Война и песни

Будучи рождённым в СССР, я очень трепетно и с огромным уважением и любовью отношусь к военной песне. Воспитывали так и родители, и школа. В 90е это почти искоренили. Заменили пошлятиной и запретным плодом. Бунтарство и вызов. Хотя и тогда были очень сильные песни о войне. Наверное, на старых дрожжах ещё. Но и тогда и сегодня свои собственные песни я правлю именно по тем лекалам, а не по тому дурновкусию, что сегодня льётся с экранов ТВ и радио.

Война – штука сложная и её творческое сопровождение требует особого внимания и ответственности как перед этим поколением, так и, что куда важнее, перед нашими потомками. Ибо через песни в том числе они и будут составлять своё отношение к тому, что происходит сегодня. Патриотические, духоподъёмные песни – очень весомая составляющая информационной борьбы, как для поддержки наших солдат, так и (что куда важнее) для мирного населения. Это ОЧЕНЬ важно. Песни военных лет времен Великой Отечественной Войны, возможно, лучшее, что было написано на эту тему. Хотя были и в последствии созданы без преувеличения великие песни. Перечислю лишь некоторые:

«Священная война»

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

(песня Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача)

«В землянке»

Бьётся в тесной печурке огонь

На поленьях смола, как слеза

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой

Я хочу, чтобы слышала ты

Как тоскует мой голос живой

И конечно же «Тёмная ночь» – невероятно красивая и душевная песня, написанная композитором Никитой Богословским на слова Владимира Агатова в 1943 году для фильма «Два бойца» где её гениально исполнил Марк Бернес.

Темная ночь только пули свистят по степи

Только ветер гудит в проводах тускло звезды мерцают

В темную ночь ты любимая знаю не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами

Темная ночь разделяет любимая нас

И тревожная черная степь пролегла между нами

А самая известная песня, которую мы прочно ассоциируем с праздником Великой Победы, была написана спустя 30 лет в 1975 году.

«День Победы»

День Победы, как он был от нас далёк

Как в костре потухшем таял уголёк

Были вёрсты, обгорелые, в пыли

Этот день мы приближали как могли

Этот День Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы

День Победы

День Победы

(песня композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова)

А что уж говорить о песнях того же Владимира Высоцкого? Его пласт военных песен – это невероятные эмоции. Высочайшего уровня тексты и подача. А ведь он был совсем ребёнком во время той войны. когда она началась ему было всего 3 года. Но при этом у него несметное число песен о войне. Пронзительные, честные, сильные. Одна из самых великих и потрясающих по своей внутренней боли, лично для меня:

«Он не вернулся из боя».

Наши мёртвые нас не оставят в беде

Наши павшие — как часовые

Отражается небо в лесу, как в воде

И деревья стоят голубые

Нам и места в землянке хватало вполне

Нам и время текло — для обоих

Всё теперь одному. Только кажется мне

Это я не вернулся из боя

Одна из моих самых любимых песен о войне – «В осеннем парке» Олега Митяева. Это 1982 год. Невероятно пронзительное произведение.

В осеннем парке городском

Вальсирует листва берез

А мы лежим перед броском

Нас листопад почти занес

Занес скамейки и столы

Занес пруда бесшумный плес

Занес холодные стволы

И бревна пулеметных гнезд

Помню так же, как плакал стадион в Магадане, когда Розенбаум пел свою «В Афганистане, в черном тюльпане…». Плакали взрослые мужики. Это были 80-е если чего не путаю. Песня скорее антивоенная, но это было великое произведение. Кстати. Жанр антивоенной песни - это тема для отдельного разговора. Там есть как и откровенная пошлятина, так и реальные шедевры.

Помню и свои слёзы, когда посчастливилось слышать военные песни в исполнении Хора Александрова в петербургской Филармонии несколько лет назад. Это было просто невероятное чувство. И столь же невероятные песни, и их исполнение.

Ну и, конечно же, можно и нужно упомянуть Газманова, чья песня «Офицеры» стала, по сути, гимном для всех военных. И там так же очень неплохие стихи. И их можно читать отдельно от музыки.

Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом.

За Россию и свободу до конца.

Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет,

Заставляя в унисон звучать сердца.

Эти примеры можно продолжать и дальше. И все те песенные шедевры объединяло как чудесная запоминающаяся мелодия, так и очень сильные стихи, которые можно читать как самостоятельное произведение. А также великолепное исполнение. Когда сегодня их исполняют на современный лад с этими американскими попсовыми интонациями и мелизматикой – хочется выключить телевизор и переслушать изначальную версию. Хотя, из наших современников, можно вспомнить Дмитрия Хворостовского. Как он шикарно исполнял песни военных лет. А в качестве антагониста взять, например, Билана и его совершенно американизированное исполнение «Тёмная ночь. Только пули свистят по степи…». Что называется, почувствуйте разницу.

А теперь о современной военной песне. Есть несомненные удачи. Мощные тексты, интересная мелодия, подача. Они должны быть. Уверен в этом. Но они практически неизвестны широкой публике. Я пытался вспомнить сегодня хотя бы одну из новых, и ничего не пришло в голову вот так сразу. Основной же объём новых произведений имеет невероятно низкий уровень. И прежде всего в плане поэзии.

Для меня песня всегда была и есть: «исполнение стихов под музыку». Согласен, что есть, к примеру, танцевальный жанр, где текст не столь важен как мелодия, аранжировка и особенно ритм. Но что касается военных песен тут ВАЖЕН текст. ВАЖНЫ слова. И я настаиваю на том, что эти стихи должны читаться, в том числе, и как отдельное, самостоятельное произведение. Сегодня же получается, что сильные строки порой находят рэп-исполнители, но и то лишь некоторые строки, в лучшем случает четверостишия. И надо признать, что в этом стиле можно куда легче обращаться с размером и жонглировать рифмами. Классическая же песня должна иметь структуру и некий размер. А этого-то я и не слышу в том, что активно раскручивается и пропагандируется. Вот, правда. Ничего не могу вспомнить действительно сильного, что было написано за последние годы. Или вот в этом году. Хотя у многих творческий людей сейчас перехватило дыхание от нахлынувших эмоций. Музы должны буквально вопить стихами и мелодиями.

Но, конечно же, есть песни, которые сегодня раскручивают и пеарят со всех углов. И, на мой взгляд, вот так вот понижая планку, эти люди сознательно опускают общий культурный уровень своего слушателя, зрителя. Снова работают деньги и реклама, буквально вколачивая всем в голову не самые хорошие примеры поэзии. Но всё с лихвой перекрывается мощными эмоциональными голосами. Все стараются глотку драть по поводу и без повода. А всё потому, что спеть ЭТО тихо и проникновенно зачастую попросту невозможно. Ибо сразу проявится низкий уровень поэзии.

Вспомните, как пел Бернес ту же вышеупомянутую «Тёмную ночь». Тихо, спокойно, проникновенно, не давя децибелами и не помогая себе руками и подтанцовкой. А как он же пел «Журавли»! В его исполнении звучало каждое слово. Оно было понятным, весомым, важным.

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей

Не в землю нашу полегли когда-то

А превратились в белых журавлей

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Из современного сумел вспомнить только Ярослава Дронова, который выступает под псевдонимом «Шаман». Да и то лишь потому, что этот проект сейчас сильно шумит в сети. Я и раньше натыкался на этого исполнителя (знакомые присылали). «Танцы на стёклах» в его исполнении переслушивал многократно. Очень круто исполнено. Так же вспоминаю его участи в шоу «Голос» и их совместное с Пелагеей исполнение песни «Не для меня». Очень сильно для живого исполнения. Кстати. Отметьте песня какая шикарная. В том числе по стихам.

И вот примерно год как его ролики сильно завирусились. По всему заметно, что этот артист получил серьёзное продвижение и поддержку. А недавно он весьма ярко заявил о себе собственной песней «Встанем». Не могу поставить её в один ряд с вышеупомянутыми шедеврами, но меж тем должен признать, что песня получилась добротная и сильная. И мощные эмоциональные ноты исполнителя там более чем уместны. Кто-то очень уместно подверстал на неё кадры шествия бессмертного полка. Очень точно подмечено. Только в таком контексте её теперь и вижу. Ну и текст, как по мне, вполне приличный:

Встанем

Пока ещё с вами мы живы и правда за нами

Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами

Они улыбались, как дети, и в небо шагали

Встанем

И ближе к ним станем

Но вот недавний его новый «хит», явно написанный, что называется, на скорую руку и «на злобу дня» - «Я русский» вышел куда слабее в плане поэзии. Читать этот текст уже нельзя. Только слушать. Клип с инопланетянами в концовке – это отдельный разговор и пусть это останется на совести авторов.

Я русский

Я русский, я иду до конца

Я русский, моя кровь от отца

Я русский, и мне повезло

Я русский, всему миру назло

Я русский

Я так понимаю нынешней молодёжи именно такое сейчас проще и лучше, что называется, «зайдёт». Я не специалист и не буду говорить про ЕГЭ и отсутствие идеологии и воспитания. Но совершенно очевидно, что общий уровень образования, в том числе культурного, уже не столь высок как был во времена моей молодости. Не те примеры для подражания. Не те кумиры. Но, возможно, уже тот факт, что молодые люди будут петь на-русском подобные песни и приведёт, со временем, к появлению более сложных и сильных произведений. Появится запрос на более глубокую и сильную поэзию. Возможно, появятся новые кумиры и уже они поднимут нашу эстраду на новый уровень по качеству музыки и поэзии. Может это не так уж и плохо для начала.

И тут я где-то понимаю телевизионщиков. Куда проще показать того, кто сам себя продвигает, кто уже дорвался до микрофона или где-то вскарабкался на танк. Или можно вытащить из кладовки забвения и отряхнуть от нафталина своего старого знакомого, который что-то такое прочитал, спел, нарисовал. Все они тоже нужны. Несомненно. Любым способом поднимать дух бойцов, давать им некую эмоциональную поддержку и разгрузку — это крайне важно. Люди, что едут на фронт с концертами - реально смелые и сильные люди. Тут без вопросов. Но, наряду с этим, центральные каналы и медийные персоны просто обязаны иметь в виду и просветительскую функцию, а значит должны предлагать своим зрителям и читателям произведения более высокого уровня. И да. Это требует некоторой работы. Поиска. Нужно перерыть кучу хлама, чтобы найти истинные шедевры. Но так было всегда и это должно быть их работой.

Специально повторюсь. «Шаман» - понятный и нужный проект. Молодой парень с оригинальной прической и зычным голосом исполняет патриотические песни собственного сочинения. Это хорошо и вовремя. Я же пишу о другом. О том, что люди взрослые и опытные, такие как, например, Дмитрий Киселёв и Игорь Панарин, воспитанные на выдающихся шедеврах советской эстрады, могли бы своим именем раскручивать более сильные произведения, повышая культурный уровень своих зрителей. Тем более, что я уверен в том, что им поступает немало сообщений от поэтом и музыкантов. Просто нужно поручить кому-то отбор, сортировку, проверку авторства и прочую работу и уже тогда, прослушав отобранное, выступить первооткрывателем новых талантов.

Надеюсь я просто предвосхитил события и там уже целая команда выискивает на просторах интернета новые имена. А возможно я и вовсе не прав и просто мало смотрю телевизор, но чёрт возьми. По центральным каналам, в самых рейтинговых передачах, крутят порой такую безвкусицу и низкосортные произведения, что кроме как вредительством я это назвать не могу. Так нельзя. Особенно сейчас. Что они хотят? Чтобы зритель взвыл от этого всего и попросил вернуть Голливуд и наших сбежавших звездунов и звездулек? Некоторые как я погляжу уже начали переобуваться в воздухе и лезут на фронт за реабилитацией и медалями. Противно это ей Богу.

Хочется верить, что народ наш уже приелся всей этой лжи и лицемерия. И может теперь у нас начнут появляться настоящие новые Звёзды со вкусом не к деньгам и хорошей жизни, а прежде всего к действительно хорошим песням, словам и музыке. Очень хочется, чтобы какие-то новые песни зазвучали в голове сами по себе, а не потому, что их без конца крутят по радио и телевизору.

PS. Кстати. Очень рад за Юлию Чичерину. Её новое военное направление в творчестве очень и очень сильное и песни хорошие. Хоть их и не очень-то крутят у нас. Но мне думается, что как раз ей уже весь этот пеар кажется чуждым и нелепым. Юля вплетена в тот мир уже более 8 лет и для тех ребят она уже давно народная. А не потому, что так сказал какой-то популярный ведущий, блогер и иже с ними.

С Уважением к зрителю, слушателю и коллегам по жанру,

Искренне Ваш

Даниил Шургальский «Последний Трубадур»

#война #песни #стихи #Киселёв #Панарин #Шаман #песниовойне