9,4K подписчиков

Княгиня Мария Тенишева: для неё Рерих расписал храм, Врубель - балалайки, а Репин создал несколько портретов, но не все ей понравились

545 прочитали

В предыдущей статье о Марии Тенишевой я рассказала о ее несчастливом детстве и знакомстве с мужем - крупным промышленником и банкиром - князем Тенишевым. Рекомендую прочитать о том, как он завоевал ее сердце, которое уже было занято. Поженившись, супруги отправились на пароходе "Благодать" по Днепру, который причалил к берегу в Брянской области, в Бежице.

В предыдущей статье о Марии Тенишевой я рассказала о ее несчастливом детстве и знакомстве с мужем - крупным промышленником и банкиром - князем Тенишевым.

Здесь располагалось одно из имений Тенишева, а также крупнейший в России металлургический завод, принадлежавший ему же. Князь полагал, что молодая жена будет обживать их семейное гнездышко, но с мебелью и обоями она разобралась в два счета. Оглядевшись, Мария увидела, что жизнь местных рабочих и их детей крайне убога: кроме завода и жалкого быта у них нет больше ничего. А люди с достатком, с которыми общался ее муж, в свободное время попросту прожигают жизнь:

"К чему таким людям деньги? Живут они в мещанской обстановке, бессодержательно, плоско, с реками выпиваемого шампанского и игрой в карты до зари. Вкусы их, интересы - мелкие, маленькие, разговоры пошлые".

Мария хотела распорядиться представившимися ей возможностями иначе. За 4 года её стараниями (конечно, финансовая часть была на муже) в Бежице появилось: шесть зданий школы для 1200 детей, ремесленное училище, народная столовая, клуб и Дом общественного собрания. И это была, так сказать, только репетиция. Главное детище Марии ждало ее впереди.

Центр русского искусства в Талашкино

Подруга Марии, Киту, владела имением Талашкино в Смоленской области, но ей не хватало финансов, чтобы его содержать. Когда-то она помогла бесприданнице Марии осуществить мечту - продолжить обучение пению в Париже, а теперь уже Мария помогла подруге. Она уговорила мужа купить Талашкино, но оставить в нём полноправной хозяйкой Киту. Также Тенишевы купили соседнее имение Флёново, и на объединенных территориях Мария стала создавать центр русского искусства.

Тенишева (в шляпе) с гостями в Талашкино
Тенишева (в шляпе) с гостями в Талашкино

В Талашкино она организовала народные мастерские: резную, эмальерную, вышивальную и гончарную. Руководителем резчиков и гончаров стал художник Малютин, стараниями которого также был создан уникальный дом в русском стиле, сохранившийся до наших дней. Кстати, именно Малютин придумал русскую матрёшку, взяв за основу японскую куколку, внутри которой были куколки меньшего размера.

Репин, Врубель, Рерих

В гости к Тенишевым по приглашению Марии Клавдиевны приезжали многие известные художники. Они любовались природой, писали пейзажи, и, конечно, портреты хозяйки. Илья Репин чаще других писал портреты Марии Клавдиевны, осыпая ее восторженными эпитетами и норовя подложить модели в руку ноты или краски (намёк на ее интересы) или добавить предметы царской роскоши. Тенишева упрекала (мысленно, а потом в мемуарах) Репина в неискренности и формальном, почти коммерческом подходе к работе, особенно, заметив, какие цены он заламывал за портреты. Не умаляя при этом его несомненного таланта. Листайте.

Больше других художников Мария Тенишева ценила Врубеля, считала его непонятым, непризнанным гением. И Врубель был ей очень благодарен. Он согласился даже на такую авантюру как роспись балалаек для Всемирной выставки в Париже 1900 года, для которой Тенишева подготовила павильон русского народного искусства. Балалайки имели успех!

Балалайки, расписанные Врубелем, хранятся в Тенишево/Флёново
Балалайки, расписанные Врубелем, хранятся в Тенишево/Флёново

А художник Рерих создал по просьбе Марии Тенишевой мозаику и фрески для уникального Храма Святого Духа, построенного во Флёново. В настоящее время фрески почти утрачены (после революции в храме было зернохранилище и помещение ежегодно обрабатывалось ядохимикатами). Но снаружи храм восстановлен и отреставрирован - прекрасным творением уже можно любоваться!

О своем Храме Святого Духа, строительство которого было сложным, долгим, много раз прерывалось, Мария Тенишева писала:

"Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и их пользы".

Одним из главных желаний Марии Тенишевой было - по-настоящему улучшить жизнь простых людей, крестьян, и наполнить ее смыслом: трудом, учебой, интересными занятиями, творчеством.

О том, каким стало её главное детище - имение Талашкино/Флёново в годы расцвета, как относился муж-банкир к её проектам по улучшению жизни народа и почему всё рухнуло, читайте в продолжении.

Начало истории:

Рекомендую также статью о судьбе сестры Николая II:

И воспоминания художника Анненкова, успешного русского авангардиста, который общался с Лениным, но предпочел эмигрировать в Париж:

#мемуары kino-and-more