Потому, что это религия основанная на реальности, на здравом смысле, на этике в самом широком смысле этого слова, на соблюдении норм, правил, традиций, уважения к прошлому в любом его виде и форме считала, что в торговле есть обман, потому что то, на что готов человек ради прибыли лишает его не рассудка, а сердечности, доброты, человечности, а это очень опасно, так как нагревает социальные отношения до точки кипения, не говоря уже про ростовщичество, проценты, мошеннические схемы, спекуляции и прочее, что также можно отнести к сфере торговли.
Такое негативное и даже местами резко отрицательное отношение к торговле тем более удивительно, что Китай всегда славился именно торговлей. Но если почитать многие его летописи и некоторых китаеведов (например, Семанова В. И., или Розов Г. М.), то становится ясным, что торговля была просто необходима из-за своих сказочных прибылей, которые она приносила государству. Конфуцианские чиновники относились к ней как к необходимому злу, оружию против тех жителей Великой Степи, всех жителей кочевого мира.
Ещё Конфуций считал, что торговля может совратить любого не китайца тем, что она дает всё, что хочет человек, делая его зависимым от себя. Особенно это касалось красивых и дорогих вещей, которые многие окружающие Китай народы не могли делать ввиду многих причин. Естественно, что они хотели ими обладать, а чтобы ими обладать нужно было либо воевать, либо дружить с Китаем, а дружба превращалась в службу и замаскированное подчинение.
Конфуцианство ставило на торговлю, потому что его высшие носители боялись, что именно конфуцианские идеи проникнут к не китайцам и сделают их такими же сильными и умными, как они. Звучит смешно, но конфуцианские чиновники серьезно относились к тому, чтобы их идеями не увлекались какие-либо гости Поднебесной и не старались их воспроизвести у себя на родине. Никакого экспорта конфуцианских идей, так как именно они и делают китайское государство сильным, стабильным, развивающимся, надежным и великим.
Но, если какое-либо государство признавало свою зависимость и вассалитет по отношению к Китаю, то конфуцианские идеи шли туда потоком, а значит воспроизводилась вся структура власти и общества, как их понимали конфуцианцы. И не уважительное отношение к торговле тоже воспроизводилось, хотя и не в таком масштабе и не в той остроте.
Конфуцианство сосредоточено на централизации власти, её обожествлении и подчинении ей, торговля же может ослабить что угодно, по мнению того же Конфуция, потому что поощряет человека потакать себе, угождать тем, кого ты любишь, и вообще стремиться больше к собственному благополучию, чем к процветанию всей страны в целом или какой-либо местности в частности. Поэтому она вредна и опасна, но необходима, поэтому лучше её использовать для внешнеполитических целей.
Если сравнить с тем, как к торговле относятся Иудаизм и Ислам (к своим по вере, нельзя применять всё, на что способна торговля, чтобы увеличить прибыль за их счёт, даже для блага государства и народа), то становится понятным, почему к торговле такое настороженное и даже отрицательное отношение было у конфуцианства. Торговля может быть разной, в полную силу и не в полную. В полную, когда дело касается «чужих», и не в полную, когда касается «своих». Всё просто. Нужно это только зафиксировать и тогда можно не опасаться людей, которым нужна только прибыль. Конфуцианство так и сделало, но всё равно проиграло. Конечно, не только из-за этого, но и в том числе то же.
#китай #философия #культура #религия #конфуцианство #политикаиобщество #история #торговля #экономика #восток