Глава 4. Улучшение социальной системы России. (6)
§ 4.37. Считается, что советское школьное образование было одним из лучших в мире. Частично этот вывод относится и к российским школам, в которых ученикам даются базовые знания в различных науках. Тем россиянам, чьи дети посещали за границей обычные школы, а не дорогие частные заведения, понимают преимущества отечественного школьного обучения в отношении объема учебного материала и требований соблюдения дисциплины на уроках. За рубежом часто учителя делают упор не на получении новых знаний, а на развитии личности и способностей учеников.
Но минусы есть и у российских школ. Они заключаются в том, что программа обычной школы одинакова для всех учащихся, а большая часть сведений, полученных в этих школах, никогда не пригодится в жизни. Остаются актуальными и проблемы с обучением иностранному языку. После долгих лет обучения школьники, в отличие от многих зарубежных сверстников, не могут свободно говорить, например, на английском языке и понимать речь иностранцев.
Российские школьники воспринимаются в качестве детей, взгляды которых на обучение в школе никого не интересуют. Ученики должны во всем слушаться преподавателей и хорошо учиться. Поэтому российские подростки проявляют самостоятельность и получают жизненный опыт вне школы, хотя многие школьники в старших классах имеют собственное мнение по вопросам, связанным с их пребыванием в этом учебном заведении.
Школьники должны иметь возможность не просто ходить в школу, но и влиять на решение школьных проблем, в том числе и на учебный процесс, то есть иметь возможность высказывать свои замечания и пожелания о том, как и чем они могут заниматься в школе. Это касается учебы и внешкольной деятельности подростков, ведь во взрослой жизни им придется самим искать и находить ответы на многие сложные вопросы.
Кончено, если школьники просто начнут спорить с учителями и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу, толку будет мало. Администрация школы не может учитывать личное мнение каждого учащегося. Но если будет существовать механизм для выработки общей позиции школьников старших классов, то руководству школы придется ее учитывать в своей работе.
Поэтому в каждой российской школе следует разрешить создание Школьного Совета в составе 7 -11 человек, который будут действовать на постоянной основе и собираться на свои заседания не реже одного раза в месяц. Этот Совет будет совещательным органом учащихся при администрации школы и рассматривать вопросы, касающиеся учебы, включая и взаимоотношения школьников и персонала школы.
Совет формируется путем выборов из числа учеников старших классов, по одному или по два представителя от каждого класса в зависимости от количества старших классов в школе. Члены Совета избирают из своих членов председателя Совета и секретаря. Выборы в Совет проходят ежегодно, с заменой не менее 50% его состава совета, и с обязательной публикацией отчета о работе за предыдущей период, которая размещается на сайте школы.
Совет рассматривает вопросы текущей учебной деятельности, помощи учащимся в поиске работе, трудоустройстве во внешкольное время и проведению досуга. Предложения школьников, связанные с улучшением образовательного процесса, подаются школьниками в Совет в письменном виде. Если эти идеи признаются Советом обоснованными и полезными, они направляются в администрацию школы в виде рекомендаций Совета.
Также Совет собирает информацию о рабочих местах для школьников, в том числе на период каникул. Сведения о вакансиях могут поступать от администрации школы, от районных властей, от родителей учеников, от общественных и коммерческих организаций. Такая постоянно обновляемая база данных о текущих рабочих местах рядом со школой будет полезной для школьников, желающих поработать в свободное от учебы время.
Учащиеся смогут обратиться в свой школьный Совет и получить информацию и рекомендации о способах поиска работы, о текущих вакансиях, оставить свои отзывы о выполняемой работе, условиях труда и его оплаты у конкретного работодателя. Для многих молодых людей - это более приемлемо, чем обращаться к родителям или посторонним взрослым.
Школьные советы по согласованию с администрацией школы могут оказывать содействие ученикам в использовании школьных помещений для репетиций музыкальных ансамблей, тренировках спортивных команд и проведении выпускных вечеров. Сейчас эти вопросы решаются при участии родительских комитетов, которые далеко не всегда знают, что нужно их детям. Участие в деятельности школьных советов поможет ученикам в приобретении жизненного опыта и преимуществ в получении стипендий, которые предоставляются при обучении в некоторых высших учебных заведениях.
23.08.2022
О школьном образовании в России (часть 2) в России будет рассказано во вторник 30.08.2022 в 21-00 МСК.