50,8K подписчиков

Виниловые истории. Мелодии старой Вены

Здравствуйте! С вами Александр Одинцов, и сегодня мы познакомимся поближе с одним венским музыкальным семейством. А поможет нам в этом пластинка 1989 года под названием "Мелодии старой Вены".

Здравствуйте! С вами Александр Одинцов, и сегодня мы познакомимся поближе с одним венским музыкальным семейством. А поможет нам в этом пластинка 1989 года под названием "Мелодии старой Вены".

Полька-пиццикато

Когда в моей семье в 1987 году появился новый проигрыватель, я стал довольно активно приобретать пластинки, ориентируясь на знакомые имена исполнителей, в основном современных. Классику я знал очень плохо, джаз не знал совсем (сейчас с этими направлениями у меня дело обстоит несколько лучше, но до совершенства ещё далеко). Спасибо школьным урокам музыки, на которых мы не только пели пионерские песни, но и слушали классическую музыку.

Один из таких уроков был посвящён творчеству семейства Штраусов с акцентом на творениях Иоганна-младшего. Больше всего мне запомнилась (отчасти из-за необычного названия) "Полька-пиццикато" (пиццикато - это когда на скрипке играют не смычком, а дёргая струну пальцем).

А спустя некоторое время я заехал в магазин "Мелодия" и, не найдя ничего интересного в основном отделе, подошел к полкам с классической музыкой. Там я увидел пластинку "Мелодии старой Вены" с записями произведений семейства Штраус в исполнении Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, которым дирижировал Павел Коган. "Полька-пиццикато" присутствовала, поэтому диск я всё-таки купил.

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР - "Полька-пиццикато"

(Йозеф и Иоганн Штраус)

Марш Радецкого

Иоганн Штраус-отец считается одним из основоположников венского вальса наряду с Йозефом Ланнером. Некоторое время они работали вместе, точнее Штраус был помощником Ланнера и дирижировал вторым составом его оркестра. Однако после того как руководитель выдал первый вальс, написанный Иоганном, за свой, их дороги разошлись. Вальс имел огромную популярность, поэтому Штраус ринулся собирать свой собственный оркестр, и вскоре жители столицы Австрии разделилась на два лагеря - штраусианцев и ланнерианцев.

Император Франц I был поклонником Ланнера, поэтому именно его назначил назначил управляющим придворными балами. Штрауса это не расстроило, к нему рекой текли приглашения на гастроли, сначала из родной Австрии, а потом и из других стран Европы. Однако после скоропостижного ухода Ланнера Штраус всё-таки стал придворным музыкантом уже при другом императоре - Фердинанде I.

Благодаря Иоганну Штраусу-старшему на сцене появился новый образ - это дирижёр-солист. Он играл так виртуозно, а дирижировал так самозабвенно, что молодой Рихард Вагнер, побывав на концерте Штрауса, назвал музыканта "демоном венского музыкального народного духа".

Главная же заслуга Штрауса-отца заключается в том, что он вывел танцевальную музыку (и не только вальс!) на большую сцену. А парадокс состоит в том, что тот, кого при жизни называли "Моцартом вальсов", сейчас наиболее известен совсем не танцевальным произведением.

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР - "Марш Радецкого"

(Иоганн Штраус-отец)

Утренние листки

Удивителен тот факт, что музыкальная династия Штраусов возникла не благодаря, а вопреки желанию Иоганна Штрауса-отца. Он обладал тяжёлым, завистливым характером и возможную конкуренцию пытался задавить в зародыше. Проводя бОльшую часть времени в гастрольных поездках, все обязанности по воспитанию пятерых детей Иоганн переложил на плечи жены Анны. У него было только одно категорическое требование: дети не должны учиться играть на скрипке и не должны пытаться сочинять музыку! Разрешалось только фортепиано, на котором в то время должен был уметь играть каждый добропорядочный венец.

Однако старший сын Иоганн нарушил запрет отца и начал осваивать скрипку, а потом ещё и увлек за собой двух братьев - Йозефа и Эдуарда. Этим занятиям способствовала их мать Анна Штраус, урождённая Штрайм. Когда же 19-тилетний Иоганн обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, Анна, чтобы Штраус-старший не мог наложить вето, срочно развелась с ним, мотивируя решение изменами мужа.

Первый же концерт Иоганна Штрауса-младшего в казино Доммайера прошёл с большим успехом. Публика была заинтригована - сможет ли сын соперничать с отцом, признанным мэтром. В результате один из вальсов молодого композитора и дирижёра на этом концерте исполнялся на бис 19 раз! Штраус-старший, узнав о триумфе сына, был взбешён и вычеркнул Анну и всех её детей из завещания. Несмотря на это Иоганн Штраус после смерти отца собрал все его произведения и издал за свой счёт.

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР - "Утренние листки" (вальс)

(Иоганн Штраус-сын)

Путь открыт

После смерти Штрауса-отца его оркестр по решению самих музыкантов перешёл к его старшему сыну. Иоганну пришлось взять на себя управление придворными балами в Вене, а также разъезжать с многочисленными гастролями по всей Европе. Несколько лет спустя появилась сезонная работа в России - выступления в концертно-танцевальном зале при вокзале города Павловска. Со всей этой работой Иоганн сам справиться не мог, поэтому призвал на помощь брата - Йозефа. Тот к этому времени окончил Венский политехнический институт по специальности инженер-строитель и о музыке не помышлял, хотя и зарекомендовал себя талантливым скрипачом и композитором. Пришлось Йозефу отложить свои изобретения и подменить брата. С тех пор на афишах стали писать только фамилию Штраус без указания имени, и публика до начала концерта не имела понятия о том, кого из братьев будет слушать.

Йозеф Штраус был слаб здоровьем, а популярность фамилии всё росла, поэтому пришлось позвать на помощь третьего брата - Эдуарда. Он также был одарённым скрипачом и композитором, но пользовался большей популярностью, так как был очень красив. Иоганн Штраус иногда в шутку представлялся так: "Иоганн Штраус, старший брат того самого Эдуарда". Эдуард Штраус пережил обоих своих братьев и руководил Штраус-капеллой вплоть до её роспуска в 1901 году.

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР - "Путь открыт" (быстрая полька)

(Эдуард Штраус)

Праздник огня

В заключение несколько слов о коллективе, записавшем эту пластинку. Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР был создан в 1957 году, за время его существования его руководителями были многие прославленные дирижёры. На момент записи пластинки руководил оркестром знаменитый дирижёр Геннадий Рождественский, а для записи пластинки с музыкой семейства Штраус в качестве дирижёра был приглашён Павел Коган.

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР - "Праздник огня" (полька)

(Йозеф Штраус)

Прекрасный скрипач, продолжатель скрипичной династии (его родители - прославленные музыканты Леонид Коган и Екатерина Гиллельс), Павел Коган, на мой взгляд, как никто смог проникнуть в самую суть музыки каждого из представителей семейства Штраус. И слушая каждое из произведений, можно назвать его автора, не заглядывая на конверт пластинки.

А на сегодня у меня всё! Спасибо, что слушаете и читаете! До встречи на уроках нашей школы!