После начала СВО в ведущих российских СМИ вышла целая серия новостных публикаций о спланированных атаках хакерских группировок на государственные и коммерческие сайты стран региона Балтийского моря. Нападениям подверглись Финляндия, Норвегия, Польша, страны Прибалтики. Все кибератаки прошли открыто, а контекст их освещения привязан к конкретным геополитическим событиям. Де-факто это ознаменовало открытие новой линии столкновения России и Запада – балтийского киберфронта.
Киберответ получили недружественные по отношению к России действия по признанию ее в качестве государства-спонсора терроризма, блокировке транзита грузов в Калининградскую область, поддержке поставок вооружения Украине, демонтажу памятников героям Великой отечественной войны, расширению НАТО.
Яркие заголовки о русских киберпобедах на балтийском киберфронте на фоне затяжных боевых действий на Украине быстро разнеслись по сети, вызвав бурный и нередко положительный отклик интернет-пользователей в комментариях. Сами хакеры получили статус пророссийских, закрепив за собой собирательное название «русские хакеры». Вот лишь малая часть примеров новостных статей – «Русские хакеры заявили о победе над Литвой» (Взгляд), «Хакеры назвали атаку на литовские сайты местью за Калининград» (РИА Новости), «Хакеры из Killnet атаковали Эстонию в ответ на демонтаж Т-34» (Lenta.ru), «Хакеры взломали сайт парламента Финляндии» (Интерфакс), «Российские хакеры взломали сайт Сейма Латвии» (URA.RU).
Патриотический лейтмотив и открытость прежде теневых кибердействий, в том числе через интерактивное общение хакеров из группировок Killnet и NoName057 с аудиторией в Telegram-каналах и группах Вконтакте, создали благоприятные условия для формирования нового образа национального героя цифровой эпохи. Он таинственный, опасный, борющийся с мировым злом и несправедливостью, обладающий знаниями, непобедимый, бесстрашный, неуловимый, вне государственного контроля. Он носит маску как Зорро, справедлив как Робин Гуд, опасен как русская мафия, неуловим как Штирлиц.
Популяризация образа «русского хакера» все сильнее стирает грань между киберпреступлением и защитой национальных интересов, делая народные кибервойска (по аналогии с народным ополчением) важной частью национальных освободительных сил. Реальное политическое противостояние все больше переходит в виртуальное пространство, заставляя государства вписывать кибербезопасность в архитектуру своей национальной безопасности.
Во второй части статьи мы поговорим о том, с кем воюют российские хакеры на Балтике, и начнем с Литвы.
Анна Михайлова, колумнист Экспертного клуба "Дигория"