе Набережночелнинского института КФУ, который будет не только обслуживать научно-техническую повестку предприятия, региона, но и предиктивно опережать ее, давать новые направления и тренды в подготовке специалистов и подготовке задач для предприятий республики, - рассказала Халиуллина.
В целом работа со школьниками и студентами - одно из ключевых направлений в деятельности КАМАЗа в этой области, призналась представительница автогиганта. И поле для освоения тут весьма широкое: лишь каждый пятый из детей в системе дополнительного образования занимается в секциях, связанных с техническим творчеством, привела статистику замгендиректора КАМАЗа. В планах и распространение практики создания инженерных классов в общеобразовательных школах. А мэр Челнов , комментируя доклад, и вовсе заметил, что автогиганту стоит «своими щупальцами проникнуть везде».
- Речь идет о сетевом взаимодействии. Я думаю, что КАМАЗ большой, а если большой, значит, добрый. Во всех школах должен присутствовать КАМАЗ. Быть не только градообразующим предприятием. КАМАЗ должен своими щупальцами – в хорошем смысле слова – проникнуть везде. Все должны жить интересами КАМАЗа: учиться, видеть, знать, - отметил глава города.
Возникает резонный вопрос: не сложится ли ситуация, когда КАМАЗ и город готовят специалистов с самого детского сада, а затем наиболее талантливых инженеров переманивают Москва, Санкт-Петербург или зарубежные компании? Статистика подсказывает, что лишь 34% выпускников 11 классов остаются в городе для образования и жизни. Однозначного ответа на этот вызов пока озвучено не было. Но присутствующий на заседании замминистра образования и науки Татарстана дал понять, что эта проблема в фокусе внимания властей республики. И даже привел пример, когда вернувшийся выпускник питерского вуза достиг весьма серьезных успехов в карьере.
- Основной нашей задачей является то, чтобы после учебы многие из них вернулись сюда, в Челны. Мы с каждым человеком, который вернулся, будем считать, что это маленькая победа. Примеры этому есть. И далеко даже ходить не надо. Наиль Гамбарович скромно сидит. Но непосредственно на республиканской «августовке» с участием президента Татарстана , именно его представил глава республики как пример. Человек, который отучился в тогдашнем Ленинграде и вернулся, сделал великолепную карьеру, заслужил почет и уважение людей. Пример, как можно вернуться. Пословицу «где родился, там и пригодился» никто не отменял, - заметил замглавы Минобрнауки республики.
Магдеев в свою очередь обратился к находящимся в зале директорам школ: с нового учебного года надо наладить тесное сотрудничество с КАМАЗом.
- КАМАЗ активно работает с федеральным органом власти. КАМАЗ активно готов работать и здесь, на городском уровне. Но, безусловно, коллеги, нужна еще и инициатива. Все эти действия заключаются в том, что нужны люди. Эти люди находятся в зале. У нас руководители учреждений образования - люди опытные, подготовленные. Я просил бы самым серьезным образом обратить на это внимание и с нового учебного года нацелить себя и свои коллективы на более тесное взаимодействие с КАМАЗом. Структур достаточно создано, - рассказал мэр, добавив, что инженерное мышление необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Тем более когда городу посчастливилось иметь на своей территории КАМАЗ - крупный мировой автогигант.
Наступающий учебный год, однако, отметится нововведениями не только в этом. Законодательные изменения предполагают, что вся сфера образования станет более ориентирована на практическое применение знаний. А одной из составных частей всех уровней образования станет программа воспитания.
- Одна из главных задач - воспитание гражданина, патриота нашей страны. С 1 сентября нас ожидает несколько изменений в масштабах всей страны. Это торжественная церемония поднятия флагов, исполнение государственных гимнов, проведение уроков по изучению государственных символов страны, введение уроков «Разговоры о важном». Это очень большая и необходимая работа, - рассказал Андреев.
Предполагается, что со школьниками будут проводить беседы о ценностях российского общества, а также проводить кино-уроки - смотреть и обсуждать художественные и документальные фильмы.
Объединяющим звеном всех уровней образования является дополнительное образование, заметил начальник управления образования города .
- Наша задача организовать предоставление качественного и доступного дополнительного образования, ведь оно является неотъемлемой частью процесса воспитания, помогает раскрыть личность ребенка с новой стороны, вне учебного процесса, играет важную роль в процессе профилактики правонарушений и безнадзорности. А это значит, что требуется обеспечение доступности дополнительного образования для каждого ребенка, - заметил он.
А мэр, комментируя доклад, обратился к педагогам с призывом не скрывать детскую преступность.
- Если где-то выявили правонарушения - деньги отнимают или что-то другое противоправное происходит в школе, на прилегающей территории на улице - вы же не профессионалы в сфере расследования преступлений. У вас своих задач выше крыши. Поручите это дело участковому, полиции или инспекции по делам несовершеннолетних. Они ваши коллеги. Они вам помогут. Они знают, как этим заниматься, - обратился градоначальник к работникам образования.
Школьников при этом в городе становится все больше и больше. 1 сентября за парты сядут 70 тысяч детей. Через два года, по прогнозам, их будет уже 77 тысяч.
- Из 80 школ в 18 учатся во вторую смену. Даже если количество детей будет меньше в связи с демографической ямой, эти 18 школ только придут в норму. Нехватки учащихся в ближайшие 10-15 лет у нас не будет. Сейчас идет формирование программы на 2023-2024 годы. Безусловно, нам бы хотелось, чтобы нас в этом вопросе поддержали, - обратился мэр Магдеев к представителю министерства.
В Челнах в этом году сдадут в эксплуатацию школу на 1 501 место в 69-м микрорайоне стоимостью 2,4 млрд рублей. Всего же в Татарстане до конца 2022-го появится еще 11 общеобразовательных учреждений, рассказал Андреев.
- Ведется активная работа по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. За пять лет построена 41 образовательная организация. В этом году планируется ввести в эксплуатацию 11 школ. В том числе девять из них - к 1 сентября. Одна из них - в Челнах. Самая большая, - отметил представитель Минобра Татарстана, вызвав сдержанные аплодисменты в зале.
- Громче надо хлопать, нам еще школы нужны! - обратился Магдеев к преподавателям, которые с готовностью захлопали гораздо активнее.
Андреев же призвал «не снижать темпов» и поддерживать в силе данное ранее мэром обещание - вводить каждый год по новой школе. Конечно же, при республиканской и федеральной поддержке.