В выходные не стала писать - все равно ж все еще на дачах. А я ведь посмотрела передачу "Свои". Это еще один проект про патриотическую культуру. Помните, была "Радиоэлектронная борьба"? Вышло два выпуска - и передача кончилась. Ведущая Анастасия Кашеварова сказала, что они ушли в отпуск. И до сих пор, видать, как учителя высшей категории, по отпускам...
На самом деле передача тогда с поэтами и песенниками провалилась. Было плохо. Все плохо. Я думаю, провал был и из-за неверно выбранного формата: программу для ультраконсервативной аудитории сделали в современной обертке и высоком темпе; и из-за ведущих: Александр Смол смотрелся неплохо, а Анастасия Кашеварова, при всем уважении, в телевизоре выглядела очень плохо и звучала плохо.
Видимо, Первый канал подумал над ошибками и запустил новую программу. Получилась этакая "Поле чудес", но без барабана и загадок. Люди сразу выходят, рассказывают о себе и поют песни, читают стихи. В студии народные лица, все хлопают. Ведущий - поэт Влад Маленко. Изображает такого своего в доску мужика, который проникновенным голосом и с постоянно проскакивающим паразитическим "вот" объясняет, что там все свои. В принципе, образ Маленко с форматом передачи не очень расходится: все такие народные, свои в доску.
Пели там в основном люди, которых я не знаю: барды, певица в оперном платье. Прежде чем сказать, в чем основная проблема и почему и на этот раз передача провалилась (а она провалилась), отмечу хорошее. Слушайте, я включила и с удивлением увидела в телевизоре живых настоящих людей. С лицами без гиалуроновой кислоты, полноватых, с живой кожей, на которой видны следы юношеских угрей и порезы от неудачного бритья. Мы так отвыкли от живых настоящих людей в телевизоре, что, когда они, как в этой передаче, пошли один за одним к микрофону, возникло ощущение прорыва реальности в эту всем уже наскучившую виртуальную картинку.
Мы привыкли видеть утянутых, перекроенных, замученных диетами, вымазанных тональным кремом людей, которые профессионально кривляются в кадре десятилетиями. И тут вдруг - настоящие лица, фигуры почти что с улицы. На фоне общей телевизионной картинки они казались инопланетянами. Женщины, например, выглядели очень толстыми. Была Анна Долгарева, которая казалась огромной. Я не сразу поняла, что это мое сознание сравнивает ее с теми, кто постоянно мелькает в телевизоре. Потому что мы ведь видели Долгареву в Ютьюбе - она не толстая.
Не знаю, может, свет еще плохой выставили, а, может, специально был достигнут такой эффект: чтобы люди видели точно таких же, как они сами. Хорошо это или плохо, не знаю, но просто посмотреть на живых людей в телевизоре было интересно. Тем более, что в основном там были те, кто к телевизору не привык и не умеет брать его в оборот. Из таких увидела только Олега Газманова. Ну, видно, что профессионал, он смотрелся, как обычно с картинки. Остальные выглядели людьми с улицы. Живыми!
Про Газманова, кстати, не поняла. Весной же сообщали, что он подал на гражданство Израиля, а ему отказали - что-то там по причине вероисповедания, якобы, указал, что православный - и вот пострадал. Видимо, наш мученик. И уже свой. А я вот не разобралась, он свой или чужой
Теперь - о провале. Писали, что якобы патриотическая культура никому не нужна. Я говорила, что это вообще закон развития культуры: на сиюминутное, важное она отзывается не сразу. То, что рождается тут же, с колес, обычно плохо. Быстро рожают кошки. Кролики еще. Нужно время, чтобы высказались те, кому есть что сказать. В литературе я сегодня, кроме Анны Долгаревой, о событиях последних месяцев действительно больших высказываний не вижу. В музыке - единичные удачи. Первым был Рич с "Грязной работой". "Пливе кача" Акима Апачева - тоже хорошо. Удивительно, что я только в этой программе песню и услышала. Наверное, надо написать про нее отдельно. Потому что это высказывание еще важнее и ставит перед всеми сторонами крайне тяжелые вопросы об украиноязычном населении, которое тоже хочет в Россию.
И Рич, и Апачев там были. И пели вживую. Так почему же передача провалилась и вообще этот формат пока не дает плодов? Мне кажется, я поняла, почему. Потому что люди, которые работают с такими тяжелыми темами, не дают красивой картинки. Они не напомажены, не играют лицами, они не для телевизора. Это другие люди. Будь то бард, поющий про Карабах, или поэт с бородой. Они не телевизионный продукт. Эти люди создают текстовую, по сути, культуру.
И когда вы такую культуру выпускаете одну на сцену, она теряется, меркнет
Долгарева на танке, в окружении солдат, в приступе катарсиса - хорошая картинка. Долгарева в гриме, в студии, читающая по щелчку - картинка плохая.
Аким Апачев с певицей Дарьей Фрей записали в студии очень сильную песню и сделали на нее клип. В этом конечном продукте все тянет друг друга. Когда они вдвоем выходят на сцену, с гитарой, то не тянут картинку. Аким Апачев не певец, Дарья Фрей тоже не такой мастер, чтобы в одиночку держать многомиллионную аудиторию, которая смотрит на нее по эту сторону экрана. Барды тоже не держат. В итоге все смотрится плохо.
Последним выпустили Рича. Потому что, как я уже писала, Рич имеет большой потенциал, он хорошо выглядит, хорошо звучит, он мелодичен и у него есть опыт в одиночку держать камерную аудиторию, то есть, петь одному на сцене и делать так, чтобы люди не уходили. Поэтому его выпустили последним. Но мне кажется, что даже Рич как будто в конце поторопился и убежал.
Вот, здесь полная запись эфира, я включила автопроигрывание на Риче, но вы можете сами все посмотреть и убедиться. На заставке Газманов, но начнется сразу Рич
На общем уровне резко отличался Газманов: человек умеет работать с камерой, на любой сцене. Он единственный смотрелся профессионалом. Знаете, почему? Не только потому, что он мастер и звезда - прежде всено, он из поп-культуры. А эти люди, которых вы позвали, они из другой сферы. Особенно поэты. Стадион поэту легче удержать, чем минуту телеэфира, где его снимают одного крупным планом - потому что поэт не умеет двигаться, держать лицо, использовать свет...
Мне кажется, эта идея заведомо провальная. Будет еще одна передача. Третья. Четвертая. Будут искать новые форматы, но ничего не получится. Это не те люди. Часть их - просто небольшие профессионалы и никогда не смогут работать с такой аудиторией, а часть занимается видами искусства, которые просто не предусматривают стояние в одиночку на сцене и выступление под живой звук и крупные камеры. И пусть хоть тысячу гениальных стихов напишут поэты и тысячу песен сочинят музыканты, если они не созданы для телевизора, никто их смотреть и слушать не будет.
Ну да, я вот из профессионального любопытства посмотрела программу. И даже с интересом. Я узнала тут про "Пливе кача". Может, второй выпуск гляну краем глаза. Тоже - профессиональным. И все. Смотреть больше не буду. И вряд ли кто-то будет.