Найти тему
Дмитрий Март

12 томов Юрия Полякова: уникальное собрание сочинений

Оглавление

Как известно, первую широкую читательскую популярность Юрию Полякову принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба», выпущенные еще в перестроечные 80-е годы. Они прекрасно отразили свое нелегкое и неоднозначное время. Кроме того, Юрий Михайлович был соавтором сценария поистине культового фильма «Ворошиловский стрелок» (1999) режиссера Станислава Говорухина. А еще он на протяжении 16 лет возглавлял невероятно популярную в СССР «Литературную газету».

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Без ложной скромности

Напомним, что не так давно мы рассказывали о "Совдетстве" - новом романе писателя, драматурга и сценариста. А сейчас снова появился повод для встречи с топовым автором.

Оказалось, Юрий Поляков завершил грандиозный творческий проект — полное собрание сочинений в 12-ти томах. Только что вышла последняя книга, которая называется «Время не устает».

- Без ложной скромности (как говорили в советские времена) могу сказать, что в моем поколении я, пожалуй, первый автор, который выпускает при жизни собственное собрание сочинений, да еще в таком объеме, - улыбнулся Юрий Михайлович. - Это не значит, что я больше всех написал. Нет, конечно.

Среди моих сверстников есть авторы, у которых выпущено гораздо больше книжек. Однако они как-то не удосужились собрать все вместе. До этого у меня был и трехтомник, и четырехтомник, и пятитомник.

Понятное дело, в эти собрания сочинений входили какие-то отдельные произведения. Но я решил, что пора подводить итоги. Все-таки мне уже 67 лет...

Автограф-сессия. Фото из архива "7 секретов"
Автограф-сессия. Фото из архива "7 секретов"

Ловкий ход

- Вы считаете, что кто-то будет покупать сразу 12 томов? Сейчас одну книжку трудно продать...

- Согласен. Сегодня особенно тяжело академической литературе. Я имею в виду солидные книги с серьезными научными комментариями. В свое время на Кузнецком мосту был невероятно популярный магазин подписных изданий, но он попросту исчез. Увы, его больше нет...

Это говорит о том, что время диктует свои правила. Нынешний книжный рынок очень специфический. Сугубо акамический подход точно не привлекает внимание читателей.

Нужны ловкие ходы... Вместе с моим издателем мы придумали некоего Кентавра: с одной стороны, это действительно собрание сочинений одного автора.

Есть даже элементы академического справочного аппарата. В конца каждого тома можно прочитать различную полезную информацию, связанную с произведениями, которые вошли в книгу.

История создания, цитаты из критических статей и т.д. С другой стороны, вы не увидите на томах каких-то огромных цифр. Иначе читатель смутится: взял пятый том, значит, нужно брать и все остальные? Нет, не надо!

Мы оставили лишь общий стилистический вид. Есть также пояснение, что всего в этой серии 12 томов. В общем, хочешь бери одну книгу, хочешь - две, три... Но и каждая выглядит вполне самодостаточной.

В журнале "Юность". Фото из архива "7 секретов"
В журнале "Юность". Фото из архива "7 секретов"

Как стать поэтом

- В последнем 12-м томе обращает на себя внимание ваше эссе «Как я стал поэтом». Сегодня многие пишут стихи, не не знают, насколько они качественные.

- Я решил вставить отдельные авторские эссе в тома всей серии, чтобы поделиться какими-то творческими секретами. Судя по откликам, читателям такой подход очень понравился.

Кстати, многие даже не в курсе, что когда-то я начинал именно как поэт. В 1980 году вступил в Союз писателей в качестве автора стихов, а вовсе не как писатель, драматург или сценарист.

Причем я отнюдь не учился в Литературном институте, а закончил факультет русского языка и литературы Московского областного педагогического института.

На старших курсах стал работать учителем. Однако в своем последнем эссе я рассказываю, какая четкая система продвижения молодых авторов была выстроена в наше время.

В Советской армии. Фото из архива "7 секретов"
В Советской армии. Фото из архива "7 секретов"

- Где вы впервые опубликовались?

- В 1974 году в газете «Московский комсомолец». Это была общая коллективная подборка молодых талантов, как принято их называть. Предисловие написал Вадим Сикорский из толстого журнала «Новый мир».

Он был руководителем поэтического семинара, который я посещал. Многим читателям имя Вадима Ивановича точно ничего не говорит. Хотя он известен тем, что лично вынимал из петли Марину Цветаеву в Элабуге.

Дело в том, что Вадим Сикорский дружил с сыном поэтессы Георгием. Они вместе сидели в кино и смотрели фильм, как вдруг прибыли милиционеры, вызвавшие их на улицу. Мол, давайте, ребята, на выход.

На улице милиционеры объяснили Георгию: мол, с твоей мамой большое несчастье... Впечатлительный сын Цветаевой был невероятно шокирован. Он ничего не мог делать, а попросту впал в некую прострацию.

Зато Видим Иванович не растерялся. А в итоге вошел в историю отечественной поэзии даже с такой необычной стороны. Конечно, мы, начинающие авторы, с интересом, открыв рты слушали всевозможные истории, связанные со знаменитостями.

Руководители семинаров были для нас настоящими учителями, подлинными наставниками. Без такой школы, я считаю, трудно стать хорошим поэтом.

С дочерью. Фото из архива "7 секретов"
С дочерью. Фото из архива "7 секретов"

Не боялся казаться наивным

- А как же природный дар?

- Так его же никто не отменяет. Тем не менее я уверен, что поэт - это такая же профессия, как, скажем, музыкант или, например, инженер, сварщик, токарь.

Нужно досконально овладеть какими-то профессиональными азами, чтобы потом начинать творить как следует, не совершая примитивных ошибок. Проблема современной поэзии как раз в том, что многие пишут, совершенно не владея даже самыми элементарными навыками.

Особенно это касается поэтов-песенников. Отмечу, что я не только закончил педфак, но еще поступил в двухгодичную литературную студию при горкоме комсомола.

Я не боялся показаться наивным, учился мастерству с удовольствием. Нашу студию курировала Московская писательская организация. Причем нам преподавали такие мэтры, как Борис Слуцкий, Юрий Трифонов, Евгений Винокуров. То есть и там был высочайший уровень.

А еще я в своем эссе рассказываю об уникальных всесоюзных совещаниях поэтов. Их вели Римма Казакова и другие великие мастера. Они сразу видели, кто из молодых авторов достоин книги, а кому еще не мешало бы подтянуться.

Я был участником 7-го всесоюзного совещания в 1979 году. А уже через год в издательстве «Молодая гвардия» вышла моя первая книжка «Время прибыть».

Когда я вступал в Союз писателей, то рекомендации мне дали Владимир Соколов и Константин Ваншенкин, ведущие поэты того времени, - отметил Юрий Поляков.

Читайте другие материалы автора:

Вера Алентова: «Написала, что помню!»

Упала с неба: о героине фильма "Одна"

Кристина Асмус: «В булку так и не превратилась!»

Как живётся в Москве молодой актрисе Грете Сабуровой

Русские вороны клевали французов в английском фильме

Как и где снимался фильм "Донбасс. Окраина"