8 самых красивых когда-либо созданных мраморных скульптур

147K прочитали

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.

Дословно:" Я просто беру мрамор и освобождаю его от всего лишнего." Скульптор хотел сказать, что персонаж или персонажи, которых он изваял, уже жили в камне и что его работа заключалась только в умении снимать куски мрамора с них.

Капелла Сан Северо, Неаполь. Здесь находятся три скульптуры из моего списка
Капелла Сан Северо, Неаполь. Здесь находятся три скульптуры из моего списка

Это совсем другой взгляд на изготовление прекрасных произведений искусства. Мы привыкли думать, что мастер СОЗДАЕТ скульптуру. На самом деле - он ОСВОБОЖДАЕТ скульптуру от лишнего мрамора.

Удивительно, но глядя на некоторые скульптуры, люди просто не могут поверить, что созданы они из мрамора.

Вот 8 самых красивых работ, которые скульпторы оставили нам в наследство. Три из них находятся в одной капелле (Сан Северо) в Неаполе. Три другие - в галерее Боргезе в Риме.

И почти все скульпторы - итальянцы.

1. Похищение Прозерпины, Джан Лоренцо Бернини

Похищение Прозерпины, Джанлоренцо Бернини, Галерея Боргезе, Рим
Похищение Прозерпины, Джанлоренцо Бернини, Галерея Боргезе, Рим

Возжелав нимфу Прозерпину, Плутон похищает ее и уносит в свой подземный мир. Плутон держит юную дочь Юпитера и Цереры, сжимая рукой ее бедро.

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-3

Прозерпина отталкивает Плутона и на лице видны слезы. Здесь Бернини превзошел всем мастеров - бедро нимфы кажется живой плотью.

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-4

2. "Апполон и Дафна", Джан Лоренцо Бернини

Великолепная скульптура "Апполон и Дафна" была создана итальянским художником Джан Лоренцо Бернини в 1622-1625 годах. Скульптура расположена в галерее Боргезе в Риме и является одной из самых известных работ Бернини.

Апполон и Дафна, Джанлоренцо Бернини, Галерея Боргезе, Рим
Апполон и Дафна, Джанлоренцо Бернини, Галерея Боргезе, Рим

Бернини в мраморе изобразил историю, рассказывающую о том, как бог Апполон влюбился в Дафну, нимфу из леса, которая была прекрасна и умна, но не имела желания вступать в любовные отношения с Апполоном. Более того, он был ей противен.

Отчаявшись добиться взаимности от нимфы, Апполон догнал ее и прикоснулся уже в телу красавицы, но... в это мгновение нимфа превратилась в лавровое дерево. И мы видим момент этого превращения. Руки нимфы становятся ветвями дерева, пальцы превращаются в листья. Ноги превращаются в корни дерева. А то место, где Апполон дотронулся до тела нимфы уже превратилось в кору дерева.

Дафна превратилась в дерево. Влюбленный Апполон наломал веток с этого дерева и стал носить на голове венок из лавра, чтобы сохранить память о нимфе.

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-6

3. Весталка с вуалью, Рафаэле Монти

Основной вопрос, который мучает зрителей – как же удается скульпторам передать всю невесомость тонкой воздушной ткани, передать все ее складки и при этом не потерять под ними внешности человека и черты его тела? Рафаэль Монти, рассказал, что для работы берется специальный тип мрамора, у которого есть два слоя. Каждый из них обладает своей плотностью. Верхняя подложка более пористая по сравнению с нижней. За счет обработки верхнего слоя и удается получить эффект воздушной ткани. Особенность используемого материала объясняет и небольшое количество скульптур, выполненных этой техникой. Мало того, что сама по себе она сложная, так еще и подходящий минерал сложно найти.
Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-7

Мраморная статуя представляет собой женщину в венке из цветов, лицо которой частично закрыто мраморной вуалью. Прозрачность вуали на лице сделана идеально. Девушка сидит, поджав под себя ноги и держа в руках чашу со священным огнем.

Предшественницей этой скульптуры является бюст женщины в вуали, хранящийся в замке Раккониджи. Если последняя датируется 1845 годом, то «Весталка в вуали» будет чуть позже.

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-8

4. Уголино и его дети, Жан-Батист Карпоса.

Уголино и его дети, Жан-Батист Карпоса.
Уголино и его дети, Жан-Батист Карпоса.

Это изображение повествует об ужасной истории Уголино делла Герардеска, пизанского политика, запертого в башне вместе со своими детьми. И подвергнутого голодной смерти.

Скульптура передает муки Уголино, вызванные длительным голоданием его и детей. Примечательна стопа Уголино, невероятно точное воспроизведение стопы человека.

Уголино и его дети (фрагмент), Жан-Батист Карпоса.
Уголино и его дети (фрагмент), Жан-Батист Карпоса.

Уголино делла Герардеска - реальный персонаж, умерший в 1289 году, будучи семидесятилетним стариком.

Родился в знатной семье, известной с VIII века, потомки которой продолжают жить в Италии до сих пор.

Тела Уголино, его сыновей и внуков после смерти в башне были погребены в церкви Сан Франческо, где оставались до 1902 года, когда их перезахоронили в семейной капелле делла Герардеска. В 2002 году палеоантрополог Франческо Маленьи провел тестирование ДНК эксгумированных тел Уголино и его детей. Согласно его анализу, это действительно тела отца, сыновей и внуков. Дополнительное сравнение с ДНК современных членов династии выявило совпадение в 98 %, как принадлежащих к тому же роду. Однако исследование костей сняло с Уголино обвинение в людоедстве:
кости содержат следы магния, но не имеют цинка, что свидетельствует о том, что в течение месяцев перед смертью он не ел мяса;
останки имеют явные следы истощения, что типично для голодавших;
череп имеет всего несколько зубов, что нормально для 70-летнего старика XIII века, и поэтому вряд ли возможно, что он пережил и тем более съел своих более молодых потомков;
вдобавок, череп поврежден — Уголино умер от удара по голове, а не от голодания;
насильственной смертью — а не от голода — умерли и его дети.

5. Антонио Коррадини, «Целомудрие»

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-11

Раймондо де Сангро, седьмой князь Сан-Северо, заказавший скульптуру, никогда не видел свою мать, она скончалась во время родов. В память о женщине, давшей ему жизнь, князь заказал у скульптуру, получившую название «Целомудрие».

Скульптура представляет собой высеченную в камне изображение женщины в полный ее рост. Покрыта она лишь прозрачной вуалью, под которой прекрасно просматриваются все изгибы тела и черты лица. При этом каждая складка ткани смотрится естественно, на своем месте.

Плита с надписью, рядом с женщиной, расколота. Это говорит о преждевременной кончине молодой женщины.

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-12

6. Христос под покрывалом (фрагмент), Джузеппе Санмартино.

Антонио Коррадини после создания скульптуры "Целомудрие", взялся за создание второй работы, «Христос под плащаницей». Однако работа прервалась на стадии глиняного макета – скульптор скончался.

Работу продолжил другой неаполитанский скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» тоже стал шедевром, эта наиболее известная работа мастера.

Христос под покрывалом, Джузеппе Санмартино.Часовня Сансеверо в Неаполе
Христос под покрывалом, Джузеппе Санмартино.Часовня Сансеверо в Неаполе

Деталь, прославившая это произведение, — очень тонкая пелена, лежащая на лице Христа, почти тающая на нем. Говорят, что Канова был большим поклонником этой работы. Он заявил, что мог бы отдать 10 лет своей жизни, чтобы стать создателем этой скульптуры.

Христос под покрывалом (фрагмент), Джузеппе Санмартино. Часовня Сансеверо в Неаполе
Христос под покрывалом (фрагмент), Джузеппе Санмартино. Часовня Сансеверо в Неаполе

Целое столетие никто не смог приблизиться к уровню двух неаполитанских мастеров.

7. Франческо Квейроло, "Освобождение из пут", 1750-е годы. Капелла Сан-Северо, Неаполь.

Франческо Квейроло, "Освобождение от чар",  Капелла Сан-Северо, Неаполь.1750-е годы
Франческо Квейроло, "Освобождение от чар", Капелла Сан-Северо, Неаполь.1750-е годы

Шедевром Кейроло, несомненно, является Disinganno, произведение, посвященное Раймондо ди Сангро своему отцу Антонио, герцогу Торремаджоре.

Скульптурная группа изображает человека, освобождающегося от греха, представленного сетью, в которую генуэзский художник вложил все свое необыкновенное мастерство. Крылатый гений, несущий на лбу огонек, символ человеческого разума, помогает человеку освободиться от запутанных сетей, указывая при этом на земной шар у его ног, символ мирских страстей; открытая книга, Библия, прислонена к земному шару, священный текст, но также и один из трех «великих огней» масонства.

Франческо Квейроло, "Освобождение от чар", (деталь) Капелла Сан-Северо, Неаполь.
Франческо Квейроло, "Освобождение от чар", (деталь) Капелла Сан-Северо, Неаполь.

Капелла Сын-Северо в Неаполе с прекраснейшими скульптурами
Капелла Сын-Северо в Неаполе с прекраснейшими скульптурами

8. Венера торжествующая, Антонио Канова

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-18

Скульптор изваял сестру Наполеона Полину Бонапарт в образе Венеры Победительницы. Полина, ставшая женой римского князя Боргезе, вызывала своим распущенным поведением массу пересудов у современников. Здесь Полина в образе богини плотской любви Венеры, которая, согласно древнегреческой мифологии, одержала победу на суде Париса.

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-19
Героиня лежит полуобнаженная на деревянной кушетке, изящно украшенной драпировкой и позолоченными вставками, ее тонкие пальцы держат яблоко, отданное Парисом в знак признания превосходства Венеры над другими богинями. Ее античная грация, за которой скрывается некоторое лукавство, гармонично сочетается с удивительным натурализмом в передаче сложных складок ткани, прикрывающих соблазнительные бедра.
Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-20

Канова изобразил Полину в образе дивы, держащей в левой руке яблоко. Эта деталь напоминает о победе в состязании между тремя самыми красивыми богинями Олимпа: Геры (Юноны), Афины (Минервы) и Афродиты (Венеры). Яблоко раздора - приз, который получила красивейшая из богини.

Микеланджело Буонаротти говорил, что его работа состоит не в том, чтобы лепить скульптуры, а в том, чтобы освободить их от глыбы мрамора.-21

А какие скульптуры для вас лучшие? Что я забыла упомянуть?

P.S. Об античных скульптурах я расскажу в другой статье.

Ставьте лайк, если Вам понравилось и я расскажу о других интересных произведениях искусства и историях .

Если Вам интересны рассказы о Риме и о жизни людей в Италии ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

Истории о знаменитых итальянцах и интересные места Италии на моем канале YouTube.

#скульптура #история #церковь