Найти тему

Пожелай мне удачи.

(книга «Больше, чем тире»)

Название этого рассказа – не случайно. Оно взято из популярной песни Виктора Цоя «Группа крови». Потому что именно с этой песней для курсантов второго взвода третьего факультета было связано одно необыкновенное и интересное новшество, которое стало для нас значимым и даже эпохальным. И вот почему…

скриншот с киноафиши
скриншот с киноафиши

Смертельно больная огромная советская страна, словно онкобольной цеплялась за жизнь, пытаясь продлить свои дни различными процедурами и терапиями, которые назывались «Ускорение! Гласность! Новые веяния! Перестройка!» (И теперь совсем недолго осталось до перестрелки и переклички!) И кроме всего «новаторского», «передового» и «прогрессивного» - такого непривычного и чуждого укладу застойного периода «развитого социализма» - в нашу жизнь ворвались так называемые элементы забугорной сладкой жизни. И одним из таких броских элементов «наступающего грядущего» были видеосалоны, которые в городе открывались с такой же скоростью и в таких количествах, как грибы после обильного летнего ливня. Эти грибочки и поганочки видео-субкультуры были разномастными и разношёрстными. Подвальными и полуподвальными. С одним телевизором на всю душную комнату, в которой могли разместиться до полусотни страждущих «причаститься» к западной образу жизни или с несколькими современными (по тем временам) широкоэкранными телеками, поставленными в кружок и транслирующими тот или иной фильм уже для более широкой аудитории, которая рассаживалась в более или менее удобных креслах уже в импровизированном амфитеатре. Но среди большого числа низкопробных и убогих салонов с соответствующим их уровню видео-репертуаром в Калининграде всё-таки нашлось и несколько серьёзных видеосалонов, как с точки зрения репертуара, так и в плане самого салона - его комфорта и уровня видеотехники.

И вот один такой серьёзный и весьма качественный салон появился совсем неподалёку от нашего училища – в каком-то километре, если идти дворами в сторону перекрестка улиц Гайдара и Горького. Сейчас на месте того пересечения улиц шумит машинами огромный перекрёсток с круговым движением, и вместо того видеосалона радует своим архитектурным изяществом большой торговый центр. Сейчас уже и не припомнить – как всё-таки назывался тот видеосалон, стоявший как раз у самого кольца трамвая, не то восьмого, не то шестого маршрута. Но он был большим и имел несколько залов с различным числом зрительных мест. Залы были уютными и с удобными креслами. Репертуар видеосалона тоже был казист и изыскан. Но самым важным достоинством этого видеосалона было то, что его сотрудники избегали использования пиратских импортных фильмов слабого качества с «гоблинским» переводом и при этом отдавали предпочтение всё-таки отечественному синематографу. Хотя популярные в то время боевики со всякими там Сталлонами, Брюсами Уиллисами и Шварценеггерами в его видеозалах демонстрировались довольно-таки часто.

Типа такой видеопроектор
Типа такой видеопроектор

Оборудование видеосалона являло собой последний вскрик техники того времени. В нём не было банальных «видиков-шмидиков» с бытовыми телеками. В каждом зале под самым потолком висела особая трёхглазая установка – дорогущий видеопроектор, который транслировал видеокартинку на огромный во всю стену обыкновенный экран из особой технической комнаты – ну прямо как в настоящем кинотеатре. Да ещё большое количество колонок, расположенных по всему периметру зала, создавало акустический эффект объёмности и личного присутствия зрителя в самой гуще разворачивающихся на экране событий. Тогда это была своего рода революция в области кино- и видеоразвлечений. Стоимость билетов на киносеанс в таком видеосалоне была, конечно же, выше стоимости полуподвальных видеосалончиков. Но это того стоило. Тем более, что если выкупать целый зал, ну скажем, на человек двадцать – тридцать, то оптовая стоимость обыкновенному взводу обходилась гораздо дешевле. Вот об этом каким-то образом стало известно замполиту нашего факультета, и он попробовал провести культурно-массовый эксперимент на отдельно взятом взводе, то есть на нас.

Ну так уж получилось, что именно на нашем третьем этаже – в самом конце длинного коридора по правую руку – как раз напротив аварийного выхода располагался кабинет заместителя начальника факультета по политической части (замполита) капитана 1 ранга Мурзина Владимира Алексеевича. До этого у нас был другой замполит, который как огня боялся всего нового, свежего и «перестроечного» - он был тихим и безобидным перестраховщком, мечтающим о близкой пенсии. Да мы, тогда ещё курсанты первого курса, старого замполита даже и не то что не очень-то и боялись, а вообще – видели его на своём этаже очень редко: ну разве что утром он выслушает доклад от дневального о состоянии дел в роте, да вечером уже другому дневальному, уходя домой, он только отрицательно покачает головой на прощанье: «Не командуйте» - то есть не надо кричать на всю роту: «Смирно» при заместителя факультета по политработе из помещения. Лишь пару раз мы заметили его пугливую активность. Первый раз это было в октябре 1987 года, когда на воскресном концерте в клубе училища наш Саня Викторов выступил с дебютом, и поразил замполита не только своим талантом, но и неожиданным для него репертуаром. (Рассказ «Ах! Мама, что она за умница или Его дебют»). А во второй раз он появился на нашем комсомольском собрании, где вступил в нелёгкую дискуссию по поводу партии с отъявленным авантюристом из нашего взвода Женькой Я. Об этом у меня очень подробно описано в рассказе «Некомсомолец Джон Рейганович». Так что, проводив на заслуженную пенсию этого замполита, весь факультет как-то особо и не заметил потерю «лишнего штыка».

И вот нам назначили нового замполита – крепкого моложавого и высокого капитана 1 ранга Мурзина Владимира Алексеевича. Когда он пришёл на замену прежнему замполиту, то жизнь на факультете и в особенности в нашей роте не просто заиграла сочными красками грядущих перемен, но и новаторскими идеями и порой необычными предложениями. Владимир Алексеевич отличался от своих сверстников, соратников и коллег какой-то особенной жизненной энергией и неуёмным стремлением вносить в жизнь курсантов что-то свежее новое и полезное, поэтому он был, что называется, на острие перестройки и во главе ускорения. При этом он не был похож на тот приевшийся всем стереотип замполита, как о закостенелом перестраховщике, любящий в свободное от службы время проверять у курсантов конспекты первоисточников марксизма-ленинизма. Вовсе нет! Скажу откровенно – нашему факультету с замполитом очень повезло! Это ведь именно с его подачи (можно даже сказать – благословения) наш одноклассник Саша Викторов уже тогда стал известен на весь Советский Союз, выступив по телевидению на конкурсе «Когда поют солдаты». (Глава 19. «Ну не виноватая я» или Его очередной дебют. Из повести «Дважды два четвёртый и «Курс»). Благодаря усилиям и задору вечно молодого душой офицера на нашем факультете, а потом уже и во всём училище в помещениях рот был узаконен просмотр видиков с вечера субботы до полуночи в воскресенье. Он добился у командования училища официального разрешения для курсантов всех курсов третьего факультета (а уж потом к нам подтянулись и остальные факультеты) по пятницам после просмотра программы «Время» вместо вечерних прогулок засиживаться до самой полуночи перед экраном телевизора, когда транслировалась очень популярная и прогрессивно-познавательная и информационно-развлекательная программа «Взгляд» с Владиславом Листьевым и Александром Любимовым.

И вот среди всего прочего Владимир Алексеевич вдруг решил расширить курсантский кругозор и заняться ещё тщательнее нашим просвещением и нашей культуркой. Почему выпал его выбор именно на наш второй взвод – можно только догадываться. Предположений и предпосылок много. Ну не исключено, что особенную роль сыграл географический фактор – кубрик нашего взвода располагался ближе остальных к кабинету замполита – прямо за стеной. А может быть потому, что по утрам у него прибирался в кабинете курсант тоже из нашего взвода и делился с замполитом проблемами и мечтами взвода. Нет – не подумайте ничего плохого – он не стучал ни на кого, а исподволь транслировал пожелания коллектива. Наверняка, тут не обошлось ещё и без Сашки Викторова и его певческого таланта, к которому наш Владимир Алексеевич испытывал особые чувства. Но как бы то ни было, но в одно воскресное утро сопливого и промозглого ноября, сразу же после завтрака, он нам объявил, что сегодня второй взвод в полном составе идёт в город в видеосалон на просмотр очень полезного и нужного фильма. Начало в 10 часов утра.

Нет. Мы не приуныли и даже не удивились, а как-то со слабо выраженными эмоциями и без особого энтузиазма мы, переодевшись во всё парадно-выходное, дружным строем направились пешком по слякоти на просмотр «чего-то по-замполитовски очень полезного и нужного».

Пришли в салон, сдали в гардероб свои шинели. Сотрудник салона, молодой человек в строгом костюме, провёл нас по небольшим коридорам в зрительный зал размером с нашу обыкновенную учебную аудиторию. Зал оказался уютным, но серым. Удобные кресла обиты серым материалом, серые – в самый пол - шторы. И даже слегка наклонённый к большому экрану пол был покрыт ковролином военно-морского корабельного цвета. Не спеша расселись по местам и стали озираться по сторонам. В комнату к нам заглянул тот самый провожающий и спросил:

- Ну как? Готовы?

- Вроде, да!

Сотрудник салона вышел и тут же в зале погас. По экрану побежали титры под непонятные утробно-булькающие звуки – курсанты насторожились: что за ерунда? Затем появилось изображение какого-то длинного не то двора, не то проулка между двумя высокими домами, между которыми громко мяукая метался испуганный чёрный кот, вдали паслась стая непуганых сизых голубей и в самой глубине двора появился чей-то черный силуэт, который с каждым шагом всё приближался и приближался к нам…

Это становилось, право, занятным. По крайней мере комсомольско-партийный агитационные фильмы так не начинаются. Там сразу «в лоб и ухи» режут бравурный марш на фоне развевающегося кумача, ну или что-то в таком роде. А тут закадровый голос без особого выражения уже наговаривал странный текст:

- В 12 часов дня он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал, куда он идёт. И сам он – тоже…

Послышались первые аккорды, и курсанты-зрители возбуждённо заёрзали в своих креслах:

Белый снег, серый лед, на растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней – город в дорожной петле.

А над городом плывут облака, закрывая небесный свет.

А над городом – желтый дым, городу две тысячи лет,

Прожитых под светом Звезды по имени Солнце…

Мы не поверили своим ушам и глазам. На нас – на огромный экран - выходил Виктор Цой. Закурил. Появившиеся внизу огромного экрана титры подтвердили нам, что мы не ошиблись – это был он. Под его популярную песню «Звезда по имени Солнце» на фоне заходящего солнца и блестевшими острыми изогнутыми клинками уходящих вдаль рельс пошли другие титры и наконец выплыло само название фильма «Игла».

Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"

Мы всем классом дружно вздохнули – вот это невероятная нежданно-негаданная неожиданность. Несколько ранее мы уже слышали про новый советский фильм с Виктором Цоем в главной роли. И даже кто-то из наших из увольнения принес в класс журнал «Советский экран», где на обложке были изображены Виктор Цой и Пётр Мамонов – актёры нового фильма «Игла». Вот именно этот журнал как-то оказался на столе капитана 1 ранга Мурзина, который прочитав статью и проникшись чаяниями и мечтами своих подчинённых (наверняка тут не обошлось без приборщика), и смог организовать вот такой необычный и даже волшебный для нас культпоход. Сказать, что в ту минут мы были ошарашены и поражены, значит – ничего не сказать.

Обложка того самого журнала
Обложка того самого журнала

Просмотр фильма вызвал у нас восторг и безграничную благодарность нашему замполиту, особенно когда после такого невероятного эмоционального просмотра фильма старшина класса тут же, прямо у стен видеосалона, как говорится, не приходя в сознание, выдал нам всем увольняшки в город – аж на целых два часа ранее официального времени увольнения…

Вот с тех пор весь второй взвод второго курса нашего факультета раз в месяц, а то – и два раза, в девять утра уходил в этот видеосалон и поднимали свою культуру на очередную высоту - смотрели в нём фильмы, репертуар которых был очень богатым во всех отношениях. Это были и «Убить дракона» Марка Захарова, и «Солярис» Андрея Тарковского, и «Господин Оформитель» с Виктором Авиловым в главной роли. Среди импортного нам очень понравилась «Стена» Пинк Флойда. Конечно же мы и боевики смотрели, но это было всего несколько раз: про робота полицейского пара серий, да с Бэтменом тоже пара историй. Но в подавляющем большинстве мы смотрели исключительно продвинутые отечественные картины…

Владимиром Алексеевичем однажды – правда уже в конце третьего курса опять-таки для нашего взвода была организована экскурсия в калининградскую картинную галерею, что располагалась на берегу Прегель – как раз напротив памятника морякам-катерникам…

За катером видна та самая картинная галерея
За катером видна та самая картинная галерея

Вот такое у нас было «курсанство» с нашим новым замполитом.

Те времена теперь уже ушли навсегда, но добрая память о нашем новаторе-замполите навсегда осталась в благодарных сердцах.

А закончить эту историю хочется немного официальной информацией. Наш глубоко уважаемый Владимир Алексеевич до сих пор в творческом строю. И на каждый юбилей, посвящённый нашему выпуску он обязательно приходит со своими свежими стихами и всё тем же неизменным жизнерадостным задором.

Свои первые стихи Он начал писать ещё со школы, продолжает и ныне. Стихи Владимира Алексеевича посвящены морю, боевым друзьям, родным просторам России и, конечно большой любви. Им написано более 90 текстов к песням, которые воплощены в жизнь его друзьями-композиторами. Ветеран труда и военной службы, капитан 1 ранга в отставке, член Российского союза писателей и член РОО "Союза писателей Крыма", действительный член Международного Союза писателей "Новый Современник", руководитель Калининградского регионального отделения МСП "Новый современник" и действительный член Международного союза писателей имени святых Кирилла и Мефодия. Дипломант Международных литературных премий "Славянское слово" имени Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Всего у Владимира Алексеевича из печати вышли 19 сборников стихов.

P.S. Искренне верю, что за последний абзац меня не обвинят в плагиате. Эти данные я взял с сайта «неизвестный гений», где Владимир Алексеевич зарегистрирован.

© Алексей Сафронкин 2022

Другие истории из книги «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТИРЕ» Вы найдёте здесь.

Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.

Описание всех книг канала находится здесь.

Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.

Стихи
4901 интересуется