“Мне нужно выпускать только модели Спитфайра и Бф-109, чтобы иметь прибыль” – такая фраза приписывается какому-то модельному королю. Если перенестись с небес на землю, то эти известные истребители смело можно заменить на Шерман и Пантеру. А для России включить в список Т-34. Такими нехитрыми тезисами руководствуется подавляющее число крупрых фирм, производящих модели-копии. Однако, для остальных игроков полистиролового рынка этот подход малоприпмлем. Пути развития таких производителей напоминают поиск новых, еще не вытоптанных тропинок. И во многом благодаря этому мы можем собрать на своих полках столь обширные и разнообразные коллекции.
После очевидного коммерческого успеха семейства Центурионов, киевская фирма АСЕ обратила свое внимание на американскую технику. В прицел попала весьма своеобразная машина, подобная советской БРДМ, Кадиллак «Коммандо». Созданная в шестидесятых годах прошлого века как машина для патрулей и дозоров, она до сих пор несет службу в вооруженных силах некоторых стран. Семейство включает в себя множество вариантов машины, отличающихся вооружением, длинной и вместимостью корпуса, двигателями и конечно же мелкими деталями, формирующими окончательный облик бронемашины. В целом, по своим боевым свойствам они уступали своим гусеничным одноклассникам, состоявшим на вооружении US Army, но зато по цене и неприхотливости были очень хороши. Поэтому «Коммандо» получили распространение во вспомогательных подразделениях, а так же широко поставлялись на экспорт. Киевляне сделали самую, пожалуй, массовую версию, V-100. Она использовалась в том числе в частях военной полиции, принимавших участие в войне во Вьетнаме. Там машинки имели весьма бравый вид – военные копы украшали их разнообразными лозунгами, картинками и прочим творчеством. Помимо этого, стандартное вооружение дополнялось различными станковыми пулеметами, как винтовочного, так и крупного калибра. Эти “бонусные” стволы устанавливались на самодельных шкворнях, иногда стрелков прикрывали дополнительные бронещиты. А если ко всему этому великолепию добавить штатные белые звезды и надписи Military Police, то формируется образ модели, мимо которой пройти трудно.
Набор для постройки этого маленького броневичка выполнен в уже ставшим для АСЕ традиционным стиле “цифровое лнд”. Это значит, что придется быть аккуратным и неторопливым. Сборка была начата с башни. Немногочисленные пластиковые детали хорошо соединились насухо и были пролиты тамиевским сверхтекучим клеем. После высыхания клея я высверлил бронекожухи пулеметных стволов. Сами стволы пришлось заменить на латунные от Miniworld. Пластиковые, к сожалению, отлиты с небольшим смещением и доведению до нормального вида практически не подлежат. Латунные стволы лишены конических пламегасителей, но это вполне допустимо и в реальной жизни. Станок под крупнокалиберный пулемет на башне собирается из пары деталей и требует изрядной зачистки. Сам пулемет я заменил на смоляной из запасов. А дальше мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями при монтаже имитаций смотровых приборов. Надо отметить, что приборы на нашем прототипе специфичные. Они по своим размерам достаточно велики, снаружи бронестекло окантовано выступающей рамкой. А на башне эти смотровые блоки образуют практически стеклянное кольцо. Рамки приборов наблюдения даны фототравлением. Само стекло предлагается делать из пленки, данной в наборе. Идея такого бутерброда весьма сомнительна. Он сильно выступает над поверхностью, трудно приклеить рамку, не заляпав клеем пленку. Рамки очень тонкие и покрасить их кистью тоже весьма не просто. А при окраске до сборки сендвича краска непременно будет повреждена. Но самое главное, таких приборов нужно собрать под два десятка. Работа малоинтересная и с неочевидным результатом. Поэтому я решил перестраховаться и просто наклеил рамки на пластик, решив покрасить «стеклянную» часть просто кисточкой.
А затем я взялся за корпус. По традиции он у «цифрового ЛНД» собирается весьма бодро. Люки над местами мехвода и командира машины можно сделать открытыми. Под люками есть даже неплохая заготовка для интерьера. Однако, и тут нам жизнь портят странные смотровые приборы. Я не сидел в настоящем V-100, зато имел возможность облазать с ног до головы португальскую версию такой машины – Bravia Chaimite. Так вот, огромные смотровые приборы будут видны через открытые верхние люки, через них попадает внутрь машины много света и они сразу же выделяются среди интерьера светлыми пятнами. Собственно, подобная картина должна наблюдаться и в башне, где как уже говорилось, приборы образуют этакий стеклянный пояс. Посему люки я закрыл, изъяв предварительно из интерьера рулевую колонку – «баранка» получилась весьма достойно и я найду ей подходящее применение в иных моделях. Я допустил небольшую оплошность, приклеив бронекрышки бензобаков на носовой части машины. Они не использовались на машинах времен Вьетнама, и вообще более характерны для М1117 Guardian. Крышки пришлось срезать, а на их места приклеить выбитые пробойником кружки из тонкого полистирола.
В остальном сборка модели прошла без каких-либо заметных проблем. Членение корпуса продумано, детали хорошо совмещаются между собой. Единственное неприятное место – большие посадочные места под разного рода поручни. Скобы и поручни даны в пластике, и неплохо на свои места садятся. Но самодельные проволочные детали гораздо аккуратнее, и для них эти здоровые дырки избыточны. На мой взгляд, стоило бы просто наметить эти места, а каждый моделист использовал бы сверло нужного диаметра. Ведь наборы АСЕ традиционно предназначены для опытных пользователей.
Иных доработок было произведено совсем не много. Я заменил пластиковые имитации пружин на люках на проволочные. Накрутить на сверлышко отожженную жилку из кабела совсем не сложно, а выглядит такая деталь гораздо лучше штатной. Антенны и вводы под них изготовил из тянутого литника, латунных трубочек и гибкой проволоки. Ну и заменил блоки фар на оставшиеся от модели М60А1 от Revell. На американской технике они стандартные, но у немецких производителей блоки вышли изящнее, чем у украинских. Обращает на себя внимание то, что стандартный блок фар содержит в себе одну фару белого света, и одну инфракрасного. Но на V-100 как правило обе фары были обычными, ночной светофильтр снимался. Ходовая часть в наборе получилась весьма неплохо. Рессоры, мосты и амортизаторы вполне на себя похожи. Единственное «узкое место» - покрышки. Им действительно здорово не хватает ширины. Все фотографии реальных машин это подтверждают. В остальном колеса неплохи. Впрочем, для нашей реальности это не может считаться критичным недостатком. Смоляные фирмы выпускают колеса и на гораздо менее популярные модели. Так что перфекционистам стоит просто не спешить.
Как я уже сказал, настоящие машины подвергались сильному «Колхозному тюнингу», хотя в случае американской армии наверное стоит употребить слово «фермерский». Выбранный мной прототип имел две стойки с едиными пулеметами М60. В наборе они есть. Однако даже современная технология ЛНД не пощадила их. Пулеметы смотрятся весьма грубо, особенно на фоне смоляного М2НВ. Поэтому я принял решение не использовать эти нештатные шкворни вообще. Пустыми они бы смотрелись некрасиво. Вообще говоря, это одно из допущений, что я принял. Полного фотообзора машин, послуживших прототипом для декалей, в природе нет. А сами V-100 были весьма многообразны. В зависимости от серии на них менялись люки, ограждения воздухозаборника над двигателем, надмоторные плиты, зеркала, тип кормовых габаритных огней, вооружение и многое другой. Значительная часть этих вариативных деталей содержится в наборе, оставляя свободу выбора за моделистом.
Окраска модели не доставила больших хлопот. После задутия подходящим выцветшим Olive Drab от АКАН модель получила легкую смывку. Смотровые прибор я окрасил голубым цветом от Тамии, после чего залил их жидко разведенным темным лаком Smoke. Не могу сказать, что вышло идеально, но на фото под блеском лака хорошо проглядывается характерный синеватый цвет просветленного бронестекла. Декали как обычно прекрасно легли на отведенные им места и были приварены уксусной эссенцией. «Обпогоживание» и прочие эффекты я нанес в минимальной степени. Машины военной полиции всегда выглядели весьма ухоженно, их явно часто мыли и по мере необходимости подкрашивали. Так что со ржавчиной и потеками тут разгуляться негде.
Короче говоря, модель явно содержит в себе большой потенциал, который может быть реализован как при сборке ее «из коробки», так и при проведении различных доработок. Их количество зависит лишь от желания потребителя. Набор позволяет построить при приложении минимальных усилий варианты «Коммандо», имеющие реальные прототипы, существование которых подтверждается фото и видеоматериалами. В любом случае, машинка может занять свое место как в коллекции техники вьетнамской войны, так и просто в любой «кубинке в миниатюре». Особенно хорошо она будет смотреться рядом с нашей БРДМ-2. Каждый сможет оценить результат подхода двух ведущих бронетанковых школ к решению одной задачи – постройки дозорного бронеавтомобиля.
#v-100 #cadillac #commando #вьетнамскаявойна #ACE #1-72 #моделизм