Многие кинодеятели при создании своих работ опираются на произведения искусства. Кто-то вдохновляется композицией известной картины, кого-то посещает муза при просмотре изобразительных памятников, а кто-то делает оммаж гениям прошлого. Давайте посмотрим, как различные режиссёры обращались к искусству.
Начнём с пионеров кино, с Д.У. Гриффита и его знаменитой «Нетерпимости» (1916). В фильме действие разворачивается в четырех эпохах: «Падение Вавилона», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь», «Мать и закон». Нас интересует «Падение Вавилона», где представлены масштабные декорации, источником к которым послужила картина Джона Мартина «Пир Валтасара» (1820).
Изобразительное искусство привлекало многих режиссеров, порой можно увидеть, как мизансцена строится по принципу композиции определенного полотна живописца. Такое решение видим в кинокартине «Иван Грозный» (1944) С. М. Эйзенштейна, где есть примечательный кадр с изображением движущейся толпы подданных к царю. Столь эффектная композиция кадра была найдена благодаря образу парящего ястреба с гравюры Хиросигэ (1857).
Влияние японского искусства прослеживается и в современном кино, например в «Форме воды» (Гильермо дель Торо, 2017). При проектировании стен квартиры главной героини создатели ориентировались на работу Хокусая «Большая волна в Канагаве» (1823—1831). Замысел был воплощен, но дель Торо не понравилось, что «Волна» была слишком явно заметна на стене, потому ее было решено сделать более непримечательной.
Но вернемся к давним страницам истории кинематографа. Здесь нельзя пройти мимо Ингмара Бергмана, чья картина «Седьмая печать» создавалась в контексте средневекового искусства. Идея кинофильма родилась благодаря увиденной церковной фреске Альбертуса Пиктора, где изображен человек, играющий со Смертью в шахматы.
Творчество Ингмара Бергмана в свою очередь повлияло на Тарковского, который тоже был человеком весьма отзывчивым к сфере искусства. В фильме «Иваново детство» (1962) видим гравюры Дюрера, служащие дополнительным аккордом в драматургии, а в «Солярисе» (1972) вспомним тот же финальный эпизод, где композиция кадра отсылает к «Возвращению блудного сына».
Возвращаясь в наши дни, отметим кинофильм «Квадрат» (Рубен Эстлунд, 2017), который говорит с нами о современном искусстве: начиная с названия, продолжая средой и героями, заканчивая многими отсылками. В киноленте представлен шокирующий перфоманс, где художник изображает обезьяну. В этом представлении содержится намек на Олега Кулика, художника-акциониста, выступавшего с перфомансом «Человек-собака».
Искусство всегда вдохновляло многих творческих деятелей на те или иные произведения. Оно и неудивительно, ведь действительно жизнь коротка, а искусство – вечно (Vita brevis, ars longa).
#кино #искусствокино #киноискусство #историякино #искусство