Найти тему
МК на Кубани

«Кто-то, никто, сто тысяч»: как создавался спектакль по роману Пиранделло в Краснодаре

    Актриса Мария Ступченко. Фото: Маргарита Смирнова
Актриса Мария Ступченко. Фото: Маргарита Смирнова

«Я знала, какая я, лишь в ту минуту, когда на себя смотрела»

(«Кто-то, никто, сто тысяч». Луиджи Пиранделло)

Каждый человек может верить, что все, что он видит и чувствует, действительно существует. Он может дать всему этому имена и полагать, что другие видят окружающие его предметы такими же, какими видит их он. Однако в один момент он может вдруг подвергнуть все это сомнению. Именно тогда рождается поиск. Экзистенциальный поиск, озаряющий гениев, сводящий с ума безумцев, вдохновляющий творцов.

Жизнь и смерть, понимание друг друга и многообразие истин — именно это исследует в своём моноспектакле по роману Луиджи Пиранделло режиссёр Влада Сотникова. Произведение итальянского писателя 22-летняя выпускница Санкт-петербургской театральной академии решила воплотить на сцене краснодарского центра искусств «Люди-Игры».

Луиджи Пиранделло (1867-1936) обрел мировую славу именно благодаря своим пьесам, глубоким и изобретательным. Незадолго до смерти драматург получил Нобелевскую премию по литературе. Те, кто вручал заслуженную награду писателю, отмечали его сверхспособность «сделать из психологического анализа хорошую пьесу».

О рождении спектакля, создании костюмов и внутренних метаморфозах каждого, кто был вовлечен в процесс работы над спектаклем, рассказали корреспонденту «Московского комсомольца на Кубани» члены творческой команды.

Переосмысление романа на сцене

Поставить роман на сцене - задача довольно специфическая и непростая, его придется переосмыслить. Например, в романе Луиджи Пиранделло главный герой - мужчина, свою же инсценировку режиссер написала под актрису и сделала повествование от женского лица. Однако в данном случае пол, возраст и национальность не так важны, главное — сам человек, его чувства и мысли.

— В определённом смысле Пиранделло стал предтечей Камю и Сартра — и этим все сказано. Поэтому работа над инсценировкой не была простой. В этом процессе мне помогала теолог Алиса Заманова. Её знания в области философии и теологии очень пригодились нам в работе. В итоге у нас получилось нечто новое и переосмысленное. Поэтому говорить, что мы перенесли на сцену роман Пиранделло целиком, было бы неверно, — объяснила Влада Сотникова.

На вопрос о том, почему именно этот роман было решено воплотить на сцене, режиссер предположила, что в данный период жизни произведение перекликается с ее внутренним состоянием и, вероятно, именно это стало решающим фактором в выборе романа.

Знакомство с произведением Пиранделло у автора постановки произошло около трех лет назад, однако Влада не сразу осилила роман. Но спустя время она просто почувствовала, что должна инсценировать именно это произведение.

— Все мои друзья спрашивали, почему я обратила внимание на этот материал, но у меня не было ответа тогда, только чувство, что все верно, внутри меня. Затем я уже другими глазами взглянула на этот текст, он резонировал с тем, что проживаю я сейчас и, смею предположить, проживает большинство людей в периоды экзистенциальных кризисов. Да, это про смысл жизни, про то, что в конце концов мы приходим к ответам на фундаментальные вопросы, хоть и идём к ним разными дорогами, — поделилась автор постановки.

Режиссер, актриса, хореограф, модельер — все они так или иначе прошли путь главного героя Пиранделло. Для каждого из участников инсценировка романа — это поиск. По словам режиссера, в процессе поиска она приходит к той точке принятия, что и герой, понимает смысл текста, который был для нее сперва недосягаем.

— Для меня это история про баланс, который человечество так и не смогло найти за все время своего существования, — пояснила режиссер. — Мы хрупки, мир хрупок, все внутри и вокруг нас очень легко разрушается, сильное счастье или боль — всё одинаково может сломать. Мой ответ и ответ героини - разрешение быть всему, что происходит, без застреваний в чем-то одном, быть цельным.

Одиночество: инсайты актрисы

Для Влады Сотниковой как для режиссера главная черта, которую она всегда ищет в актёрах — отсутствие страхов. Именно эту особенность режиссер заметила в краснодарской актрисе, члене Союза театральных деятелей России Марии Ступченко, которой она предложила сыграть в своем спектакле. Режиссера девушка зацепила тем, что не боится выглядеть глупой, неправильной и готова отойти от своих привычных актёрских паттернов.

— Зачастую куда важнее уметь войти в эксперимент. Многие не готовы «выйти из штанов». Мне очень нравится это выражение, ведь оно про то, что ты можешь стать больше себя самого, выйти в новое поле экспериментов, в изучение себя, но не себя как эго, а себя как чувственного объекта и объекта телесности. Вот что важно для меня как для режиссёра, — объяснила Влада.

Актрисе оказались очень близки главные темы романа — одиночество, самоидентификация, взаимодействие с внешним миром и поиск своего места в этом мире. Проживая историю, она пришла к выводу, что истиной выступает сама жизнь с ее процессами как данностью.

— Парадокс в том, что каждый из нас глубоко одинок, но именно это нас и роднит, это как раз созидательное пространство. Это та бусина, которая соединяет ожерелье бытия, — поделилась мыслями Мария Ступченко.

Формат моноспектакля способствует концентрации на одном человеке, позволяет идти в глубину и более детально работать с актером. Реквизита в самом спектакле очень мало, что сделано осознанно. В репетиционном процессе актриса работала с предметами, чтобы на самом показе отказаться от них. Такой прием является метафорой исчезающего для героини мира.

Маленькая история собственных эмоций

Внутренний конфликт героини визуально отражает хореография в этом спектакле. С помощью движений сирийский хореограф Орва Абусалех ищет ответы на поставленные режиссером вопросы и приоткрывает сложный внутренний мир героини.

— Язык танца, он наиболее универсальный и понятный, потому что все подвластно движению, раскрывающему самые тонкие человеческие переживания и эмоции, — объяснил Орва Абусалех. — В нашем случае хореография призвана скрепить основные элементы художественного замысла в единое произведение.

Сложность хореографии в театре состоит в том, что зачастую драматический артист – это «тело без техники», в отличие от профессионального танцора. Поэтому Орве приходилось прослушиваться к телу актрисы и находить те движения, которые смогли бы дать зрителю ответы на возникшие вопросы.

— Каждый спектакль, в котором ты принимаешь участие – маленькая история собственных эмоций, — говорит хореограф. — Когда режиссер Влада Сотникова предложила мне эту работу и я прочитал инсценировку, то сразу вспомнил все те вопросы, которые давно задавал себе и задаю по-прежнему. Но получается, что теперь я должен сам на них ответить. Я создаю эти ответы вместе с актрисой, вижу их перед собой. Конечно, я ищу ответы, пользуясь не речью, а движениями. Однако проза Пиранделло многослойна и интеллектуально насыщена, и единственно правильных ответов здесь не может быть.

«Образ должен отражать ничто»

Придумал и сшил костюмы для главной героини студент Санкт-петербургской художественной академии Штиглица Аркадий Попов из Краснодара. Для модельера при создании образа было важно не только вникнуть в суть грядущего спектакля, но и пообщаться как с режиссёром, так и с актрисой, посмотреть на локацию и послушать музыку.

— Образ должен отражать ничто. Чёрный - это пустота, это тишина. Это материя, что столь изменчива. Он не олицетворяет главную героиню, он дополняет ее множество. И то, как вижу это я, не увидит никто. Та эластичность и разрушенность, что присутствует в деталях образа для каждого взгляда будет своя, как и Мария, на которую вы посмотрите сквозь призму своего собственного мира, — пролил свет на замысел костюмов Аркадий Попов.

По словам модельера, образы создавались по творческому вдохновению, которое внезапно приходило к нему ночью. После чего Аркадий, не теряя ни минуты, приступал к зарисовкам костюма.

— Это искусство, невозможно создать четкий план и придерживаться, идя по ступеням к его реализации, — рассказал Аркадий. — Это хаос, страсть, тьма и свет, вспышка, что приходила ко мне перед сном, из-за чего я мог подскочить и приступить к работе, что была в застое несколько дней.

Кто оплачивает постановку?

При создании спектакля у режиссера могут возникнуть внешние сложности, такие как финансирование. В данном случае спектакль «Кто-то, никто, сто тысяч» ставился на собственные средства режиссера. Поэтому выручка от билетов пойдёт на оплату помещения, покрытие расходов за реквизит и костюмы, а также на гонорары команде.

По словам Влады Сотниковой, вырученные средства совершенно не сопоставимы с теми усилиями и той энергией, которые были вложены в спектакль. Поэтому часто выходит так, что режиссер с постановки не зарабатывает ничего, а порой даже уходит в минус.

— Это вопрос выбора. Делать коммерческие проекты тоже хочется, но многое зависит от периода жизни. Сейчас для меня приоритетно нарабатывать имя, свое и тех талантливых людей, с которыми я работаю. Я уверена, что искусство, тем более локальное, нуждается в новых именах, — объяснила Влада Сотникова.

Творческая команда работала над постановкой практически безвозмездно, каждый участник согласился на минимальные гонорары и трудился за идею. Стоит отметить, что на костюмах и хореографии создание спектакля не заканчивается. Специально для моноспектакля композитором Артёмом Чистовым и основателем краснодарской студии звукозаписи Rooftop.rec Сергеем Полугодкиным была написана музыка. Иллюстрации для постановки создала краснодарская художница и графический дизайнер Виктория Михеева.

Спектакль не заканчивается после премьеры

Что чувствует режиссер после премьеры спектакля? Для Влады Сотниковой это приятное опустошение. Как будто позади оказывается не просто спектакль, а отдельный мир, в котором отзеркалены все процессы, происходящие внутри режиссера, в окружающем его мире и даже в его семье.

— Спектакль не заканчивается после последнего показа, — говорит Влада. — Иногда ответы на вопросы, которыми я задавалась во время репетиций, приходят спустя месяцы, как это было с моим предыдущим спектаклем «Гроздья гнева». Так что после премьеры однозначно будет его переосмысление. И новые показы…

Премьера спектакля «Кто-то, никто, сто тысяч» состоится 26, 27, 28 августа в 20:00 в краснодарском центре искусств «Люди-Игры» на улице Красноармейской, 45. Приобрести билеты на мероприятие можно здесь.