1.1. Настоящее Положение регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом НОО, Методическим письмом МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11- 13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной
1.2. Положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся по всем позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению тетрадей. Оно определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике в начальной школе.
1.3. Единый орфографический режим является обязательным для применения всеми учителями и учащимися при оформлении тетрадей.
2. Количество и название ученических тетрадей
Для всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
Предмет
1 класс
2-4 классы
Русский язык
Прописи (в соответствии с требованиями УМК)
2 рабочие тетради
Тетради на печатной основе (в соответствии с требованиями УМК)
2 рабочие тетради
1 тетрадь для контрольных работ
Тетради на печатной основе (в соответствии с требованиями УМК)
Математика
Тетради на печатной основе (в соответствии с требованиями УМК)
2 рабочие тетради
2 рабочие тетради
1 тетрадь для контрольных работ
Тетради на печатной основе (в соответствии с требованиями УМК)
Литературное чтение
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
Допускается тетрадь для творческих работ.
Окружающий мир
1 рабочая тетрадь.
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
Иностранный язык
В соответствии с программными требованиями
ИЗО- Альбом
Технология- Тетради на печатной основе (в соответствии с требованиями УМК)
Музыка - нет
Физическая культура- нет
Родной язык- 2 рабочие тетради
ОРКСЭ 4 класс- 1 рабочая тетрадь
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
3. Порядок ведения тетрадей учащихся
Все записи в тетрадях должны вестись с соблюдением следующих требований:
3.1. Писать каллиграфическим аккуратным, разборчивым почерком. Пользоваться шариковой ручкой синего цвета. Все подчёркивания, начертания геометрических фигур выполняются простом карандашом.
3.2. Во всех тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя, самостоятельная работа, работа над ошибками (когда в этом есть необходимость).
3.3. При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов. В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
3.4. Тетради подписываются по следующему образцу:
Тетрадь
для работ
по русскому языку ( математике)
ученика( цы) 2 класса «а»
средней школы №1
ФИ уч-ся в родительном падеже
Тетради учащихся для 1 и 2-го классов подписывает либо сам учитель, либо родители.
Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были
подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.
Тетради учащихся для 3– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
3.5 Во всех выполняемых в тетради работах обязательно наличие даты:
в первом классе в период обучения грамоте дата записывается по центру страницы учителем
или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 с.; со второго полугодия в 1 классе, а также во 2 - 4 классах: число - арабской цифрой, название месяца прописью 1 сентября( без точки) ; в тетрадях по русскому языку в 4 классах число и месяц записываются словами в форме именительного падежа: Первое сентября( без точки)
3.6. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру (без точки). Например:
Классная работа
Домашняя работа
Работа над ошибками
Контрольная работа
Изложение
Сочинение
3.7. Работы проверяются учителем чернилами красного цвета.
3.8. Учитель имеет право делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения учащихся.
3.9.В качестве отметки, начиная со 2-го класса, может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности (в том числе и через дробь).
3.10.Оформление письменных работ по русскому языку.
- Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку во 2-ом классе определяет сам учитель, но только при наличии у каждого ученика успешно сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не позднее 3 класса.
- После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей.) Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строка не пропускается.
- Методика проведения «минуток чистописания» требует содержания, объёма и периодичности проведения: 1-2 класс - 1 строка - ежедневно; 3 - 4 класс – 2 строки –ежедневно. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.
- Ученик обязан при записи текста в тетради соблюдать красную строку, записывать стихотворный текст по строкам, соблюдая авторские знаки.
- Подчеркивание выполняется аккуратно карандашом и только по линейке.
- Ошибки исправляются следующим образом:
-неверно написанная буква зачеркивается косой линией, вместо зачеркнутого сверху пишется нужная буква;
-части слов, слова, предложения зачеркиваются тонкой горизонтальной линией;
-неверные написания в скобки не заключаются;
-неверно выполненные соединения и начертания букв выносятся учителем в виде образца на поля тетради.
- При оформлении контрольных работ по русскому языку записывается вариант, вид работы и строкой ниже – её название( без точки) . Например :
1вариант
Диктант
В тайге
- Слово упражнение пишется полностью с 3 класса. В 1-2 классах допускается краткая и полная форма записи (по центру строки). Образец:
Упражнение 234 (3-4кл) Упр.234 (1-2)
- В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой ( строчной ) буквы. Знаки препинания не ставятся. Например:
ветер
восток
песок
В работе подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую, в конце записи ставится точка.
Например: Ветер, восток, песок.
- При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные буквы: глухой – гл., звонкий – зв., согласный –согл., твёрдый – тв., существительное – сущ., прилагательное- - прил., глагол - гл., предлог – пр., мужской род – м. р., женский род – ж. р, средний род – ср. р., прошедшее время – пр. вр., настоящее время – н. вр., будущее время – буд. вр., единственное
число – ед. ч., множественное число - мн. ч. Названия падежей указываются заглавной буквой. (И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.). Обозначения над словами выполняются простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке простым карандашом. Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
3.11. Оформление письменных работ по математике.
- Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа.)
- Между разными видами работ в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз.
- Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступается три клетки вправо (пишем на четвёртой).
- Принятые международные сокращения такие как: кг, дм, см, га, м, мм и т.д.
записываются кратко. После сокращений точка не ставится.
- В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради.
- В тетрадях отмечаются номер заданий. Например : №5 Задача №2. Записи выполняются по центру страницы.
- Оформление задач требует соблюдения принятых норм. Краткая запись оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с заглавной буквы. Существует несколько форм записи решения задач:
-по действиям;
-по действиям с письменным пояснением;
-по действиям с записью вопроса;
-выражением;
-уравнением.
Порядок действий в задаче, если их более 2-х, нумеруется цифрой: 1, 2 и т.д.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В 1-ом классе ответ записывается
кратко. После завершения букварного периода учащиеся записывают полный ответ.
- При оформлении решения выражений на порядок действий следует соблюдать следующие нормы:
-записать выражение полностью;
-указать цифрами над знаками порядок выполнения действий;
-расписать выполняемые действия по порядку (применяя письменные приёмы вычислений), отступив вниз одну клетку или вправо 3 клетки;
-записать окончательное значение выражения.
- Оформление записи при решении уравнений производится с основой на рекомендации в УМК.
- Оформление записи задач геометрического типа. Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Результаты измерений подписываются ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, заглавным буквами латинского алфавита. Чертёж фигуры выполняется лишь тогда, когда это определено условием задачи.
- При оформлении ответов в математическом диктанте следует соблюдать
следующие требования:
-записывать только ответы в строчку, отступая одну клетку вправо;
-рядом с числом писать наименования единиц измерения и предлоги на, в … раз, т.д. Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
4. Информационная поддержка
4.1. Администрация школы обязана ознакомить учителей с настоящим Положением.
4.2. Учителя обязаны довести до сведения учащихся и родителей настоящее Положение.
4.3. Администрация школы определяет в плане ВШК периодичность проверок по выполнению единого орфографического режима и доводит график проверок до сведения педагогического коллектива.
4.4.В случае невыполнения учителем норм проверки, определѐнных настоящим Положением, администрация вправе вынести административное взыскание с последующей проверкой учителя по данному вопросу.
4.5. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения учащимися норм оформления , определѐнных настоящим Положением, учитель обязан принять меры педагогического воздействия и довести информацию до родителей учащихся.