Найти тему
Фонд Теософия

Научно-исследовательский семинар "Тайная Доктрина Е. П. Блаватской", Колганов Сергей Витальевич (Москва) 28 ноября 2020 год

Кандидат философских наук, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) кафедра МАИ (Россия, Москва) Колганов Сергей Витальевич.

Теософия и два образа будущего

Образ будущего (научно-технологический аспект).

Хочется верить в лучшее будущее земной цивилизации, в развитие человека, в дальнейшее улучшение его жизни. С точки зрения науки эволюция происходит сама по себе. Природа направляет усилия на это, но в ней имеется право сильного. Выживают наиболее приспособившиеся к природной среде виды животных и растений. Человек же сам направляет эволюцию, воссоздавая себя самого!

Такого могущества как в ХХI веке люди еще не имели, появились новые социальные реалии, позволяющие изменять не только бытие человека, но и саму его природу. Так как наука в настоящее время изучает объекты, неразрывной частью которых является сам человек - это особенно тревожит! Переход к следующей ступени эволюции прогнозируется уже с последующим изменением самого человеческого организма, в частности его нейронной сети за счет использования НБИКС-технологий, что создает непосредственную угрозу не только здоровью человека, но и самому его существованию. NBIC — это аббревиатура, которая означает совмещение в одной цепочке нано- и биоинженерных, то есть генетических технологий, информационных и компьютерных технологий, а также когнитивных ресурсов, нацеленных на искусственный разум.

С развитием новейших технологий тело человека получает все больше элементов не свойственных ему как биологическому виду. В недалеком будущем состав человеческого тела может сильно измениться и включать в себя биологические, механические и электронные части. Человечество превратится в «смешанных» существ. Мы сможем конструировать себя все активнее, демонстрируя свои преображенные тела в том же многообразии какое сегодня мы видим в предметах, одежде, машинах и т.д.

Как российские, так и зарубежные ученые анализируют развитие и особую роль НБИКС-конвергенции, т. е. конвергентного развития нано-, био-, инфо-, когнитивных и социально-гуманитарных технологий и соответствующих наук. При этом происходит переосмысление социальной реальности, в рамках которой становятся неразличимыми собственно социальное и материальное. НБИКС-конвергенция вызывает наиболее острые дискуссии в оценке перспектив человека, общества, цивилизации с точки зрения реализации заложенных в ней технологических возможностей. В ценностном аспекте важны те последствия, которые вызывают трансформации в системе отношений, с одной стороны, общества и человека, а с другой – науки и технологий. Технологическое преобразование человека как вида означает переход к новому типу эволюционного процесса, а именно - технобиоэволюции, что вызывает особый интерес и энтузиазм у сторонников эволюционного трансгуманизма.

Процессы «технологизации» человека идут в ходе реализации проектов, ориентированных на его трансформацию. Человек технологизируется посредством протезирования внешних и внутренних (в том числе сенсорных) органов. Нанотехнологии позволяют не только конструировать молекулярные машины и нанороботы, способные функционально заменять человека, но и встраивать их в организм человека. С помощью внедрённых в человеческое тело микрочипов предполагается замещение органических функций и контроль функционирования организма в целом. Конвергирующие технологии создают предпосылки для изменения биологии человека на фундаментальном уровне. Ведутся работы по созданию искусственных моделей фрагментов неокортекса, а в прогнозах - создание «экзокортекса» (внешней коры головного мозга) в виде системы интерфейсов, моделирующих мышление человека.

Информационные технологии при этом создают виртуальный мир, генерируя новые способы символического присутствия человека в социуме и культуре.

Обратной стороной технологизации человека является процесс антропоморфизации искусственной среды обитания, фрагменты которой приобретают «человеческие» свойства (способности восприятия, памяти, «узнавания» субъекта, коммуникации, цифровую индивидуальность). Добавим к этому, что с точки зрения синергетики параметром порядка являются нанотехнологии и нанообъекты разной природы (атомы, гены, нейроны и биты), которые становятся взаимозаменяемыми. Это означает, что конвергенция касается не только наук и технологий, но и их объектов. Наложение на эти процессы виртуального мира интернета в конечном счете ведёт к формированию всеохватывающей гибридной реальности.

-2

В настоящее время реализуется грандиозный проект – Neuralink. Цель проекта – подсоединение компьютера к головному мозгу человека. Компьютер будет иметь возможность взаимодействовать с памятью, процессами мышления человека, получит доступ к любым информационным базам данных. Работы в этом направлении ведутся Илоном Маском и им уже были показаны первые прототипы – эластичные «нити», по которым будет проводиться информация, а также модуль, автоматически интегрирующий «нити» в мозг. С помощью вживленной микросхемы человек сможет расширить свои умственные способности. Душевные муки останутся в прошлом, человечество научится управлять своими эмоциями, улучшить способность к обучению, корректировать поведение. У людей, потерявших зрение, слух за счет воздействия на нейронные связи появится возможность полноценной жизни. Парализованным людям датчики-имплантаты позволят двигаться, управляя внешним каркасом - экзоскелетом.

Большим минусом таких технологий является возможность несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, к сознанию огромного количества людей, возможная вероятность контроля индивидуума, управление массами. Стоит задуматься над тем, готово ли современное сообщество людей использовать их на благо, а не во вред развитию человеческой цивилизации.

Современная наука получила возможность изменять и геном, генетику, а это прямой путь к так называемому «расширению» человека, перехода его в постчеловека. Лавинообразный рост научных знаний несет человечеству новые социальные и цивилизационные риски. Появились нанотехнологии, которые могут обеспечивать бесконечную замену атомов и клеток человеческого организма, что ведет в конечном итоге к бессмертию. И что станет с людьми, если они будут настолько модифицированным? Может они станут киборгами, клонами или искусственным разумом? Будут ли присущи новому человеку эмоции, духовные, нравственные качества? Будет ли он способен к духовному развитию? Или это вопрос «цены», которую предстоит заплатить за практику техногенного вмешательства.

В области биологии большое нравственное значение имеют выводы и возможные ошибки, которые вытекают из биологической трактовки человека. Ряд биологов считает врожденными такие качества и действия человека, как склонность к насилию, агрессии, карьере, к власти, к враждебности и войне. Традиционно считалось, что данные качества носят социальный характер, а ряд современных биологов настаивает на их генетической обусловленности.

На стыке биологии и медицины возникают многочисленные нравственные проблемы. Имеют этический оттенок такие достижения медицины, как возможность контроля пола будущего ребенка, замены пораженных органов и тканей, возможность влияния на психику человека с помощью нейролингвистического программирования.

-3

Особую остроту проблема нравственной ответственности приобрела в последнее время, в частности, в связи с прогрессом в области генной инженерии, поскольку это затрагивает интимные механизмы жизни. Этическая проблематика в современной науке стала особенно актуальной в связи с проведенными, в прошлом году в китайской лаборатории учеными из Испании, экспериментами по созданию первых гибридных существ, через объединение человеческих стволовых клеток с эмбрионом обезьяны и отключение в организме животного образования определенных типов клеток. Такие эксперименты, а также возможные опыты по клонированию человека, безусловно, будут осуждаться со стороны представителей мировых религий, ибо такой человек, предположительно, будет лишен души. Хочется в связи с этим привести высказывание известного чилийского писателя Дарио Салама Соммэра: «Многие считают, что наука спасет человечество. Я же думаю, что она, скорее, вызовет в человеке духовную атрофию или приведет его на грань разрушения. Наука сама по себе – вне морали, она не гарантирует правильного использования технологии, которую развивает».

Но такова реальность сегодняшнего дня, а можно ли будет преодолеть препятствия на пути нашего дальнейшего развития, минуя вариант технологической трансформации человеческого существа в киборга?

Образ будущего (духовный аспект). Следует отметить, что единство всего живого, проявлявшееся в мировоззрении мыслителей прошлого, сменилось в настоящее время их разъединением: человек оказывается противопоставленным Космосу; природа становится объектом исследования человека; отношения "субъект - объект" вращаются в универсальное средство познания.

Однако на протяжении всех времен сохранялась и противоположная тенденция (правда, не такая явная) - тенденция к интеграции знаний. Важную роль в этом играла теософская традиция. Она всегда получала мощную подпитку со стороны восточных учений (сохраняющих свою исходную целостность и в настоящее время), особенно от буддизма, йоги и веданты. Древневосточные философы понимали путь эволюции человеческого существа, как непостижимо медленный универсально-космический путь усовершенствования человека с самых низших "планов бытия".

Как основоположница плодотворного соединения западных и восточных духовных традиций, основательница теософского общества Елена Блаватская открыла новую страницу в истории. В ее доктрине заложена тенденция поиска глобального синтеза гнозиса непосредственно через внутреннюю духовную практику. Теософия стремится примирить веру и знание на основе идеалов самосовершенствования. Общим интегратором различных сфер духовой деятельности выступает универсальная истина, которая, согласно основному теософскому лозунгу, "выше" всякой религии.

-4

В своих трудах Елена Блаватская стремилась привлечь внимание западного мира к учению, полученному ею, от восточных мудрецов, и свою роль она видела лишь в записи и трансляции этого учения. Уклон теософии в теоретическую область и восприятие ее впоследствии как сугубо философского учения объясняется самой Е.П. Блаватской тем, что "ментальная" йога, это единственная возможность для распространения ранее скрытых знаний и новых методов с совершенствования человека на Западе (прежде всего через ментальное совершенствование). Е.П. Блаватской, в теософской доктрине, была сделана попытка освоить феномен "ненаучного" знания. Духовная практика здесь предстала как новый способ овладения знанием иного качества, к которому неприменимы существующие научные процедуры и категории.

Учение о фундаментальном Единстве всего сущего является отличительной чертой теософской системы. Независимо от того, что Вы изучаете в «Тайной доктрине», Вы должны постоянно не упускать из виду то, что: «…В основе всего лежит Единое Бытие. Бытие это имеет два аспекта: позитивный и негативный. Позитивный аспект - это сознание, а негативный - субстанция, субъект сознания. Это бытие - не что иное, как Абсолют в первом его проявлении...».

В общем можно утверждать, что личность в теософии переосмысляется в религиозно-экзистенциальном плане. Человек же, подчиняющийся природным и социальным условиям, - безликая единица, он целиком подчинен социальным нормам. Философы были убеждены, что человеческая история и судьба человека неразрешимы в пределах истории, они получают окончательное разрешение только в вечности.

Индивид удовлетворяет свои телесные потребности, а высшие составляющие молчат в нем, его глубинная сущность приглушена жизненными влечениями и интересами. Но стоит ему проявить соответствующее устремление, и он преодолеет свои примитивные желания, все случайное и наносное, и тогда он превратится в личность. Эта личность полна гармонической целостности и творческой созидательной силы. Если человек хочет стать таким абсолютным существом, то он может это сделать, а если может, то и должен. Представители теософских систем опираются в своих теориях именно на уникальность человеческой личности, на ее неповторимость и поэтому пути к Высшему она может искать свои, не похожие на пути, рекомендуемые известными религиозными конфессиями. Однако здесь возникает проблема обоснования нравственной нормы, эстетического идеала, при помощи которых стало бы возможным самоформирование.

В теософии, как считают многие ее последователи, заключена истинная возможность адекватного познания мира: "... Теософия отвечает каким-то очень глубоким потребностям современного человека, глубоко неудовлетворенного официальной наукой, официальной философией и официальной религией". Претензии на удовлетворение этих потребностей были присущи большинству эзотерических учений, однако наиболее полное выражение она нашли в теософии. Недаром крупнейший русский философ Владимир Соловьев считал, что теософия сыграет важную роль будущем духовном развитии человечества. Теософия определялась как мистическое богопознание, однако имелся в виду безличный космический творец, а не персонифицированный Бог конкретной религии.

-5

Отсюда вытекает признание приоритетности религиозного опыта и философских изысканий над существующими научными подходами в изучении мира и человека. "Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека", - писал Н.А. Бердяев. Так как разгадка смысла скрыта в самом человеке, то, по мнению философа, нельзя идти от человека вовне, иначе никогда не дойдешь до смысла вещей. Этот смысл открывается не произволом субъекта, а тем Божественным источником, который скрыт в нем.

Религиозные философы исходили из концепции человека, в котором разум действует в неразрывном единстве с чувствами и волей и в котором нет рационалистической расчлененности. Они, по сути, разрабатывали новый тип религиозности, признавая наличие божественного внутри человека; ключом же веры, как уже говорилось, считали мысль о космически правильном поведении человека как непременном условии его благоденствия. Личность является творческой лабораторией, "как единственная на земле реальная точка, в которой и через которую действует божественный дух". Связь с Богом является личностно-преобразующим принципом, она преображает и жизнь, и человека, делая его "богоносцем".

Раскрытие огромного человеческого потенциала пока в большей степени происходит через изучение (и в формах) окружающего нас материального мира, хочется надеться на то, что внимание к процессам, происходящим во внутреннем мире человека в ближайшем будущем резко возрастет.

Раскрытие сознания особыми средствами и методами, пробуждение ото сна, корректирует универсальный закон эволюции, ускоряет духовное развитие человека. Человек учится управлять своим телом, чувствами, желаниями, всем внутренним миром, и "голос безмолвия" сообщает человеку о том, что он обрел свое истинное "Я" - вечную сущность, ради которой создан весь Космос.

Теософская система Е.П. Блаватской положила начало процессу интеграции восточных и западных религиозно-философских систем по всему миру, что и привело к настоящему положению вещей, а именно к возникновению в XX веке большого числа неорелигий, качественно отличных от существующих классических религиозных учений. Так возникли синтетические системы, часть из которых отличается высокой духовной наполненностью (интегральная йога Шри Ауробиндо, Живая Этика и др.), и также появились на свет сектантские учения, возвращающие своих последователей к темным языческим культам с их магической практикой. В настоящее время теософия выполняет роль связующего звена между различными духовными традициями Запада и Востока и продолжает активно генерировать новые идеи в этой области. Исходя из своей синтетической методологии (в том числе и научной), она сохраняет свое влияние в условиях преобладания наукоцентристской парадигмы.

Раскрытие огромного человеческого потенциала пока в большей степени происходит через изучение (и в формах) окружающего нас материального мира, хочется надеться на то, что внимание к процессам, происходящим во внутреннем мире человека в ближайшем будущем резко возрастет.

Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»