23 окт 2020 в 15:29
18 лет назад случился теракт на Дубровке («НОРД-ОСТ»)
23 октября 2002 года группа террористов под предводительством Мовсара Бараева захватила театральный центр на Дубровке, в котором показывали мюзикл «Норд-Ост». Мюзикл поставлен по роману Вениамина Каверина «Два капитана» - любимому произведению многих поколений. Уровень постановки по масштабу был небывалым для России – такой крутой, что о нём говорила вся страна. В спектакле были задействованы актеры разных поколений – дети (герои в детстве), подростки и взрослые.
В 21:05 по московскому времени к зданию подъехали три микроавтобуса, из которых выскочили вооружённые люди в камуфляже и вбежали внутрь. Основная часть группы ворвалась в концертный зал, оставшаяся часть террористов начала проверять помещения театрального центра, сгоняя в основной зал сотрудников и актёров мюзикла, и других граждан, находившихся в здании.
На сцену вышел вооружённый автоматом человек и приказал актёрам спуститься со сцены в зал. В подтверждение серьёзности своих слов он сделал несколько выстрелов вверх. Террористы объявили всех заложниками, но не выдвинули требований.
Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Боевики были вооружены огнестрельным оружием, гранатами и взрывными устройствами. В центре зала и на балконе террористы размещают два металлических баллона — ресиверы от «КамАЗа». Внутри каждого — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом. В центр бельэтажа террористы принесли бомбу, и рядом с ней все эти страшные часы простояла девушка, которая в одной руке держала пистолет, а палец другой находился на кнопке взрывателя. Она не отлучалась со своего поста, даже в туалет.
Некоторым зрителям было разрешено позвонить по мобильным телефонам своим родным, сообщить о захвате в заложники и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек из числа заложников.
С 23 по 26 октября 2002 года – 58 часов террористы удерживали 916 заложников (из них 121 ребенок) из числа зрителей, актеров и работников центра. В результате теракта погибли по разным данным от 130 до 174 человек, из них 10 детей.
В течение двух дней – 24 и 25 октября официальные лица, видные общественные деятели, известные медийные персоны, представители «Красного креста» ведут переговоры с террористами, которые выдвигают требование о прекращении военных действий и выводе войск из Чечни. Получилось договориться об освобождении матерей с детьми, беременных женщин, иностранных граждан и мусульман. Нескольким заложникам удается сбежать.
Из воспоминаний заложника: «Мы там очень долго были. Не спали, не ели. Просто сидели и ждали, обычное состояние - какое-то оцепенение, и приступы то страха, когда просто ноги немеют или появляется надежда на спасение, и вот ты весь начинаешь действовать - с кем-то тихонько общаться, но это тихонько означает, что ты в шепот вкладываешь столько сил, как будто в крик. Обдумываешь варианты, тщательно подбираешь слова, жадно ловишь каждое слово террористов, каждую фразу из новостей. Потом опять апатия, потом вдруг начинается стрельба. Народ моментально падал в проемы между кресел, а Бараев кричал нам, чтобы вставали, иначе будет расстреливать тех, кто ложится. Но все равно все падали на пол, это как инстинкт»
Один из погибших заложников, Павел Платонов, во время операции выходил на связь по телефону с внешним миром, сообщая о числе заложников в театре и числе террористов. Эта информация оказалась ключевой для спецназа, которая позволила сохранить жизни не только заложников, но и личного состава, осуществлявшего штурм театрального центра.
Несмотря на переговоры, отпускать террористов было нельзя. Штурм должен был быть. Небольшой группой спецназа проводится разведывательная операция. Основная группа бойцов ЦСН «Альфа» и «Вымпел» две ночи тренируется в районе метро Калужская на похожем здании Театрального центра «Меридиан».