Найти тему

Рoллс-Ройс бoльше не поставляет двигатели для Белазов: как западные санкции пoвлияли на жизнь в Бeларуси

Каждый час сотни самолетов приземляются в аэропортах по всему миру. 23 мая 2021 года в аэропорту Минска приземлился самолет Ryanair, после чего на Беларусь обрушилась волна санкций ЕС. Мы не будем говорить о том, кто прав, а кто виноват во всей истории, потому что наш канал не о политике (и слава богу, что не о политике), а о путешествиях. Но мы можем сказать о ситуации в стране и о жизни людей.

Я недавно вернулся из Белоруссии, кроме Минска ездил в Гродно и Брест, общался с разными людьми. Среди прочего меня интересовало, как живут люди в стране под санкциями и изменилось ли хоть что-то вообще: не в виртуальной статистике, а что реально изменилось в жизни людей. Приведу несколько локальных примеров, но очень показательных...

В маленьком городке Жодино, что в нескольких десятках километров от Минска, производится один из самых больших карьерных самосвалов в мире — знаменитый БелАЗ.

Приехав в Жодино, я ожидал увидеть темно-серую промзону, как и большинство промышленных городов на постсоветском пространстве. Ан нет, город выглядел вполне благоустроенным: везде зелень, аккуратные тротуары, аккуратные скамейки — в общем, что угодно, пережить можно.

Внешне мало что изменилось, но из-за санкций, введенных Евросоюзом, завод начал сталкиваться с серьезными проблемами. Например, дочерняя компания Rolls-Royce в Германии производит двигатели для гигантских 450-тонных карьерных самосвалов Белаз. После введения санкций сотрудничество прекратилось. Датская Danfoss, немецкая Liebherr и японская Yokohama, поставлявшие шины для самосвалов, также отказались от сотрудничества с белорусским заводом.

После санкций рынок сбыта БелАЗа также сократился. Если раньше белорусские самосвалы продавались в ЕС, Канаде и странах Содружества Наций (бывшие британские колонии), то теперь основным покупателем завода стала Россия. У них по-прежнему есть торговые связи со странами третьего мира в Африке и Латинской Америке, но они не могут закупать продукцию в том количестве, которое продается в ЕС и Канаде.

Чтобы закончить с БелАЗом, позволю себе последний маленький штрих: в городе Жодино на БелАЗе работает каждый третий талантливый житель, а всего в городе проживает почти 65 тысяч человек. Уверен, им небезразлично, насколько эффективно завод выстраивает коммерческие коммуникации и находит новые рынки сбыта.

Еще один небольшой пример, но относящийся совсем к другой отрасли — гражданской авиации. С лоукостерами и вообще с выбором авиакомпаний, предлагающих свои рейсы из Минска, было туго до 23 мая. Сейчас 90% рейсов из Беларуси выполняет национальный перевозчик Белаив. После инцидента с самолетом Ryanair национальной авиакомпании Беларуси запретили летать в страны ЕС, Великобританию и США.

Теперь из Минска прямым рейсом, а также городов постсоветского пространства можно улететь в Дубай, Пекин, на курорты Египта и Турции. Помимо Боливии летают российские авиакомпании и некоторые иностранные, например, «Грузинские авиалинии» и «Тюркирис».

Это сказывается не только на зарплатах бортпроводников Национальной гвардии, которые вынуждены проводить меньше времени в воздухе и, соответственно, меньше денег, но и на возможностях простых граждан. Лететь куда-то из Беларуси сейчас прямым рейсом — другая задача, особенно если это «куда-то» в пределах Евросоюза.

Эти два небольших примера наглядно показывают, что некоторые изменения в жизни людей после введения санкций все же есть, хотя и менее критичны.

-2
ЗАПИСЬ ШОКИРУЮЩЕГО ЭФИРА ЗДЕСЬ - Linkfly