«Огромнейший и величественнейший» Свято-Успенский кафедральный собор возносится, будто парит над Смоленском. Почти ни одна ЭКСКУРСИЯ ПО СМОЛЕНСКУ не проходит без посешения, осмотра со смотровых площадок или упоминания собора.
Смоленский Успенский Кафедральный собор является не только одним из самых почитаемых храмов России и главным храмом Смоленской епархии, но и самой значимой достопримечательностью города. История Собора, история Смоленска и России в целом переплетены неразрывно. Вот об этом я и расскажу вам на экскурсии!
Гид Вадим Морозов
"Мономахов" собор и "мономахова" икона.
Первообраз, икона Божей Матери Одигитрии, писаная при земной жизни Пресвятой Богородицы святым евангелистом Лукой, перешла к Владимиру Мономаху после кончины его отца, Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Всеволод Ярославич в 1046 году женился на дочери греческого императора Константина IХ Мономаха Анне, получившей в приданое эту икону.
Вдадимир Мономах венчался в 11 веке в Смоленске, на Соборном холме; и, основав в 1101 году первый каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, перевёз в него образ Богородицы Одигитрии. Тогда икона и получила название Одигитрия Смоленская.
Под сводами Успенского собора были погребены первые смоленские Великие князья, сыновья князя Ростислава: в 1172 г. — Святослав, а в 1180 г. — Роман. Легенда о Меркурии Смоленском рассказывает, что и он был погребен здесь же в 13м веке.
Далее 300 лет о соборе ничего не известно, кроме того, что он был цел - в 1514 г. после взятия Смоленска Василий III слушал в храме обедню.
Первый в Смоленске каменный храм, простоявший более 500 лет, был разрушен в 1611 году, когда защитники города от войск Речи Посполитой взорвали запасы пороха, хранившейся в погребах неподалеку от соборного холма.
Строительство длиною в век...
В 1677 году было начато строительство нового собора в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов.
В 1679 г., когда возведение нового храма было в самом разгаре, рухнула одна стена, работы надолго были прекращены. В 1732 г. архитектор А.И. Шедель приступил к достройке смоленского собора и в 1740 году новый храм, увенчанный семью куполами, был построен.
Но и на этом история создания собора не закончилось. В 1761 году обрушились центральная и западная главы. И лишь в 1767-1772 годах архитектор Пётр Обухов, перестроив верхнюю часть собора и оставив традиционное для России пятиглавие, завершил возведение нового храма.
Галерея Смоленской иконописи
Иконостас Успенского собора уникален, помимо прочего, грандиозностью. Тридцать один метр в высоту, пять ярусов икон – не всякая художественная галерея имеет такой размах.
Нехарактерное для православия обилие скульптуры, иконы кисти С. Трусицкого и его учеников. До наших дней в первоначальном, не тронутом реставраторами виде сохранилась икона «Великий Архиерей» над царскими вратами.
Царские врата - самые большие в Европе.
Кроме того, и завершаются они нетрадиционно - гнездом с сидящим в нём пеликаном – древнехристианским символом. Птица разрывает себе грудь, чтобы накормить птенцов собственной кровью.
Обычно Царские врата венчает изображение Святого духа в виде голубя или чаша.
Как собор уцелел в трех войнах.
В занятом французами в 1812 году Смоленске один из немногих остался священник Никифор Адрианович Мурзакевич. Он не только отправлял службы в Смоленском кафедральном соборе, но и был его хранителем. И то, что мы до сих пор любуемся на собор, выстроенный в 1740 году - во многом его заслуга.
В 20 веке, в период "войны с храмами" Свято-Успенский собор был закрыт в 1933 г. В стенах храма располагался антирелигиозный музей - размещены памятник Ленину, чучела животных в церковных облачениях, маятник Фуко и прочие атрибуты. Богослужения в соборе были возобновлены в 1941 г. и уже не прекращались.
А во время Великой Отечественной войны было принято решение об уничтожении собора. При отступлении в 1941 году генерал Лукин получил приказ взорвать храм, чтобы фашисты не использовали его как ориентир для артиллерии. И только благодаря героизму Михаила Лукина, проигнорировавшего распоряжение, Успенский собор остался цел.
Икона Божией Матери Одигитрии.
Долгие годы в соборе находился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, помещенный в него Владимиром Мономахом еще в начале 12 века.
И лишь в 20м веке, во время немецко-фашистской оккупации, та икона бесследно исчезла.
Сейчас в храме более поздний список, "Годуновская" икона, помещенная в начале 17 века, по окончании строительства крепостной стены, над Днепровскими воротами крепости.
Сандалии Святого воина Меркурия Смоленского.
Еще одна из известных далеко за пределами Смоленщины православных святынь, хранящаяся в Успенском соборе - сандалии Святого воина Меркурия Смоленского.
Храбрый воин Меркурий, по преданию, "помощью Божией и Пречистой Богородицы", в 1238 году разбил под Долгомостьем подошедшее к Смоленску татаро-монгольское войско, сразился с их великаном и убил его. Монголы в ужасе бежали, Смоленск остался непорабощенным. Но храбрый воин погиб.
Теперь Святой Меркурий– небесный покровитель земли Смоленской.
Святыня, уникальное произведение искусства и награда за ратную доблесть.
В 1561 году в мастерских тётки Ивана Грозного Ефросиньи Старицкой была вышита золотом плащаница «Положение во гроб», переданная в Успенский собор Московского кремля.
В 1812 году плащаница была украдена из Москвы войсками Наполеона, но до Франции не добралась - смоленские партизаны отбили неприятельский обоз.
В знак воинской доблести смолян плащаница была помещена в Смоленский Успенский собор по распоряжению Александра Первого, как награда храму.
Чудотворные иконы и Васнецовская роспись.
Икона Смоленской Одигитрии - и первообраз, и надвратная икона считаются чудотворными. Но в Успенском соборе есть ещё две иконы - Казанская икона Божией Матери и образ преподобного Серафима Саровского, явивших чудо мироточения.
В храме находится и уникальная иконописная композиция - распятый на кресте Иисус и две скорбных фигуры рядом. Роспись распятия принадлежит В. М. Васнецову (или, по мнению специалистов, мастера его школы).
Колокола и колокольня.
Рядом со Свято-Успенским собором, почти вплотную к нему, стоит двухъярусная соборная колокольня. Она построена в 1767 г. по проекту архитектора П. Обухова.
Первая (после взрыва собора) колокольня была возведена при архиепископе Филарете (1656-1669 гг.). После того, как был построен новый собор, “филаретовская” колокольня была частично разобрана и надстроена.
Новая колокольня приобрела черты пышной архитектуры барокко. Часы, изготовленные в 1791 г., висят на колокольне и поныне.
Преосвященный Парфений на пожалованные императрицей Екатериной II средства, а также собранные “доброхотные подаяния” не только отделал собор и выстроил колокольню “о двух этажах”, но и “отлил колокола один в 1000 пудов, другой в 450, третий 65 и 5 поменьших”.
По материалам “Истории губернского города Смоленска” Н.А. Мурзакевича.