90 лет назад, в 1932 году, экспедиции Отто Шмидта удалось пройти Северный морской путь за одну навигацию. Недавно экипаж яхты «Елизавета», в состав которого входили наши практиканты, преодолел часть этого маршрута. Мы решили рассказать о невероятной истории освоения Севморпути, благодаря которому добраться с Дальнего Востока до Европы можно гораздо быстрее.
Альтернативы Севморпути — традиционные транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамские каналы, и они почти в два раза длиннее. Для сравнения: расстояние от Мурманска до Иокогамы через Суэцкий канал — около 13 тысяч морских миль, а по Северному морскому пути — немногим менее 6 тысяч.
Поисками кратчайшего пути из Европы на Дальний Восток европейские и российские исследователи и предприниматели занимались с XIII века. Первопроходцами Севморпути считаются поморы, которые проходили на своих кочах сравнительно небольшие расстояния в арктических водах до Обской губы.
В 1553–1554 годах состоялась первая английская экспедиция под руководством сэра Хью Уиллоби, целью которой было найти Северо-Восточный проход в Китай. Экспедиции удалось добраться только до Новой Земли, однако её главным достижением было получение англичанами от Ивана Грозного особых условий для торговли и последующее создание Лондонской Московской компании.
В конце XVI века голландский мореплаватель Виллем Баренц совершил три экспедиции, чтобы найти Северо-Восточный проход в Азию.
В начале XVII века в Западной Сибири был основан первый русский город за полярным кругом — Мангазея, ставший крупным торговым центром. Однако после окончания Смуты первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович под страхом смертной казни запретил иностранцам использовать морской путь в Мангазею, опасаясь, что Россия может потерять эту территорию, уступив её англичанам или голландцам, которые в те времена имели гораздо лучший флот и опыт колонизации.
Активное освоение северных вод у российских берегов на какое-то время прекратилось, но в 1648 году русский мореплаватель Семён Дежнёв открыл пролив между Чукоткой и Аляской.
В 1724–1729 гг. в ходе Первой Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга найден пролив между Азией и Америкой. Немного позднее, в 1762–1764 годах теоретические обоснования проходимости северных морей описал М.В. Ломоносов в своих работах «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и «Прибавление о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану».
В XIX веке было предпринято еще несколько экспедиций, но лишь в 1878–1879 годах шведу Эрику Норденшельду на барке «Вега» удалось пройти вдоль всего Северного морского пути. Экспедиция обогнула самую северную точку Евразии — сейчас она называется мыс Челюскин — и провела зиму у берегов Чукотки. Вторым мимо этой точки прошёл Фритьоф Нансен в 1893 году, третьим — русский геолог и географ Эдуард Толль в 1901 году.
Настоящую революцию в арктическом мореходстве произвело изобретение ледокола, в котором участвовал автор Периодической системы химических элементов Дмитрий Менделеев.
Первой русской экспедицией, которой удалось в 1914–1915 гг. пройти Севморпуть с востока на запад, была гидрографическая экспедиция по Северному Ледовитому океану на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Вилькицкого. Экспедиция прошла в 2 этапа, с зимовкой у полуострова Таймыр.
Большое значение освоение Севморпути уделял адмирал Александр Колчак, который в молодости сам принимал участие в полярных экспедициях. Созданный им в 1919 году Комитет Северного морского пути был полностью сохранён большевиками после того, как армия Колчака потерпела поражение.
В 1932 году советский исследователь Отто Шмидт впервые прошёл Северный морской путь за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». В 1933 году состоялась неудачная экспедиция ледокола «Челюскин», который попал в ледяной плен, однако полярным лётчикам удалось спасти весь экипаж, высадившийся на льдину.
Первым транспортным плаванием по Севморпути считается переход лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток в 1935 году.
С тех пор Севморпуть стал одной из важнейших транспортных артерий СССР, а потом и России. С изобретением атомных ледоколов навигацию по нему можно осуществлять круглый год (в обычных условиях это возможно всего 2–4 месяца в году). В настоящее время по Северному морскому пути перевозят нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, по нему же происходит Северный завоз, обеспечивающий необходимыми продуктами около 2 миллионов человек, живущих на Крайнем Севере.
«Морская практика» продолжает исследовать Арктику. Присоединяйтесь к парусным экспедициям в полярных регионах — специальный опыт не требуется. Узнайте подробности на нашем сайте.