Найти в Дзене
ВТБ Страна

Без легенд царского двора: история жизни Матильды Кшесинской

Оглавление
Матильда Кшесинская в рисовальной комнате своего дома © Public domain
Матильда Кшесинская в рисовальной комнате своего дома © Public domain

Вокруг жизни Матильды Кшесинской собраны легенды и скандалы императорского двора времен заката царской России. В честь 150-летия со дня ее рождения попробуем разобраться в истории жизни этой загадочной женщины и выясним, почему любовные романы — это не главное, что нужно знать о балерине.

Как загоралась звезда

Матильда Кшесинская в костюме к балету «Камарго», около 1902 года © Public domain
Матильда Кшесинская в костюме к балету «Камарго», около 1902 года © Public domain

Матильда Кшесинская родилась в семье артистов балета Мариинского театра Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. С детства рядом с ней всегда был танец: еще малышкой она повторяла родительские па, занималась у станка, уже в четыре впервые вышла на сцену.

Матильда трудилась почти без отдыха: ей даже удалось совмещать постоянные частные уроки с обучением в Императорском театральном училище. В 17-летнем возрасте она блистательно оттанцевала экзамен перед царской семьей. Ее выделили среди лучших исполнительниц вечера, а император Александр III пригласил девушку к столу со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета».

Связи с царским двором не лишают упорства

Великий князь Сергей Михайлович, Матильда Кшесинская и Великий князь Андрей Владимирович среди других, 1909 год © Public domain
Великий князь Сергей Михайлович, Матильда Кшесинская и Великий князь Андрей Владимирович среди других, 1909 год © Public domain

На выпускном вечере ее усадили рядом с Нико — цесаревичем и будущим Императором Николаем II. Молодые люди понравились друг другу, и совсем скоро Кшесинская начала получать все внимание царского наследника и купаться в подарках императорского двора. С этих пор жизнь молодой балерины начала обрастать слухами.

Несмотря на все возрастающие связи с царским двором, Матильда обладала великолепной техникой исполнения и была очень трудолюбивой. В это время она исполняла роли в балетах придворного балетмейстера Мариуса Петипа и своего педагога Льва Иванова. Первой большой ролью молодой танцовщицы стала партия Мариетты-Драгониаццы в балете «Калькабрино», затем — партия Авроры в «Спящей красавице».

Роман с Нико закончился с помолвкой наследника. В честь коронационных торжеств того же 1894 года Императорский театр ставил «Жемчужину» Рикардо Дриго. Но Матильде роли не досталось. Это тронуло ее гордую натуру. Она обратилась к князю Владимиру Александровичу, и тогда специально для нее уже почти в полностью готовый спектакль внесли новую танцевальную партию от Петипа. Она считала, что ее «честь была восстановлена», но именно этот эпизод создал ей репутацию самовлюбленной и капризной танцовщицы.

Во славу русского балета

Матильда Кшесинская в балете «Баядерка» © Public domain
Матильда Кшесинская в балете «Баядерка» © Public domain

Уже в 1896 году Матильду сделали примой-балериной императорских театров. Тогда критики писали о ее безупречной технике, глубокой драматической проработке ролей и изящности движений рук, свойственной русской школе балета.

Однако настоящей виртуозности Матильде помог добиться Энрико Чеккетти: после его уроков она впервые исполнила на сцене 32 фуэте — раньше на такое были способны только итальянки. С тех пор ее репертуар быстро расширялся, и она получала партии, которые раньше были доступны только итальянским танцовщицам.

Звезда знала себе цену, но в работе всегда была ответственна. Балерина Тамара Карсавина вспоминала:

«Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на которых прекращала регулярные занятия и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала поздний завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима».

В 1900 году Кшесинская оттанцевала бенефис: несмотря на то, что он полагался танцовщицам после 20 лет на сцене, Матильда решила, что проведет его, отметив свое десятилетие в Мариинском театре. На обеде после бенефиса балерина познакомилась с двоюродным братом Николая — Андреем Владимировичем. С тех пор они часто проводили время вместе.

Вскоре Матильда забеременела. В 1902 году у нее родился сын Владимир. По высочайшему указу он получил фамилию Красинский — по легендам, именно от графов Красинских происходили Кшесинские. Уже после двух месяцев после тяжелейших родов Матильда вернулась на сцену.

Страшный 1917 год и жизнь после

Великий Князь Андрей Владимирович, Матильда Кшесинская и их сын во Франции © Public domain
Великий Князь Андрей Владимирович, Матильда Кшесинская и их сын во Франции © Public domain

В 1917 году Кшесинской пришлось уехать из Петербурга в Кисловодск, последний раз станцевав в России номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории. Далее ее ожидала долгая череда переездов и скитаний. В итоге ей удалось попасть на свою виллу во французском Провансе, где она и обосновалась.

Здесь Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович, с которым она была неразлучна к тому времени, поженились. Балерина получила титул светлейшей княгини Романовской, а ее сын Владимир официально обрел отца.

В Париже, несмотря на то, что Матильда отказывалась от всех предложенных французами ролей, балет прокормил танцовщицу: она открыла свою балетную студию, которая вскоре стала очень популярной. Журналист Арнольд Хаскелл писал: «Класс Кшесинской — очень индивидуальный и вдохновенный. Кшесинская отдает себя работе с огромным энтузиазмом, танцуя со своими учениками иногда по восемь часов в день». Но привычки русской аристократии не покинули ее в Европе, и в конце 40-х годов балерина чуть не разорилась из-за страсти к игре в рулетку.

Незадолго до смерти Кшесинской ее посетила балерина Наталья Макарова. Эту волнительную встречу она описывала так:

«Нас встретила миниатюрная элегантная старушечка 99 лет, но в ней чувствовалось великолепие. Стол был сервирован по-царски… Матильда Феликсовна опрокидывала и свою, и мою рюмочки и скоро заметно повеселела — в этом состоянии она казалась необыкновенно обаятельной. Рассказывала любопытные истории. При прощании … сделала мне книксен».

Скандальная, гордая, но необычайно талантливая и трудолюбивая балерина Матильда Кшесинская прожила долгую жизнь и скончалась за несколько месяцев до своего столетия. В ее судьбе яркие истории любви и интриг сплетаются с блестяще исполненными ролями и величайшим упорством в карьере. Жизнь Матильды Кшесинской, породнившейся с Романовыми, еще долго будет волновать историков и создавать вокруг себя все новые загадочные легенды.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.

Для справки:

Познакомиться подробнее с историей русского балета, увидеть документы и костюмы той эпохи и окунуться в мультимедийную экспозицию «Балетный класс» можно в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. ВТБ выступает генеральным партнером музея и поддерживает его просветительские мероприятия.