Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» обязывает компании и предпринимателей применять онлайн-кассы c фискальным накопителем и передавать данные с них в ФНС для контроля доходов организаций. Отправку информации о продажах с касс в налоговую службу осуществляют через операторов фискальных данных (ОФД).
Онлайн-касса постоянно пробивает чеки и формирует различные отчёты (например, об открытии и закрытии смены) — такие документы называют фискальными. Все данные об операциях на кассе хранит в себе фискальный накопитель (ФН), он также формирует электронный чек с фискальным признаком и отправляет его в ОФД.
Оператором фискальных данных выступает компания-посредник между пользователем кассы и Федеральной налоговой службой. Он собирает всю информацию, обрабатывает и проверяет подлинность, затем передаёт фискальные документы в налоговую инспекцию через интернет.
Перечень операторов, которые полноправно могут получать и обрабатывать эту информацию размещён на интернет-портале налоговой. Разберёмся, как найти реестр ОФД на сайте ФНС и какие требования предъявляет закон к операторам фискальных данных.
Реестр операторов фискальных данных
В реестр ОФД попадают организации, прошедшие аккредитацию ФНС согласно ст.4.5 ФЗ-№ 54. В этом реестре содержится вся информация о каждом операторе: название, ИНН, адрес веб-сайта, дата выдачи разрешения на обработку данных. Именно налоговая служба принимает решение о выдаче разрешения на обработку фискальных данных или его аннулировании.
Компании, которые претендуют на статус ОФД, должны направить в налоговый орган заявление в установленной форме с экспертным заключением по оборудованию, реквизитами лицензии на оказание услуг связи, сведениями о документах, удостоверяющих класс защищённости используемых инфосистем.
В случае успешной проверки заявления ФНС выдаёт организации разрешение на оказание услуг в качестве ОФД. Как только организация получает статус оператора фискальных данных, список обновляется.
Просмотреть список ОФД на сайте ФНС можно следующим способом:
- На главной странице в верхней части окна нужно найти раздел «Деятельность». Навести на него курсор мыши и во всплывающем окне выбрать подраздел «Иные функции ФНС России».
- На открывшейся странице кликнуть на кнопку «Реестры и проверка контрагентов».
- Выбрать пункт «Операторы фискальных данных» и загрузить страницу.
- Нажать «Загрузить» и компьютер сохранит реестр как документ с расширением .docx.
Приказы о включении новых компаний в список и аннулировании ранее выданных разрешений публикуются там же на странице реестра ОФД, в разделе Документы.
Будет ли пополняться список операторов фискальных данных
На сегодня реестр ОФД представлен основными операторами, которые в течение длительного срока удерживают свои позиции в перечне ФНС. Вероятность того, что список пополнится новыми организациями, есть — компания лишь должна соответствовать требованиям, которые изложены в ст.4.5 ФЗ-№ 54 и получить разрешение.
Однако возможна обратная ситуация, что организация может допустить серьёзные нарушения или больше не будет соответствовать требованиям, тогда она утратит статус ОФД и её исключат из реестра. Следить за изменениями можно на официальном сайте налоговой службы.
Если оператора нет в списке, с ним нельзя заключить договор, а без договора нельзя поставить онлайн-кассу на учёт в налоговой. За работу без онлайн-кассы налоговая выписывает штраф: от 10 000 рублей для ИП и от 30 000 рублей для компаний.
Требования к ОФД
Требования к операторам фискальных данных изложены в ст.4.5 ФЗ-№ 54: он обязан осуществлять обработку фискальных данных в режиме реального времени, направлять каждый фискальный документ не позднее 24 часов с момента получения, обеспечивать конфиденциальность и защиту передаваемой информации.
Операторам необходимо предоставлять беспрепятственный, дистанционный доступ к фискальным данным из своей базы. А по запросу налоговиков направить им сведения о расчётах (включая данные об организации или ИП) и сведения используемой ККТ. Данные направляются в виде электронного документа в течение суток с момента получения запроса или на бумаге в течение трёх рабочих дней.
ОФД должен также направлять автоматически информацию о маркированных товарах в систему маркировки. Но главное требование — быть в реестре ФНС.
Ответственность операторов
Выступая в качестве компании-посредника между ФНС и пользователями ККТ, оператор несёт ответственность за добросовестное исполнение своих обязанностей. В случае недобросовестности и нарушений налоговый орган может применить меры взыскания, изложенные в ст.14.5 КоАП РФ.
Штрафные санкции налагаются в следующих случаях:
- нарушение конфиденциальности и защиты фискальных данных — от 500 тыс. до 1 млн рублей;
- при продолжении работы в случае аннулирования имеющегося у него разрешения — до 500 тыс. руб.;
- непредоставление в налоговую службу информации о заключении или расторжении договоров с пользователями ККТ — от 100 до 200 тысяч рублей.
Помимо штрафа, в зависимости от серьёзности нарушения, могут лишить возможности продолжать дальнейшую деятельность — ФНС аннулирует разрешение на обработку фискальных данных. Никаких предупреждений или временной приостановки деятельности в качестве мер наказания в случае грубых нарушений не применяется.
Как выбрать оператора
Как определиться, какого ОФД выбрать. Критерии, которыми необходимо руководствоваться при выборе:
- наличие поддержки всех моделей онлайн-касс и фискальных накопителей;
- простота подключения к системе;
- возможность подключения дополнительных услуг (сервисов);
- быстрая оплата;
- возможность выбрать подходящий тариф;
- надёжность серверов;
- круглосуточная техподдержка;
- обучение и консультации.
В качестве оператора фискальных данных рекомендуем воспользоваться услугами АО «Калуга Астрал». Сервис «Астрал.ОФД» соответствует всем вышеперечисленным критериям для комфортной работы пользователя.
«Астрал.ОФД» — аккредитованный оператор фискальных данных
«Калуга Астрал» работает с 1993 года. Компания вместе с налоговой службой России участвовала в эксперименте по внедрению фискальных данных и закона о контрольно-кассовой технике (ККТ). Сотрудники отслеживали передачу данных на серверы ГНИВЦ и участвовали в разработке сервера ОФД.
«Астрал.ОФД» имеет необходимые лицензии от службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, службы по техническому и экспортному контролю, службы безопасности. Сервис бесплатно передаёт информацию в систему маркировки товаров «Честный ЗНАК» и работает во всех регионах страны.
В «Астрал. ОФД» пользователи могут:
- передавать фискальные данные;
- регистрировать, перерегистрировать и снимать с учёта ККТ;
- работать с маркированным товаром;
- получать статистику по работе торговых точек: выручка, средний чек, популярные товары, число чеков по продавцам;
- направлять чеки покупателям по SMS и электронной почте;
- обращаться за обслуживанием оборудования и техподдержкой 24/7.
«Астрал.ОФД» работает со всеми моделями касс и фискальных накопителей из официального реестра Федеральной налоговой службы, а сотрудники компании помогают с подключением и настройкой. Если ещё нет необходимого оборудования, его можно выбрать в каталоге интернет-магазина «Астрал ККТ».
Как подключиться к ОФД
Для подключения к ОФД нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), которая равноценна собственноручной подписи и придаёт документам юридическую значимость. Правила выдачи электронной подписи изменились. Согласно ФЗ № 63 «Об электронной подписи» получить УКЭП руководителя юридического лица или ИП можно только в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц. А подпись физлица получают в любом аккредитованном удостоверяющем центре.
Подробнее об УКЭП, где применяется и как сделать, рассказали в статье.
Электронная подпись также потребуется для входа в личный кабинет системы и регистрации кассовой техники. Большинство ОФД, включая УЦ «Калуга Астрал», имеют право на выдачу электронной подписи.
Мы поможем с выпуском УКЭП юрлица и ИП. Для этого рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. А для получения подписи физлица можно воспользоваться сервисами Астрал-ЭТ или 1С-ЭТП, если уже знакомы и работаете с программой 1С.
Пошаговый план, как подключиться к ОФД
- Купить кассовую технику, если ещё нет.
- Получить квалифицированную электронную подпись.
- Выбрать оператора фискальных данных на сайте налоговой службы из реестра аккредитованных ОФД.
- На сайте оператора оформить заявку на подключение.
- Оформить договор с ОФД с помощью электронной подписи.
- Зарегистрировать ККТ в налоговой. Сделать это можно в личном кабинете на интернет-площадке налоговой или через своего оператора. Для этого также потребует электронная подпись. После этого кассе присваивается регистрационный номер.
- Зайти в личный кабинет сервиса ОФД и ввести регистрационный номер кассы, чтобы поставить её на учёт оператора. Можно начинать работу.
Если планируете заключить договор с АО «Калуга Астрал» на приём, хранение и передачу данных о чеках в налоговую службу, рекомендуем нашу статью. В ней — подробно о том, как начать работу с ОФД.
Для подключения к Астрал.ОФД оставьте заявку на astral.ru.