2,5K подписчиков

Ледокол «Арктика» — первое судно, достигшее Северного полюса

147 прочитали
17 августа 1977 года советский ледокол «Арктика» вошел в историю как первое судно, достигшее Северного полюса. В начале 1970-х годов в СССР было принято решение о создании крупных атомных ледоколов.

17 августа 1977 года советский ледокол «Арктика» вошел в историю как первое судно, достигшее Северного полюса.

В начале 1970-х годов в СССР было принято решение о создании крупных атомных ледоколов. Они должны быть в состоянии выполнять задачи в вечной мерзлоте Северного Ледовитого океана и использоваться для прокладки торговых путей.

Первый корабль по проекту был спущен на воду в 1975 году и получил название «Арктика». Он дает название класса, к которому в общей сложности относятся 6 кораблей. Сегодня Россия продолжает использовать два из них, которые были построены после распада СССР. Это ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы».

«Арктика» — двухкорпусный ледокол. Внешний кожух имеет толщину 48 миллиметров, за ним следует пустое пространство и второй металлический слой толщиной 25 миллиметров. Пространство между двумя корпусами используется для водяного балласта. Самым сильным местом является носовая часть, изготовленная из литой стали толщиной 500 миллиметров. Нос имеет дугообразную форму, что помогает эффективнее разбивать лед.

17 августа 1977 года советский ледокол «Арктика» вошел в историю как первое судно, достигшее Северного полюса. В начале 1970-х годов в СССР было принято решение о создании крупных атомных ледоколов.-2

Ледокол имеет длину 147 метров и ширину палубы 30 метров. Максимальная высота корабля составляет 55 метров, а водоизмещение — 23 000 тонн.

Корабль может пробивать лед толщиной 2,8 метра. Дополнительная система подает струи теплого воздушного пара на глубину 9 метров ниже поверхности воды, что также помогает разбивать лед.

Ледокол разделен восемью переборками, образующими девять водонепроницаемых отсеков. Он оборудован вертолетной площадкой и ангаром в задней части. Вертолеты Ми-2 и Ка-27 могут садиться на корабль и выполнять с него разведывательные задачи.

За двигательную установку отвечают два ядерных реактора ОК-900А, каждый из них имеет мощность 171 МВт. Максимальная скорость составляет 18 узлов или 33 м/ч.

В открытом океане корабль может продержаться 7,5 месяцев, а экипаж состоит из 189 человек.

История ледокола «Арктика» весьма любопытна, поскольку связана с одной из успешных забастовок рабочих в СССР.

17 августа 1977 года советский ледокол «Арктика» вошел в историю как первое судно, достигшее Северного полюса. В начале 1970-х годов в СССР было принято решение о создании крупных атомных ледоколов.-3

В 1982 году корабль был переименован в «Леонид Брежнев», но экипажу название не понравилось. Экипаж отказался отвечать на радиосообщения, если корабль не значился как «Арктический». В течение недели после забастовки название было изменено обратно на «Арктика».

По плану корабль рассчитан на 25 лет, но при относительно дешевом ремонте и обслуживании срок полезного использования продлевается еще на 8 лет.

После 33 лет надежного ледокольного плавания «Арктика» стала не только первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса, но и первым гражданским судном, проведшим в открытом море более года без захода в порт. Корабль был официально списан в октябре 2008 года. В декабре 2018 года корабль был отбуксирован из Мурманска в акваторию завода «Нерпа» для дальнейшей утилизации. Призывы превратить его в музей оказались тщетными.

#История #ледоколарктика #судно #ссср