Каким вы хотели бы видеть своего ребенка в школе? Наверняка, успешным в учебе, самостоятельным и старательным. Но, чтобы ваш любимый малыш радовал вас, необходимо развивать фонематический слух — умение слышать и различать звуки.
Здравствуйте, дорогие родители. С вами Любовь Миляева — основательница онлайн-школы «Мама Знайка».
Кого из нас не умилял детский диалект наших малышей, когда они начинали произносить первые слова? Но полагать, что со временем все пройдет — это самая частая ошибка взрослых людей по отношению к детям.
Дорогие мои родители, фонематический слух можно и нужно развивать с самого раннего возраста. Это позволит ребенку узнавать и различать звуки родного языка. А отставание в развитии этого навыка может привести к неправильному произношению слов и проблемам в в учебе.
Помочь ребенку правильно на слух определять звук и букву можно через специальные упражнения в игровой форме. Это интересно и в то же время познавательно.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
«Далеко и близко»⠀
Назовите громко какое-нибудь слово и подчеркните, что это слово звучит громко, потому что вы находитесь рядом с малышом. Затем, вы отходите и называете другое слово, только уже тише. Попросите ребенка повторить это слово и скажите, что оно звучит тихо, потому что вы стоите далеко.
Затем вы поочередно называете слова то тихо, то громко и ребенок будет говорить, какие слова звучат «далеко», а какие «близко».
Эта игра учит ребенка распознавать и запоминать звуки в словах.
«Лишний слог»
Повторяйте монотонно ребенку один и тот же слог, а затем в этот одинаковый ряд добавляйте другой слог. Ребенок в один момент останавливает вас хлопком и называйте лишний слог. К примеру, вы говорите: «ГА-ГА-ГА-ГА», а затем вставляете «ДА» и продолжаете «гакать» дальше. Ребенок слышит другой звук, хлопает в ладоши и называет лишний слог.
Эта игра хорошо развивает слух, тренирует внимание и учит различать звуки.
У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«Звук-потеряшка»
Ищите вместе с ребенком звуки в словах. Пусть он сам выберет, какой нравится лучше всего. Например, «Я». Называйте разные слова, необязательно с этими звуками. Ребенок топает ножкой или хлопает в ладошки, когда распознает звук «Я»: КОТЕНОК, РОЗА, ЯБЛОКО, КЛУБНИКА, ЯЙЦО.
Здесь тренируется внимание, слух и правильное распознавание звуков.
«Слово-потеряшка»
Принцип игры тот же, но здесь нужно искать не звук, а слово, которое затерялось среди похожих по звучанию. Загадайте с ребенком слово, например «ПАЧКА». Затем называйте созвучные слова: ЖВАЧКА, ТАЧКА, МОЧКА, НОЧКА, ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА. Как только ребенок услышит потерянное слово, он хлопает в ладоши.
У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«Дострой недостающий слог»
Читайте предложение, а последнее слово или слог не произносите. Ребенок достраивает предложение сам по слуху. Например:
Муха, Муха — …,
Позолоченное брю… (хо)!
Муха … пошла,
Муха денеж… (ку) нашла.
Играйте! Занимайтесь в любом удобном месте. Для этого подойдет и детская комната, и игровая площадка. Главное, чтобы это было интересно.
Что можно посоветовать маме, которая 24/7 находится рядом со своим ребенком? Которая очень хочет помочь малышу, но боится навредить?
Регистрируйтесь на онлайн-мастер-класс «Как научить ребёнка читать и не отбить любовь к чтению»
С теплотой и заботой, Любовь Миляева, ваша «Мама Знайка» 💜