В последнее время часто стали попадаться статьи в которых авторы в очередной раз защищают существование ката в каратэ. Логика у всех примерно такая, что если нет ката то это что угодно, но не каратэ. Но ката без бункай - это всего лишь красивый танец.
У меня опубликовано несколько статей на тему ката, но видимо никому из лидеров мира каратэ мои статьи не попались на глаза. Иначе бы на меня обрушили тонны проклятий, ибо я посягнул на святое.
С моей точки зрения ката - это магический танец, исполняя который мастер накапливает и управляет всё большим количеством энергии.
Но когда каратэ стали экспортировать в массы, вся система была построена из различных ката, которые остались от различных мастеров. И как-то ученикам надо было объяснить зачем нужны эти ката, вот и придумали бункай. На самом деле все бункаи из пальца высосаны, и насосать этих техник можно сотни. Только тогда начинаешь понимать, что может и ката для этого были не нужны.
Ну на самом деле вы своим ученикам объясняете смертельные техники из ката Хейан Годан с открыванием гениталий, а в ката Чинтэ вы ставите блок учи уке с пальцами вилкой, и тыкаете пальцами противника в глаза с шагом вперёд.
Специально это написал, поскольку сразу каратэки обрушатся на меня, что ничего в технике каратэ не понимаю, и в ката в этих движениях совсем другой смысл. А может он и не нужен? Попытка найти то чего нет, приводит к разным находкам. Но зачем они вам?
Представим что вы мастер каратэ в дремучем средневековье. Что вам нужно что бы поддерживать и развивать своё мастерство? На первом месте - это оружие! Вот и нужно свои руки, ноги, да и всё тело превращать в оружие.
Нужны различные тактические комбинации блоков и ударов, и многие считают что именно они лежат в основе ката. Прикол в том, что то во что ты веришь настолько поглощает твоё сознание, что ты не в состоянии увидеть и понять другие точки зрения.
Вот в вашем сознании сложилось предоставление, что ката - это некие сюжеты боя связанные в один рисунок движений. Для вас это как священное писание, которое грех пытаться оспаривать.
И вот тут начинается самое интересное! В руках у вас Священное писание, а вы честный священник, который знает это писание наизусть, и на все вопросы прихожан вы пытаетесь отвечать словами из писания. Напрягаете свой мозг что бы как-то ответы из писания соответствовали менталитету тех, кто их задаёт.
Вот и с ката та же самая история. Есть патриархи стилей и школ каратэ. Эти важные мужики, многие с животами, являются идеалом для их последователей. И когда такой патриарх показывает смысл какого-то движения из ката, вся паства смотрит на него с раболепством, и проникается высокими знаниями, которые клянутся передавать в не искаженном виде дальше.
И неважно что это никогда не будет работать в бою. Многие сенсеи убеждают себя в том, что благодаря практике ката, а значит наработки бункая, они стали лучше сражаться.
И не будет конца этому мракобесию, поскольку сознание каратэков живёт в мире каратэ, в котором свои идеалы и ценности. Только здравый взгляд со стороны видит всю эту глупость. Но если боксёры критикуют каратэков, то каждый из них будет стоять на своём, ибо кошка с собакой не хотят жить дружно.
Теперь можно сказать, что я ничего не смыслю в ката, и не было у меня Учителя, поэтому так и остался недоучкой. Иначе бы я постиг глубину секретных техник ката, и мог бы легко расправиться с толпой противников. Вы знаете таких мастеров?
Всю несуразицу связанную с ката я понял изначально. Я просто люблю ката. Для меня каратэ и есть ката. Я чувствовал магию в различных ката каратэ, и исполняя их я развивал внутреннюю Силу.
Для меня нелепица когда мастер каратэ заявляет, что в этих движениях у вас нет понимания того, что вы делаете. Понимать и изображать технику - это две большие разницы.
Так что же такое ката в моём представлении о каратэ?
Продолжу логику про мастера средневековья. Вот тренируюсь я каждый день укрепляя свои руки и ноги, наношу сотни ударов руками и ногами по чему попало. Но что бы побеждать врагов я должен быть неустрашимым и очень сильным.
Отрабатывая движения я начинаю замечать как некоторые позы тела дают мне ощущение внутренней Силы. Постепенно у меня рождается танец Силы, повторяя который сотни раз я наполняю этот рисунок движений внутренней энергией, и одновременно чувствуя что и сам становлюсь сильнее. Затем этот танец работает уже на меня, стоит мне войти в рисунок движений этого ката, как меня начинает наполнять Сила.
Как первобытные люди танцевали танец перед охотой, так и мастер входил и жил в своё ката для того, что бы в бою сражался не он, а накопленная за годы тренировок Сила.
Вот наглядная иллюстрация моей мысли. Посмотрите на устрашающий танец Хака команды Новой Зеландии по регби перед игрой.
https://yandex.ru/video/touch/preview/?text=%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86%20%D0%BC%D0%B0%D0%BE%D1%80%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B1%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=yandex_search&parent-reqid=1661011689985923-1598519026741480110-sas3-0812-bb9-sas-l7-balancer-8080-BAL-6760&from_type=vast&filmId=7480681330126066100
Много подобных видео. Посмотрите несколько. Проникнитесь! Вы видите настоящее Ката! Нет там никакого бункая, а только первобытная Сила , которую раскачивают участники перед битвой.
Поэтому соревнования по ката - это сродни таолу в ушу, или выступлениям в художественной гимнастике. Так и нужно на это смотреть. А бункай стоит выдумывать для демонстрации красивых акробатических элементов боя.
Исполнение мастером ката вообще не поддается внешней оценке. Только он знает что делает внутри своёй формы. Но когда внутренняя Сила переливается через край, то это видно глядя на исполнение ката мастером. Если честно, я так и не видел тот идеал, к которому сам стремлюсь. Но глядя на ката мастера, должно быть такое же ощущение как от боевого танца индейцев Маори. В старых китайских фильмах есть чувство Силы, когда показывают тренировки мастера. Может и другие фильмы есть. Но в реале такого я не видел.
Форма вторична. Главное в ката - это наличие в нём внутренней Силы.
Каратэ Айкитэ: ВК-группа, Телеграм канал