Самый мощный инструмент человечества уже изменил Homo sapiens

826 прочитали

Лишь через 60 лет начинает приходить понимание истиной роли медиа

Photo Illustration by Pelle Cass
Photo Illustration by Pelle Cass

Еще в 1960-е Маршалл Маклюэн подробно описал, как электронные медиа влияют на все аспекты нашей культуры и психики.

Медиа — это не просто носитель информации и даже не среда обитание людей. Медиа — это внешнее расширение человека.

Но медиа — еще и самый мощный из всех инструментов, придуманных человечеством за всю историю цивилизации. Мощнее водородной бомбы. Ибо последняя способна лишь уничтожить людей и созданную ими цивилизацию. А медиа способны изменить и то, и другое. Как выразился друг и коллега Маклюэна, отец Джон Калкин (проф. коммуникаций Фордхэмского университета в Нью-Йорке, — «мы формируем наши инструменты, а затем они формируют нас».

60 лет ошибочно считалось, что знаменитая фраза Маршалла Маклюэна «the medium is the message» лишь означает, что смысл сообщения определяется не только и не столько содержанием, сколько формой. Другими словами, — что выбор средства информации влияет на смысл этой самой информации.

И лишь во 2-м десятилетии 21 века люди начали понимать, что значение медиа для культуры цивилизации и психики носителей этой культуры более фундаментально.

Ибо медиа определяет способ думания людей — общие правила, по которым в сознании людей создается и потребляется информация, потоки которой, курсируя по разнообразным социо-когнитивным сетям, формируют и изменяют отдельных людей и все общество.

Следствием кардинального изменения медиа среды человечества в результате 2-й НТР (тотальная оцифровка информации и её перетекание в Интернет, а в ближайшие годы и в Метаверс) стала смена культурного движка земной цивилизации;

  • на смену аналоговых (символических) гипер-сетей, лежащих в основе культуры обмена мыслями (по определению Мерлина Дональда)
  • пришли социо-когнитивные сети алгокогнитивной культуры — гибридные (материально-нематериальные) цифровые гипер-сети, агентами которых, помимо людей, становятся алгоритмы.

Что в результате этого получается с человеком и обществом, я писал уже не раз в цикле постов об алгокогнитивной культуре. И конечно же, я далеко не первый, пишущий на эту тему. Об этом прекрасно писали:

  • Нил Постман в книге «Развлекаемся до смерти: общественный дискурс в эпоху шоу-бизнеса»
  • Николас Дж. Карр в книге «Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами»
  • А Джонатан Хайдт только об этом и пишет уже почти 10 лет.

Но к сожалению, до последнего времени общество не очень прислушивалось к подобным высказываниям, относя их в разряд алармизма.

И вот, похоже, что-то меняется.

Прекрасное эссе Эзры Кляйн в NYT и его превосходный разбор в блоге Дерика Боундс анализируют и резюмируют основные мысли всех названных визионеров.

  • Представления, что медиа нейтральны, а контент — король, ошибочно.
  • Медиа меняет способ работы мозга людей: 
     устная культура учила людей думать одним образом; письменная — другим; телевидение превратило все в развлечение; соцсети научили нас думать, став частью толпы, а поисковики и рекомендательные сервисы настраивают наши желания под предпочтения толпы.
  • Тип медиа меняет настройку паттернов внимания и степень их «заразности».
  • Социальные сети вредны для подростков (нет никаких настроек или архитектурных изменений соцсетей, которые бы сделали хорошей практикой для девочек-подростков в период полового созревания публиковать свои фото для публичной оценки незнакомцами).
  • А твиттер вреден для взрослых (приучая оперировать идеями без контекста и мерить их успех силой реакции).

Всё это не аргументы против технологий. Это аргументы в пользу того, чтобы относиться к технологиям настолько серьезно, насколько они того заслуживают.

Ибо «мы формируем наши инструменты, а затем они формируют нас».

#АлгокогнитивнаяКультура

________________________

Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях