Кандидат философских наук, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) кафедра МАИ (Россия, Москва) Колганов Сергей Витальевич.
Теософия и два образа будущего
Образ будущего (научно-технологический аспект).
Хочется верить в лучшее будущее земной цивилизации, в развитие человека, в дальнейшее улучшение его жизни. С точки зрения науки эволюция происходит сама по себе. Природа направляет усилия на это, но в ней имеется право сильного. Выживают наиболее приспособившиеся к природной среде виды животных и растений. Человек же сам направляет эволюцию, воссоздавая себя самого!
Такого могущества как в ХХI веке люди еще не имели, появились новые социальные реалии, позволяющие изменять не только бытие человека, но и саму его природу. Так как наука в настоящее время изучает объекты, неразрывной частью которых является сам человек - это особенно тревожит! Переход к следующей ступени эволюции прогнозируется уже с последующим изменением самого человеческого организма, в частности его нейронной сети за счет использования НБИКС-технологий, что создает непосредственную угрозу не только здоровью человека, но и самому его существованию. NBIC — это аббревиатура, которая означает совмещение в одной цепочке нано- и биоинженерных, то есть генетических технологий, информационных и компьютерных технологий, а также когнитивных ресурсов, нацеленных на искусственный разум.
С развитием новейших технологий тело человека получает все больше элементов не свойственных ему как биологическому виду. В недалеком будущем состав человеческого тела может сильно измениться и включать в себя биологические, механические и электронные части. Человечество превратится в «смешанных» существ. Мы сможем конструировать себя все активнее, демонстрируя свои преображенные тела в том же многообразии какое сегодня мы видим в предметах, одежде, машинах и т.д.
Как российские, так и зарубежные ученые анализируют развитие и особую роль НБИКС-конвергенции, т. е. конвергентного развития нано-, био-, инфо-, когнитивных и социально-гуманитарных технологий и соответствующих наук. При этом происходит переосмысление социальной реальности, в рамках которой становятся неразличимыми собственно социальное и материальное. НБИКС-конвергенция вызывает наиболее острые дискуссии в оценке перспектив человека, общества, цивилизации с точки зрения реализации заложенных в ней технологических возможностей. В ценностном аспекте важны те последствия, которые вызывают трансформации в системе отношений, с одной стороны, общества и человека, а с другой – науки и технологий. Технологическое преобразование человека как вида означает переход к новому типу эволюционного процесса, а именно - технобиоэволюции, что вызывает особый интерес и энтузиазм у сторонников эволюционного трансгуманизма.
Процессы «технологизации» человека идут в ходе реализации проектов, ориентированных на его трансформацию. Человек технологизируется посредством протезирования внешних и внутренних (в том числе сенсорных) органов. Нанотехнологии позволяют не только конструировать молекулярные машины и нанороботы, способные функционально заменять человека, но и встраивать их в организм человека. С помощью внедрённых в человеческое тело микрочипов предполагается замещение органических функций и контроль функционирования организма в целом. Конвергирующие технологии создают предпосылки для изменения биологии человека на фундаментальном уровне. Ведутся работы по созданию искусственных моделей фрагментов неокортекса, а в прогнозах - создание «экзокортекса» (внешней коры головного мозга) в виде системы интерфейсов, моделирующих мышление человека.
Информационные технологии при этом создают виртуальный мир, генерируя новые способы символического присутствия человека в социуме и культуре.
Обратной стороной технологизации человека является процесс антропоморфизации искусственной среды обитания, фрагменты которой приобретают «человеческие» свойства (способности восприятия, памяти, «узнавания» субъекта, коммуникации, цифровую индивидуальность). Добавим к этому, что с точки зрения синергетики параметром порядка являются нанотехнологии и нанообъекты разной природы (атомы, гены, нейроны и биты), которые становятся взаимозаменяемыми. Это означает, что конвергенция касается не только наук и технологий, но и их объектов. Наложение на эти процессы виртуального мира интернета в конечном счете ведёт к формированию всеохватывающей гибридной реальности.
В настоящее время реализуется грандиозный проект – Neuralink. Цель проекта – подсоединение компьютера к головному мозгу человека. Компьютер будет иметь возможность взаимодействовать с памятью, процессами мышления человека, получит доступ к любым информационным базам данных. Работы в этом направлении ведутся Илоном Маском и им уже были показаны первые прототипы – эластичные «нити», по которым будет проводиться информация, а также модуль, автоматически интегрирующий «нити» в мозг. С помощью вживленной микросхемы человек сможет расширить свои умственные способности. Душевные муки останутся в прошлом, человечество научится управлять своими эмоциями, улучшить способность к обучению, корректировать поведение. У людей, потерявших зрение, слух за счет воздействия на нейронные связи появится возможность полноценной жизни. Парализованным людям датчики-имплантаты позволят двигаться, управляя внешним каркасом - экзоскелетом.
Большим минусом таких технологий является возможность несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, к сознанию огромного количества людей, возможная вероятность контроля индивидуума, управление массами. Стоит задуматься над тем, готово ли современное сообщество людей использовать их на благо, а не во вред развитию человеческой цивилизации.
Современная наука получила возможность изменять и геном, генетику, а это прямой путь к так называемому «расширению» человека, перехода его в постчеловека. Лавинообразный рост научных знаний несет человечеству новые социальные и цивилизационные риски. Появились нанотехнологии, которые могут обеспечивать бесконечную замену атомов и клеток человеческого организма, что ведет в конечном итоге к бессмертию. И что станет с людьми, если они будут настолько модифицированным? Может они станут киборгами, клонами или искусственным разумом? Будут ли присущи новому человеку эмоции, духовные, нравственные качества? Будет ли он способен к духовному развитию? Или это вопрос «цены», которую предстоит заплатить за практику техногенного вмешательства.
В области биологии большое нравственное значение имеют выводы и возможные ошибки, которые вытекают из биологической трактовки человека. Ряд биологов считает врожденными такие качества и действия человека, как склонность к насилию, агрессии, карьере, к власти, к враждебности и войне. Традиционно считалось, что данные качества носят социальный характер, а ряд современных биологов настаивает на их генетической обусловленности.
На стыке биологии и медицины возникают многочисленные нравственные проблемы. Имеют этический оттенок такие достижения медицины, как возможность контроля пола будущего ребенка, замены пораженных органов и тканей, возможность влияния на психику человека с помощью нейролингвистического программирования.
Особую остроту проблема нравственной ответственности приобрела в последнее время, в частности, в связи с прогрессом в области генной инженерии, поскольку это затрагивает интимные механизмы жизни. Этическая проблематика в современной науке стала особенно актуальной в связи с проведенными, в прошлом году в китайской лаборатории учеными из Испании, экспериментами по созданию первых гибридных существ, через объединение человеческих стволовых клеток с эмбрионом обезьяны и отключение в организме животного образования определенных типов клеток. Такие эксперименты, а также возможные опыты по клонированию человека, безусловно, будут осуждаться со стороны представителей мировых религий, ибо такой человек, предположительно, будет лишен души. Хочется в связи с этим привести высказывание известного чилийского писателя Дарио Салама Соммэра: «Многие считают, что наука спасет человечество. Я же думаю, что она, скорее, вызовет в человеке духовную атрофию или приведет его на грань разрушения. Наука сама по себе – вне морали, она не гарантирует правильного использования технологии, которую развивает».
Но такова реальность сегодняшнего дня, а можно ли будет преодолеть препятствия на пути нашего дальнейшего развития, минуя вариант технологической трансформации человеческого существа в киборга?
Образ будущего (духовный аспект). Следует отметить, что единство всего живого, проявлявшееся в мировоззрении мыслителей прошлого, сменилось в настоящее время их разъединением: человек оказывается противопоставленным Космосу; природа становится объектом исследования человека; отношения "субъект - объект" вращаются в универсальное средство познания.
Однако на протяжении всех времен сохранялась и противоположная тенденция (правда, не такая явная) - тенденция к интеграции знаний. Важную роль в этом играла теософская традиция. Она всегда получала мощную подпитку со стороны восточных учений (сохраняющих свою исходную целостность и в настоящее время), особенно от буддизма, йоги и веданты. Древневосточные философы понимали путь эволюции человеческого существа, как непостижимо медленный универсально-космический путь усовершенствования человека с самых низших "планов бытия".
Как основоположница плодотворного соединения западных и восточных духовных традиций, основательница теософского общества Елена Блаватская открыла новую страницу в истории. В ее доктрине заложена тенденция поиска глобального синтеза гнозиса непосредственно через внутреннюю духовную практику. Теософия стремится примирить веру и знание на основе идеалов самосовершенствования. Общим интегратором различных сфер духовой деятельности выступает универсальная истина, которая, согласно основному теософскому лозунгу, "выше" всякой религии.
В своих трудах Елена Блаватская стремилась привлечь внимание западного мира к учению, полученному ею, от восточных мудрецов, и свою роль она видела лишь в записи и трансляции этого учения. Уклон теософии в теоретическую область и восприятие ее впоследствии как сугубо философского учения объясняется самой Е.П. Блаватской тем, что "ментальная" йога, это единственная возможность для распространения ранее скрытых знаний и новых методов с совершенствования человека на Западе (прежде всего через ментальное совершенствование). Е.П. Блаватской, в теософской доктрине, была сделана попытка освоить феномен "ненаучного" знания. Духовная практика здесь предстала как новый способ овладения знанием иного качества, к которому неприменимы существующие научные процедуры и категории.
Учение о фундаментальном Единстве всего сущего является отличительной чертой теософской системы. Независимо от того, что Вы изучаете в «Тайной доктрине», Вы должны постоянно не упускать из виду то, что: «…В основе всего лежит Единое Бытие. Бытие это имеет два аспекта: позитивный и негативный. Позитивный аспект - это сознание, а негативный - субстанция, субъект сознания. Это бытие - не что иное, как Абсолют в первом его проявлении...».
В общем можно утверждать, что личность в теософии переосмысляется в религиозно-экзистенциальном плане. Человек же, подчиняющийся природным и социальным условиям, - безликая единица, он целиком подчинен социальным нормам. Философы были убеждены, что человеческая история и судьба человека неразрешимы в пределах истории, они получают окончательное разрешение только в вечности.
Индивид удовлетворяет свои телесные потребности, а высшие составляющие молчат в нем, его глубинная сущность приглушена жизненными влечениями и интересами. Но стоит ему проявить соответствующее устремление, и он преодолеет свои примитивные желания, все случайное и наносное, и тогда он превратится в личность. Эта личность полна гармонической целостности и творческой созидательной силы. Если человек хочет стать таким абсолютным существом, то он может это сделать, а если может, то и должен. Представители теософских систем опираются в своих теориях именно на уникальность человеческой личности, на ее неповторимость и поэтому пути к Высшему она может искать свои, не похожие на пути, рекомендуемые известными религиозными конфессиями. Однако здесь возникает проблема обоснования нравственной нормы, эстетического идеала, при помощи которых стало бы возможным самоформирование.
В теософии, как считают многие ее последователи, заключена истинная возможность адекватного познания мира: "... Теософия отвечает каким-то очень глубоким потребностям современного человека, глубоко неудовлетворенного официальной наукой, официальной философией и официальной религией". Претензии на удовлетворение этих потребностей были присущи большинству эзотерических учений, однако наиболее полное выражение она нашли в теософии. Недаром крупнейший русский философ Владимир Соловьев считал, что теософия сыграет важную роль будущем духовном развитии человечества. Теософия определялась как мистическое богопознание, однако имелся в виду безличный космический творец, а не персонифицированный Бог конкретной религии.
Отсюда вытекает признание приоритетности религиозного опыта и философских изысканий над существующими научными подходами в изучении мира и человека. "Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека", - писал Н.А. Бердяев. Так как разгадка смысла скрыта в самом человеке, то, по мнению философа, нельзя идти от человека вовне, иначе никогда не дойдешь до смысла вещей. Этот смысл открывается не произволом субъекта, а тем Божественным источником, который скрыт в нем.
Религиозные философы исходили из концепции человека, в котором разум действует в неразрывном единстве с чувствами и волей и в котором нет рационалистической расчлененности. Они, по сути, разрабатывали новый тип религиозности, признавая наличие божественного внутри человека; ключом же веры, как уже говорилось, считали мысль о космически правильном поведении человека как непременном условии его благоденствия. Личность является творческой лабораторией, "как единственная на земле реальная точка, в которой и через которую действует божественный дух". Связь с Богом является личностно-преобразующим принципом, она преображает и жизнь, и человека, делая его "богоносцем".
Раскрытие огромного человеческого потенциала пока в большей степени происходит через изучение (и в формах) окружающего нас материального мира, хочется надеться на то, что внимание к процессам, происходящим во внутреннем мире человека в ближайшем будущем резко возрастет.
Раскрытие сознания особыми средствами и методами, пробуждение ото сна, корректирует универсальный закон эволюции, ускоряет духовное развитие человека. Человек учится управлять своим телом, чувствами, желаниями, всем внутренним миром, и "голос безмолвия" сообщает человеку о том, что он обрел свое истинное "Я" - вечную сущность, ради которой создан весь Космос.
Теософская система Е.П. Блаватской положила начало процессу интеграции восточных и западных религиозно-философских систем по всему миру, что и привело к настоящему положению вещей, а именно к возникновению в XX веке большого числа неорелигий, качественно отличных от существующих классических религиозных учений. Так возникли синтетические системы, часть из которых отличается высокой духовной наполненностью (интегральная йога Шри Ауробиндо, Живая Этика и др.), и также появились на свет сектантские учения, возвращающие своих последователей к темным языческим культам с их магической практикой. В настоящее время теософия выполняет роль связующего звена между различными духовными традициями Запада и Востока и продолжает активно генерировать новые идеи в этой области. Исходя из своей синтетической методологии (в том числе и научной), она сохраняет свое влияние в условиях преобладания наукоцентристской парадигмы.
Раскрытие огромного человеческого потенциала пока в большей степени происходит через изучение (и в формах) окружающего нас материального мира, хочется надеться на то, что внимание к процессам, происходящим во внутреннем мире человека в ближайшем будущем резко возрастет.
Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»