даты проведения: 18 августа – 9 октября 2022
площадка: Москва, Гоголевский, д.10
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют коллективный проект молодых художников «Мастерская. 20’22. Future is now». Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства MMOMA.
В этом году «Мастерская» обращается к теме будущего и предлагает зрителю переосмыслить персональный опыт и ожидания. Выпускники Школы современного искусства «Свободные мастерские» представят свои варианты «будущего» и ответят на вопросы, каким будет наш мир завтра и соответствует ли оно нашим ожиданиям.
Художники: Агафонова Анна, Ананьева Виктория, Андрейчишина Алина, Апанай Наталья, Афанасьева Оксана, Бёрч Анна , Власова Алина, Высотская Мария, Гонков Григорий, Забловская Ольга, Инкин Андрей, Кабирова Анна, Калина Татьяна, Ким Лилия, Киселёва Мария, Климачева Ксения, Корягин Егор, Сорокина Виктория, Кривошеин Артур, Кузнецов Андрей, Кузнецова Алёна, Лабзин Алексей, Лаптарев Егор, Литвинова Анастасия, Максимов Тимофей, Мирошниченко Анна, Мора Валентин, Никитина Юнна, Обухова Мария, Покровская Светлана, Попова Наталья, Прибылов Максет, Примачек Дарья, Рындин Николай, Самофалов Артур, Санжаева Наргиза, Санжаревская Юлия, Сенина Евгения, Соколов Александр, Сярова Анна, Тарарова Анна, Терентьева Ирина, Треуголка Елена, Чева Анжела, Чернорицкий, Шапарь Алёна, Шикалова Алла, Гапанович Сергей.
Публикуем текст куратора программы поддержки молодого искусства ММОМА Дарьи Камышниковой:
Будущее уже
Викторианская эпоха породила мечты о техническом прогрессе, способном решить все проблемы человечества. Жюль Верн и Герберт Уэллс стали пионерами нового литературного жанра — научной фантастики. Даже их ранние произведения, утопичные по своей сути, проливают свет на зарождающиеся страхи и опасения нашей технократической цивилизации. Достаточно вспомнить знаменитый скандал, вызванный радиопостановкой «Войны миров» в Англии. На развитие научно-фантастической литературы не могли не повлиять мировые социальные потрясения начала ХХ века, перекроившие не только сам мир, но и его восприятие. Это привело к появлению ещё одного важного литературного направления — антиутопии, где технические достижения, воспетые в романах начала века, перерождаются в механизмы сдерживания и репрессий общества, превращаясь в ночной кошмар всего человечества. Замятин, Оруэлл, Платонов, а позднее Бредбери и Хаксли сформулировали основополагающие идеи страхов, порождённых техногенной цивилизацией — опасность того, что общество не готово к той мощи, которая окажется в руках человечества, отставание социальной осознанности от технологического прогресса.
Кинематограф — главный медиум прошлого века, с самых первых шагов взялся за экранизацию фантастических романов, которые казались режиссёрам невероятной возможностью для творчества и самовыражения. Жорж Мельес в 1902-м году снял первый фильм в жанре фантастики — «Путешествие на Луну», именно он положил начало игровому кинематографу и череде великолепных фантастических фильмов. Мельес впервые применил спецэффекты, ставшие важнейшей составляющей всех фантастических фильмов, снятых позднее. Такие шедевры как «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Бразилия» Терри Гильяма и многие другие, создали различные визуальные образы будущего, но заложенный в них конфликт между техническим и биологическим ещё раз возвращает нас к проблеме готовности человечества к обладанию силой, чрезмерной для нашего разума.
Присмотревшись повнимательнее к фантастике ХХ века мы осознаём, что наибольшее количество сюжетов, классических утопий и антиутопий прошлого века, разворачиваются в нашем с вами сегодня. Именно XXI век становится временем действия захватывающих космических приключений или «дивного нового мира»…
О том как живётся в недавнем будущем размышляли молодые художники при подготовке этого проекта. Криптовалюты, роботы доставщики, беспилотники, смартфоны и виртуальные миры — всё это лишь внешние приметы. Но изменились ли мы сами? Или в настоящем-будущем живут всё те же напуганные приматы, которые поражались внеземному обелиску в «Космической одиссее»? Не думаю, что мы найдём однозначный ответ на этот вопрос, но каждый из нас может поискать созвучие своим мирам прогуливаясь по залам музея.
О Школе современного искусства «Свободные мастерские»
Школа современного искусства «Свободные мастерские» — образовательная платформа Московского музея современного искусства для молодых художников и кураторов. Школа была основана в 1992 году группой художников и искусствоведов, среди которых Александр Пономарёв, Владимир Куприянов, Владимир Наседкин, профессоры МГУ Вера Дажина и Валерий Турчин. В Школе студенты имеют возможность учиться у лучших преподавателей, успешных деятелей культуры, известных философов и теоретиков современного искусства. В ходе обучения молодые художники и кураторы погружаются в художественный мир, участвуя в мастер-классах, групповых выставках, фестивалях. Будучи частью Музея, «Свободные мастерские» предлагают учащимся уникальную возможность изучать теоретические и практические аспекты современного искусства, находясь в его эпицентре. На всех этапах становления художника Музей и Школа оказывают ему значительную поддержку: участие в групповых выставочных проектах (ежегодные выставки молодого искусства «Мастерская», групповые проекты молодых кураторов), возможность организации первой персональной выставки (программа поддержки молодого искусства ММОМА).