Он был просто по-человечески счастлив, хотя каких только диких «правд» не обнаруживали «знающие люди» в биографии Александра Грина еще при жизни писателя! О том, что он был осужден на каторгу за убийство первой жены, бежал и жил (живет) на нелегальном положении. О том, что он где-то в Африке (Америке) убил капитана-англичанина, завладел его чемоданом с рукописями, переводит их одну за другой и издает под своим именем, утверждая, что в английском якобы ни бум-бум! О том, что он хотел погубить писателя Михаила Пришвина, да как изощренно! Тот был укушен бешеным котом, лечился, а Грин предложил ему посидеть за водочкой, зная, что алкоголь при этих уколах – верная смерть…
Бесполезно было указывать на живую-здоровую Веру Павловну. Или объяснять, что желание выпить с Пришвиным пришло просто так, без всякого безумного кота. Или предъявлять черновики: мол, я все сам пишу! Разумеется, он никому ничего не доказывал – такое просто невозможно представить. Угрюмо и упорно нес крест собственного непростого характера, который и был, пожалуй, причиной всех обвинений в его адрес и всех печальных обстоятельств.
И все-таки он был счастлив! «Ты мне дала столько радости, смеха, нежности, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло», - эти строки писатель адресовал своей второй жене Нине Николаевне в очередную годовщину их союза. И был тысячу раз прав. Он словно бы дочитал «Божественную комедию» Данте до третьей ее части, до «Рая» (чего почти никто из читателей не делает) и наяву насладился раем, которого заслуживал. Пусть в реальность такого счастья верится гораздо меньше, чем во всякие гадости, - увы, так уж мы устроены. Но если откроете для себя книгу «Воспоминания об Александре Грине» Нины Николаевны Грин, вы обнаружите, насколько банальная ситуация «счастливы вместе» оказалась на самом деле небанальна, сложна и проста одновременно, трогательна и глубока в самых мелких бытовых мелочах и самых больших, самых глубоких душевных движениях. Не сладкое, не приторное счастье, не избавление от всех проблем и мук – какое там, и проблем, и бед всегда хватало!
Но счастье было, было творчество и была просто жизнь. Внутренний духовный и личный мир замечательной пары, талантливого писателя и его талантливой спутницы, обогатит любого, кто интересуется литературой, искусством, историей. А еще подарит надежду и радость каждому, кто замкнут в себе, страдает от одиночества, невысказанной боли и равнодушия извне. Потому что на вопрос «а что, так можно было?» ответ будет утвердительным, на основе самого реального жизненного примера.
Грин Н.Н. Воспоминания об Александре Грине: Петроград, Феодосия, Старый Крым. Мемуарные очерки. Дневниковые записи. Письма. / Издание второе, исправленное, дополненное. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С.Грина. Составление, подготовка текста, комментарии Н. Яловой, Л. Варламовой, С.Колтуновой, Л.Ковтун, Д.Лосева. Феодосия; Москва: Издательский дом «Коктебель», 2021, 496 с., ил. (Портрет мастера. Выпуск 5)
О других книгах о Александре Грине можно прочитать здесь:
Все использованные в данной публикации фото - из книги Воспоминания об Александре Грине: Петроград, Феодосия, Старый Крым. Мемуарные очерки. Дневниковые записи. Письма. (ИД "Коктебель")
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.