Людям свойственно мыслить о́бразами, и любое произнесенное слово вызывает из глубин памяти определённый о́браз, задаёт его действие или свойство. Любой мыслительный процесс - череда о́бразов, их действий и свойств. Существительное, глагол и прилагательное - попробуйте сформулировать мысль без них.
Безобразие
Проектирование - создание нового сложного Образа, включающего много элементов. И у этого Образа, как минимум, два родителя - архитектор и заказчик.
Ландшафтный проект - не исключение. Архитектор формирует Образ благоустройства участка в своём воображении исходя из собственного опыта, знаний и предпочтений заказчика; перекладывает его на бумагу в виде "плоских чертежей". Заказчик смотрит на эти чертежи и формирует свой Образ, исходя из умения воспринимать чертежи, способностей к образному мышлению и устных пояснений архитектора.
Неподготовленному человеку тяжело воспринимать чертежи. Поэтому Образ будущего благоустройства, большинству заказчиков, проще строить по пояснениям архитектора. Пояснения, зачастую, переполнены красивыми словами: патио, боскет, бродери, виста, габитус, золотое сечение, ксит, кулисы и т.д.
По опыту скажу, что в 90% случаев заказчик оценивает Проект по количеству линий на чертежах и количеству красивых слов архитектора; вникнув лишь в пару общих черт конечного Образа, заложенного в чертах. Честно говоря, даже я со своим словарём не всегда понимаю о чём говорят новоиспечённые специалисты, закончившие модные ландшафтные курсы. Наука не стоит на месте и копает всё глубже и глубже в историю, заменяя понятные слова на забытые термины (зато/чтобы очень красиво звучит).
Но приходит время реализации Проекта... И туманный Образ благоустройства в воображении заказчика начинает меняться, сталкиваясь с реальностью. Дымка рассеивается, вместе с уверенностью в конечном Образе. Возникает желание контролировать каждый этап работ, чтобы внести изменения, пока не поздно.
Представьте марафонца бегущего 10 километров, сомневающегося что он бежит в правильном направлении. И он, поскольку не уверен куда бежать, на каждом перекрёстке сворачивает туда где дорога идёт под уклон, ведь с горки бежать легче. А стоящие по бокам разносчики воды с радостью подбадривают спортсмена в его выборе, ведь так у каждого из них сохранится больше бутылок воды и их можно будет продать "налево". Каковы шансы у марафонца закончить соревнования с каким-то приличным результатом?
Сомнения в конечном Образе фатальны. Выполняемая, в данный конкретный момент, часть строительных работ (например разметка парковки или дорожек) начинает восприниматься ярче, чем нужно, и оцениваться в отдельности от общей картины. Рекомендации архитектора кажутся пустой тратой денег, особенно когда "местные специалисты-гастарбайтеры" уверяют что всё можно сделать проще и дешевле. И тут начинаются правки в процессе строительства, которые полностью разрушают общий замысел (Образ) архитектора. Проект теряет актуальность и идет в мусорное ведро.
По моим наблюдениям, половина проектов теряет смысл уже на первом этапе строительных работ. Доводятся до конца, в полном объёме, лишь 3-5% от всех ландшафтных проектов.
Причина - сомнения заказчика в конечном результате (Образе), заложенном в чертежах. И тут встаёт вопрос - заказывать новый проект или руководить стройкой самостоятельно, передавая Образы матом, вместо чертежей. Учитывая пользу от первого проекта, выбор очевиден; нет смысла тратиться на то, что не формирует Образ. Но и передача Образа строителям крепким словцом не эффективна. Результат - заказчик требует нереального, а строители кивают головой и делают то, что проще выполнить. У каждого свой Образ и результат получается безобразным.
Виноваты, естественно, архитектор и рабочие 😉
Как быть?
Раньше выход был один - выбрать именитого архитектора и полностью ему довериться.
Сейчас, благодаря современным технологиям, ситуация меняется. Появилась возможность создавать трёхмерные модели и легко работать над Образом совместно, даже неподготовленным людям. Процесс согласования проекта уже не требует сложного (для обеих сторон) промежуточного этапа плоских чертежей, компетентности заказчика в черчении и его развитого образного мышления. Трёхмерная модель формирует схожие Образы у всех соавторов, позволяет говорить "на одном языке" и избавляет от рутинной работы по многократному внесению изменений в десятки взаимосвязанных плоских чертежей.
Ненавистный всеми архитекторами, нудный перенос Образа в плоскость ("на бумагу") происходит всего один раз, в самом конце, когда Образ уже полностью осознан и согласован заказчиком. Я не зря акцентирую внимание на уменьшении рутины (творческие личности поймут), ведь именно за неё архитекторы просят деньги; а творчество - оно от души, подарок архитектора вселенной, оно не может измеряться деньгами. Чем больше рутины в проектировании, тем меньше творчества. Чем больше рутины в изменениях, тем больше соблазн "напустить тумана" и запутать. Это естественная реакция любого человека. Концентрация на творчестве с минимумом рутины - творит чудеса. Простота передачи Образа - волшебное свойство трёхмерного моделирования.
В современном сверхскоростном мире, когда люди утеряли способность вникать и долго концентрироваться на одной теме, даже простые "плоские" чертежи превратились в непреодолимый барьер между архитектором и заказчиком. Хотя их изначальный смысл как-раз в обратном. Так, большинство наук пользуются терминами на Латыни, давно умершем языке. Полезно-ли это для науки? Для учёных - безусловно; для остальных - скорее нет. И какой простор для шарлатанов и не́учей...
Но вернёмся к проектам…Тут не надо путать проектирование в виде трёхмерной модели и "визуализацию".
Визуализация, это когда архитектор создаёт Образ, фиксирует его в виде классических "плоских" чертежей; а затем передаёт визуализатору для создания отдельных видов. Визуализация обычно помогает заказчику легче воспринять Образ, созданный архитектором. Но любое дополнительное звено в передаче Образа вносит свои погрешности, да и процесс изменения и согласования Образа становится крайне медленным и дорогим. У такого подхода один плюс - картинка профессионального визуализатора всегда более качественная, и создаёт более яркий Образ, чем трёхмерная модель (иногда даже ярче, чем будущая реальность). Но такая визуализация дискретна, т.е. Вам покажут несколько удачных видовых точек. Десяток визуализаций - дорогое удовольствие. В то время как, по трёхмерной модели можно «погулять» и «заглянуть» во все проблемные места, получив полную картину будущего благоустройства. Ещё один пример моего проекта:
И вот мы добрались до сути статьи. Польза и эффективность любого проекта легко определить, внимательно изучив Образ, сформированный проектом в Вашей голове. Чем больше "тумана", требующего устного пояснения архитектора, тем хуже проект. Если, конечно, речь не идёт о нюансах сложных инженерных систем или рельефе участка; тут вопросы неизбежны, а пояснения необходимы.
Резюме
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что сейчас есть четыре пути проектирования. Точнее два, и к каждому можно "прикрутить" полезную опцию:
- Классическое проектирование (плоские чертежи). По факту - самое быстрое и дешевое, поскольку заказчик формирует себе собственный понравившийся Образ, по мотивам Образа архитектора, и на этом успокаивается до начала реализации. Результат зачастую безобразный; в различной степени.
- Классическое проектирование (плоские чертежи), плюс визуализация. Очень медленно и дорого. Результат зависит от количества визуализаций. Чем больше картинок и видео сделано, тем ближе образы заказчика и архитектора. Но и цена возрастает очень сильно с каждой визуализацией.
- Трехмерное моделирование. Позволяет согласовать Образ во всех нюансах, поскольку заказчик имеет возможность ознакомиться с ним легко и детально; поучаствовать в процессе формирования. Это умножает трудозатраты обеих сторон в процессе согласования Образа: но, зато, значительно упрощает реализацию (экономия на реализации всегда кратно покрывает стоимость проекта). Цена такого проектирования - средняя, между предыдущими вариантами.
- Трёхмерное моделирование и визуализация. Ещё большее сближение Образов. Хорошо, но дорого и медленно. Например: мелкое изменение в 3D модели занимает несколько минут, а обработка визуализации (текстурирование и рендеринг) требует часов (а иногда и дней), не считая пересылок и других организационных вопросов.
По прохождении любого из этих четырёх путей, Вы получите одинаковый по количеству набор чертежей, то-есть классический "плоский" проект. Но полезность, с точки зрения перспектив реализации и комфорта будущего проживания, совершенно разная. Ведь при реализации важна ясность конечного Образа у заказчика и детальная профессиональная проработка Образа архитектором!
Спасибо, что дочитали статью до конца))
Очень скоро можно будет посмотреть Образы даже без видео, а сразу в 3D, но технологии ещё немного недоросли, и браузерная векторная графика пока слаба. Приведу пару примеров:
Если поставите Лайк - мне будет приятно))
Обращайтесь, если Вам нужна консультация по Ландшафту в Московской области. Написать личное сообщение лучше в Telegram: 👉 https://t.me/romanlsc
Рекомендую так-же подписаться на мой канал в Telegram. Там дублируется вся информация с основного канала и гораздо удобнее поиск (по тегам = #...) 👉 https://t.me/roman_landscape
Так-же, рекомендую специалиста по визуализации: Василий Сергеев, телефон / Viber / WhatsApp +7-987-905-57-29.
Рекомендую почитать статьи:
📕 Статья о порядке строительных работ при освоении участка 👇
📕 Статья о том, как выбрать подходящий проект загородного дома 👇
📕 Статья о выборе конструкции фундамента дома 👇
📕 Статья о правильном расположении дома и построек на участке 👇
📕 Статья об осушении участка. Методы и ошибки 👇
И много другой полезной информации по благоустройству частных земельных участков на моём основном канале Дзен 👉 https://dzen.ru/roman_land