Найти тему
Диалоги о Востоке

Хонкаку

Хонкаку — жанр японской остросюжетной литературы, детектив, построенный в соответствии с классическим каноном, сложившимся на Западе во 2-й половине XIX — 1-й трети XX вв. В Японии этот жанр стал активно развиваться уже в первой половине XX века, однако в 70-80-е годы хонкаку открыл второе дыхание благодаря писателю Содзи Симада, о котором вы также узнаете сегодня.

“В отличие от западной детективной традиции, где важная роль отводится героям произведений и их взаимоотношениям, японский хонкаку-детектив целиком погружает читателя в решение головоломки. Это не книга о загадке, а книга-загадка” [1]

Автором термина является Сабуро Кога, ровесник и коллега Эдогавы Рампо, которого традиционно считают родоначальником японской детективной литературы. Около 1925 года Сабуро предложил называть «хонкаку» те детективные истории, в которых автор сосредоточен прежде всего на решении логической загадки, которую представляет собой преступление, а всему остальному уделяется гораздо меньшее внимание.

Образцами таких историй стали работы некоторых основателей и первых классиков детективного жанра (Эдгара Аллана По, Артура Конана Дойля и др.), а позднее, в 1930-е, когда термин прижился, — и ряда мастеров «Золотого века детектива» (Агаты Кристи, Эллери Куина и др.). В Японии же фактическим основателем детективного жанра хонкаку считается Эдогава Рампо.

Эдогава Рампо
Эдогава Рампо

Детективы-хонкаку пользовались в Японии огромной популярностью до 1950-х, когда начали понемногу сдавать свои позиции, уступая общественно-политическому и социально-психологическому направлению остросюжетной беллетристики сякаи ха. И только в 70-е года популярность остросюжетных детективов начинает возвращаться. Решающим годом для хонкаку становится 1981 год — год, когда Содзи Симада публикует свой роман “Токийский зодиак”.

Содзи Симада

Содзи Симада
Содзи Симада

Содзи Симада — один из наиболее известных японских авторов в детективном жанре. В Японии он получил прозвище “Бог Загадки” благодаря необычайно интригующим сюжетам его романов. Еще со школы писатель увлекся остросюжетной литературой, подражал Эдогаве Рампо. Создавая свой стиль, он решил сфокусироваться на хонкаку: автора особо привлекала интеллектуальная игра между писателем и читателем. Симада считал, что общественно-политическое и психологическое содержание не должно доминировать над детективной интригой, основанной на преступлении-головоломке и ходе его раскрытия.

“Симада умеет сочетать совершенно фантастические преступления с логичными и прозрачными решениями этих загадок — и способен завести в тупик самого проницательного читателя” [2]

Как и полагается серии детективов, автор создает своего собственного уникального персонажа. У Агаты Кристи это был Эркюль Пуаро, у Артура Конан Дойля — Шерлок Холмс, героем романов Содзи Симада становится Киёси Митараи. Герой произведений Содзи — астролог и детектив, сочетающий в себе, казалось бы, далеко не самые сочетаемые профессии. Но именно это делает его уникальным, помогая герою раскрывать самые загадочные преступления. Так Митараи дебютирует на мировой арене в романе “Токийский зодиак”, который практически сразу же попал в шорт-лист премии “Edogawa Rampo” Роман оказал огромное влияние на остросюжетную литературу Японии, заложив основы для обновления хонкаку и создания его современной версии — син-хонкаку (яп. 新本格 shin honkaku: «новый хонкаку»). Заслуга Симады не только в том, что он инициировал и развивал новый жанр своим творчеством, но и в том, что автор смог привлечь к этому жанру и других писателей, таких как Рику Онда и Юкито Аяцудзи.

Жанр хонкаку может заинтересовать не только ценителей детективного жанра, но и читателей, желающих лучше понять и прочувствовать японскую культуру. Несмотря на то, что все в романах этого жанра вертится вокруг одного преступления, повествование часто затрагивает вопросы географии, истории и культуры страны Восходящего солнца.

Хонкаку Содзи Симада — настоящая находка для любителей детективов и тех, кто любит поразмыслить. Интересно то, что автор любит честную игру: читатель располагает той же информацией, что и главный герой романа. Перед тем как раскрыть секрет, Симада оставляет небольшую пометку в книге и пишет “Набравшись смелости, бросаю тебе вызов, читатель: отгадка у тебя перед носом. Найдешь ли ты её?” В этот момент у читателя два пути: спокойно продолжить читать роман дальше или же взять небольшую паузу и подумать над загадкой самостоятельно, и уже после этого оценить свою наблюдательность. Финал каждого романа может быть по-настоящему неожиданным. Важной особенностью хонкаку является то, что сюжет произведения может повернуться когда угодно, в любую сторону. Дочитав роман, читатель поражается тому, как же все могло прийти к такому финалу — в этом и состоит изюминка жанра.

Что же почитать?

1.Токийский зодиак

-4

Аннотация к книге:

“Япония, 1936 год. Эксцентричный художник, проживавший вместе с шестью дочерьми, падчерицами и племянницами, был найден мертвым в комнате, запертой изнутри. Его дневники, посвященные алхимии и астрологии, содержали подробный план убийства каждой из них. Лишить жизни нескольких, чтобы дать жизнь одной, но совершенной - обладательнице самых сильных качеств всех знаков Зодиака. И вскоре после этого план исполнился: части тел этих женщин находят спрятанными по всей Японии.

К 1979 году Токийские убийства по Зодиаку будоражили нацию десятилетиями, но так и не были раскрыты. Предсказатель судьбы, астролог и великий детектив Киёси Митараи и его друг-иллюстратор должны за одну неделю разгадать тайну этого невозможного преступления. У вас есть все необходимые ключи, но сможете ли вы найти отгадку прежде, чем это сделают они?” [3]

2.Дом кривых стен

-5

Аннотация к книге:

“Япония, Рождество 1983 года. Богатый промышленник Кодзабуро Хамамото собрал в своем особняке друзей и знакомых. Гости поражены его домом - причудливой конструкцией с множеством комнат, наклонными полами и непонятно куда ведущими лестницами, с "падающей" высокой башней, напоминающей Пизанскую. Все они восторгаются фантазией хозяина и готовятся весело встретить Рождество.

Но их ожиданиям не суждено сбыться. Потому что в сочельник в доме происходит убийство. От удара ножом погибает шофер одного из приглашенных. Срочно вызванные полицейские в полном замешательстве. Ведь убийство невозможно было совершить - все обстоятельства и условия против этого. Да и мотива ни у кого нет…

Пока инспектор с помощниками ломают голову, а гости пребывают в прострации, в доме происходит второе убийство, еще более невероятное. Связавшись с начальством, ошеломленные полицейские узнают, что к ним едет человек, способный найти преступника. Что это - астролог и гадатель из Токио Киёси Митараи. И что лишь он один способен разобраться в этой умопомрачительной головоломке…

У вас будут все необходимые ключи. Но сможете ли вы найти отгадку прежде, чем это сделают сыщики?” [4]

3.Двойник с лунной дамбы

-6

Аннотация к книге:

“Очнувшись, этот человек понял, что не знает, кем является. Память исчезла. Вместо лица в зеркалах - нечто вроде пунцовый дыни. И ни одной зацепки. В отчаянных поисках своей личности он нашёл любовь, девушку по имени Рёко, которая прикипела к нему, несмотря на роковую тайну. Он обрел и странного но безумно притягательного приятеля - астролога, гадателя, меломана, гитарного виртуоза и остроумного чудака Киёси Митараи. Но вскоре выяснилось, что Рёко не та, за кого выдаёт себя, что она ведёт непонятную жестокую игру. Да и  Митараи оказался вовсе не только забавным социальным эксцентриком, как можно было подумать…” [5]

4.Дерево-людоед с тёмного холма

-7

Аннотация к книге:

“В окрестностях Йокогамы на Темном холме Кураями высится древнее дерево – камфорный лавр. Когда-то там стояла тюрьма, где часто казнили преступников. Местные говорят, эта земля так пропиталась кровью, что древний лавр был вскормлен самой смертью – и стал… людоедом. Они могут рассказать жуткую историю о том, как 40 лет назад в его кроне нашли страшно изувеченное тело маленькой девочки. А изнутри дерева иногда доносятся крики и плач… В народе это место называют проклятым.

…Когда сыщик и предсказатель Киёси Митараи прочитал в газете, что рядом с лавром нашли тело мужчины, умершего при крайне странных обстоятельствах, он немедленно взялся за расследование. Ведь такого странного дела в его практике еще не было. Его друг, писатель и художник Кадзуми Исиока, сильно сомневается в успехе. Как же можно раскрыть преступление, в котором задействованы потусторонние силы? Однако Митараи верит в себя – и в свой метод…” [6]

Источники:

[1] https://uncle-pafnutiy.livejournal.com/135124.html

[2] https://www.publishersweekly.com/9781782271383

[3] Содзи Симада “Токийский зодиак”, Москва: “Эксмо”, 2021.

[4] Содзи Симада “Дом кривых стен”, Москва: “Эксмо”, 2021.

[5] Содзи Симада “Двойник с лунной дамбы”, Москва: “Эксмо”, 2021.

[6] https://eksmo.ru/book/derevo-kannibal-s-temnogo-kholma-ITD1274841/

Автор: Диана Чумаченко

Редактор: Екатерина Козлова, Александр Сабанцев

#япония #японскаялитература #детектив #хонкаку #эдогаварампо #содзисимада #японскиеписатели