Найти тему

Исследование рынка. Прелюдия.

Дорогой читатель, написание этого поста оказалось сложнее, чем я предполагал и заняло много времени и несколько редакций. Рожденный в муках, вероятно немного скучный, но являющимся связующим звеном между следующими постами, итак

Существуют множество подходов к разработке какого-либо проекта с нуля, не только в ИТ.

Один из популярных подходов - “Бережливый стартап” (Lean startup) предполагает, что, прежде чем приступать к непосредственному созданию продукта, необходимо обратиться к своей целевой аудитории и узнать, нужен ли ей такой продукт, и как они им будут пользоваться. При этом авторы методологии допускают, что сами пользователи не знают, что именно им нужно, тем более, если это касается чего-то нового. Т.е. истинные потребности пользователей вы поймете только после глубокого и тщательного анализа результатов проведенных исследований. Нужно задавать правильные вопросы и правильно интерпретировать ответы, а это не всегда возможно, особенно если ты не обладаешь нужными компетенциями.

Одна из растиражированные баек про Генри Форда рассказывает о том, что, если бы он спрашивал людей, что они хотят, то получил бы ответ: “Хотим что-то быстрее лошадей”.

Правда ли это сказал Форд или нет, но пример отлично описывает ситуацию неопределенности.

Есть сторонники подхода игнорирования исследования рынках на ранних этапах, которые нацелены на создание MVP (минимально жизнеспособного продукта) и быстрого запуска. Этот подход может иметь смысл, если продукт простой с точки зрения UI, как трусы за 3 копейки. Вероятно поэтому сейчас популярно создание ботов в телеграмме, где весь интерфейс унифицирован - это дешево, быстро и красиво.

Так нужно ли делать глубокое исследование спроса со стороны пользователей и предложения на рынке?

Нанимать аналитиков со стороны или сделать своими силами?

Однозначного ответа не существует, неожиданно, неправда ли? 😊

Все зависит от многих параметров:

  • Размера проекта;
  • Занятости ниши;
  • Уникального торгового предложения;
  • Финансов, наличия инвесторов и их требований;
  • ...

Но, в итоге, можно ли доверять исследованию и как интерпретировать его результаты?

Все это очень сложные вопросы и абстракции, которые, по моему мнению, критически важны, когда твой бизнес нацелен на получение прибыли в ближайшей перспективе.

В случае моего проекта - сервис для помощи в чтении текста и просмотре видео на иностранных языках, продукт потенциально сложный с точки зрения UI и пользователей, и не может состоять из одной кнопки (например как Shazam), я решил занять промежуточную позицию:

  • Провести анализ ближайших конкурентов, их функций, покрытия и их социальных сетей;
  • Провести анализ отзывов пользователей ближайших конкурентов;
  • Пообщаться с потенциальными пользователями моего продукта;
  • И, если получится, пообщаться с конкурентами;
  • Сделать большую часть исследовательской работы самостоятельно;
  • Создать минимально жизнеспособный прототип и начать показывать его всем, кому он может быть интересен.

Вероятно я ошибаюсь здесь, и грамотный специалист-аналитик-маркетолог-супермен придет к выводу, что мой проект обречен на провал, но пусть будет так: я сам хочу пройти этот путь, и сам набить эти шишки. So much fun! Not really.